Контрольная работа: Мониторинг окружающей среды

ЗАДАНИЕ №15

1. Мониторинг окружающей среды.

2. Правовая основа управления природопользования.

3. ЗАДАЧА.

Оценить ущерб, наносимый сельскому хозяйству от ухудшения качества среды, если известно, что площадь земель, изъятых из оборота, составляет 20 га, а чистый доход от этих земель—1700 у.е./га. Кроме того, под действием неблагоприятной среды загрязнено 45 га, на которых выращивается овес. Снижение урожайности овса составляет 2ц/га. Закупочная цена на овес-0,3 усл.ед./кг.

1.Мониторинг окружающей среды

Экологический мониторинг. Это комплексная система наблюдения за элементами окружающей среды, контроля и прогноза ее состояния, предполагающая оценку изменений в экосистемах, в том числе связанных с накоплением загрязняющих веществ вследствие деятельности человека.

В Программе ЮНЕСКО “Человек и биосфера” дано следующее определение мониторинга: “Мониторинг рассматривается как система регулярных длительных наблюдений в пространстве и времени, дающих информацию о состоянии окружающей среды, с целью оценки прошлого, настоящего и прогноза изменения в будущем параметров окружающей среды, имеющих значение для человека”.

Контроль природной среды осуществляется в соответствии не только с программами и концепциями экологического возрождения России, но и с международными программами, такими, как ”Человек и биосфера” (МАБ), принятой ЮНЕСКО в 1970 г., а также программами Международного комитета по окружающей среде СКОПЕ, ЮНЕП, предполагающими организацию Глобальной системы мониторинга окружающей среды (ГСМОС). Основная задача — предупреждение естественных и антропогенных изменений состояния природной среды, способных нанести экономический, моральный и социальный вред человечеству.

Основным источником информации при проведении оценки служат данные, полученные в процессе наблюдений за окружающей средой. Потребность в наблюдениях (новой, дополнительной или контрольной информации) возникает на всех этапах оценки.

Экологический мониторинг включает звенья разного уровня:

глобальный (биосферный); национальный, осуществляемый в пределах государства; региональный (геосистемный) — в пределах отдельных крупных районов; локальный, действующий в пределах населенных пунктов, промышленных центров, предприятий. Глобальный мониторинг осуществляется на основе международного сотрудничества. Это система наблюдений за обще планетарными изменениями атмосферы, гидросферы, растительного и почвенного покрова, животного мира. Характеризуемые показатели — радиационный баланс, тепловой перегрев, глобальные балансы СО 2 и О 2 загрязнение атмосферы, больших рек и водоемов, глобальное распространение загрязнения почв.

Национальный мониторинг — слежение за взаимодействием природы и человека в зональных биосферных заповедниках (станциях) на территории государства для получения информации об изменениях качества среды. Необходимы постоянные исследования фоновых характеристик состояния природной среды, наблюдения за экосистемами для определения предельно допустимого воздействия деятельности человека на них. Территорий, отвечающих требованиям, предъявляемым к созданию фоновых биостанций или заповедников, мало: Приокско-Террасный, Центрально-Черноземный, Сихотэ-алинский, Тихоокеанский морской.

Региональный мониторинг — система наблюдений на региональном уровне за изменениями окружающей среды в процессе природопользования, особенно в интенсивно осваиваемых районах (его часто называют хозяйственным). Региональный мониторинг осуществляют работники гидрометеорологической, гидрохимической, агрохимической, лесоустроительной, сейсмологической и других служб. Объектами мониторинга служат исчезающие виды растений и животных, агро- и природные экосистемы. Характеризуемые показатели—функциональная структура природных экосистем и ее нарушения, популяционное состояние растений и животных, урожайность сельскохозяйственных культур.

Локальный (биоэкологический), вернее, санитарно-гигиенический мониторинг предполагает контроль за уровнем содержания в природных средах токсичных для человека загрязняющих веществ. Он включает наблюдения за отдельными изменениями компонентов природной среды в результате воздействия конкретных загрязнителей (загрязнение воздуха, воды, почв под влиянием предприятий, строек, воздействие мелиоративных систем на почвы, растительность).

Таким образом, система мониторингов, необходимая для учета, анализа, оценки и прогноза изменения состояния природной среды на различных уровнях, позволяет принимать меры по достижению и сохранению стабильно равновесного состояния жизненной среды.

Целесообразна и эффективна методология экологического мониторинга, включающая использование данных, собранных на земле (сбор образцов, анализ химическими, спектральными, хроматографическими и другими методами), с воздуха (систематические разведывательные полеты на легких самолетах) и из космоса (передача визуальных, цифровых материалов спутниковыми системами). Для контроля за состоянием природной среды используют оптическую и радиолокационную аппаратуру, с помощью которой можно определить содержание в атмосфере на разных высотах СО, СО2 , СН 4 и др. Для исследования содержания аэрозолей в воздухе используют и лазерные устройства дифференцированного сканирования.

Экологическая экспертиза. Это система комплексной оценки состояния территории, охватывающая все виды хозяйственной деятельности. Ее цели — определение соответствия или несоответствия сложившейся структуры использования территории потенциальным природным возможностям, а также разработка рекомендаций по сохранению экологического равновесия. Различают государственную и ведомственную экспертизы. Государственную экологическую экспертизу осуществляют Государственный комитет РФ по охране окружающей среды и Министерство природных ресурсов РФ, создающие специальные экспертные комиссии. Ведомственную экологическую экспертизу проводят структурные подразделения по охране природы и санитарно-эпидемиологические учреждения министерств и ведомств. Они проверяют предплановую, проектно-планировочную и другую документацию на предмет соответствия ее экологическим нормам и правилам, регламентирующим хозяйственную деятельность землепользователя, любого предприятия и изложенным в санитарных нормативах и природоохранных законодательных документах. От уровня экологизации хозяйствования во всех сферах производства во многом зависит эффективность природопользования. Экологическая экспертиза не должна оставлять без внимания ни одного проекта преобразования природы (введение новых хозяйственных объектов, освоение земельных, водных, лесных и других природных ресурсов). Реализация любого проекта должна исключать возможность проявления процессов антропогенной деградации в конкретном регионе и в стране в целом. Одна из главных функций при проведении экспертизы — составление проекта экологического прогноза на ближайшую и отдаленную перспективы. Это может быть сделано в форме научно обоснованных заключений, картографических и математических моделей, других материалов, характеризующих возможный режим использования хозяйственных систем региона при намечаемых планах его социально-экономического развития.

Экологическая экспертиза состоит из трех частей: вводной (протокольной), констатирующей (описательной), заключительной (оценочно-обобщающей). Во вводной части содержатся данные о составе экспертной комиссии, указаны задачи и методика их решения, приведены перечень всех используемых материалов и организаций, сведения о заказчиках, сроках выполнения. В констатирующей части рассматриваются общий уровень социально-экономического развития региона (его промышленных, лесохозяйственных, агропромышленных комплексов), инфраструктура, проблемные отрасли и предприятия, из-за которых создаются определенные экологические проблемы. Отдельно должны быть рассмотрены технологические, санитарно-гигиенические, экономические и другие мероприятия по рациональному использованию природных ресурсов и охране их от различных загрязнений. Важно выявить всевозможные негативные процессы, источники загрязнений и их распределение, оценить остроту экологических проблем и ситуаций. Все это оформляют в виде самостоятельного раздела по конфликтам. В заключительной части должна быть отмечена степень эффективности природоохранных мероприятий, применяемых на данной территории; дана оценка с экологических позиций документации крупных хозяйственных объектов; должны быть указаны возможные неблагоприятные экологические и социально-экономические последствия при осуществлении проектируемых преобразований; должны быть приведены выводы о состоянии современного природопользования и охране среды, рекомендации по решению всех экологических проблем в регионе в объеме его комплексного хозяйственного развития.

Отсутствие комплексных научно обоснованных нормативов и методических рекомендаций по проведению экспертизы, ограниченная информация, недостаточная обеспеченность необходимыми материалами для экологической оценки территории создают большие трудности при проведении экологических экспертиз.

Все проекты, отраслевые схемы, планы, программы добывающей промышленности, энергетики, агропромышленного и лесохозяйственного комплексов, других отраслей хозяйства подлежат обязательной государственной экспертизе. По результатам экспертизы разработчикам выдается разрешение на выбросы загрязняющих веществ стационарными источниками с указанием срока действия. При экспертизе проектов размещения крупных промышленных комплексов необходимо определить их возможное отрицательное влияние в радиусе 20...30 км. Размер санитарно-защитной зоны должен соответствовать нормативным требованиям и руководствам по проектированию санитарно-защитных зон предприятий. Утверждение проектов, планов и программ не допускается без проведения экологической экспертизы. Порядок проведения экспертизы регламентируется действующими нормативно-правовыми актами, от совершенства которых будет в значительной степени зависеть объективность оценки экологического состояния любой территории.

Президент Беларуси Александр Лукашенко своим Указом № 251 утвердил Государственную программу развития Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь на 2006—2010 годы, сообщили в пресс-службе главы государства.На реализацию программы планируется направить 26,2 миллиарда рублей, в том числе из средств республиканского бюджета — 6 миллиардов, из фонда охраны природы — 14,2 миллиарда, из республиканского дорожного фонда — 0,4 миллиарда, собственных средств исполнителей — 5,6 миллиарда рублей.
Эти средства в основном будут направлены на развитие мониторинга атмосферного воздуха, улучшение состояния поверхностных и подземных вод, лесов, животного и растительного мира, особо охраняемых природных территорий. Информация, полученная в результате мониторинга, будет использована для предупреждения негативного воздействия на окружающую среду, а также будет способствовать развитию экологического образования граждан, привлечению иностранных инвестиций в охрану окружающей среды, повышению международного престижа нашего государства.
Программа направлена на дальнейшее развитие Национальной системы мониторинга окружающей среды, в частности, на организационное совершенствование видов мониторинга окружающей среды; достижение необходимого технического и методического уровней мониторинга окружающей среды, соответствующих международным требованиям; информационное обеспечение выполнения международных обязательств Республики Беларусь в области охраны окружающей среды; развитие локального мониторинга окружающей среды на объектах, наиболее загрязняющих атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, землю; обеспечение функционирования информационной системы мониторинга окружающей среды на основе современных информационных технологий, интеграции ее в международные сети и программы.

Выполнение мероприятий программы будет осуществляться по приоритетным направлениям развития Национальной системы мониторинга окружающей среды. Программа включает 11 видов мониторинга окружающей среды, обеспечивающих наблюдение, оценку и прогноз состояния всех компонентов окружающей среды, основных природных ресурсов и факторов воздействия на них.

Ответственность за целевое и эффективное использование бюджетных средств, направляемых на реализацию программы, возлагается на руководителей министерств природных ресурсов и охраны окружающей среды, лесного хозяйства, образования, транспорта и коммуникаций, Комзема, НАН Беларуси, Комитета по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, Управления делами Президента Беларуси, определенных ее государственными заказчиками, а также организаций, осуществляющих выполнение заданий программы. Все государственные заказчики обязаны ежегодно до 10 февраля предоставлять в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды отчет о ходе выполнения Государственной программы. Реализация программы обеспечит должный контроль за состоянием атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, лесов, животного и растительного мира, особо охраняемых природных территорий. Это позволит минимизировать негативное техногенное воздействие на окружающую среду.

???????????? ??????? ??????????? ?????????? ?????. ????? ???????? ??????????????-??????????????? ? ?????????? ?? ????? ????????? ????????? ???? ??????????? ?????????? ?????:- ?????????? ??????;- ?????????? ????????????? ???;- ?????????? ????????? ???;- ?????????? ???????????? ???????;- ?????????? ????????? ????;- ?????????? ????????????? ????;- ?????????? ?????;- ?????????? ????????? ????;- ???????????? ??????????;- ????????????? ??????????;- ????????? ?????????? ?????????? ?????.?????????? ????? ??????????? ?????????? ????? ? ??????? ????? ?????????????? ?? ?????? ????????? ????? ?????????: ??????????????? ??????????? ???????? ?????, ??????????????? ??????? ?????????? ????? ??????????? ?????????? ?????; ????????????? ???????????? ? ???????????? ???????????; ????????????? ? ?????????????? ?????? ??????????? ?????????? ?????; ??????????-????? ?????????? ??????? ?????????? ?? ?????????? ?????????? ????? (????? - ?????? ?????????? ?????) ??? ????????? ??????????? ?????????? ? ????????? ????????????? ??????; ?????????????? ??????? ?????????? ?? ?????????? ?????????? ????? ? ???????????? ?? ??? ????????? ? ????????????? ???????? ?? ??????? ??????????, ?????????? ? ????????????? ????????????????? ??????? ? ??????????????? ?????? ??????? ?????????? ?????; ????????????? ????????? ? ????????????? ?????????? ? ????????? ?????????? ????? ? ??????????? ?? ??? ????????? ? ????????????? ????????; ??????? ??????????????? ???????, ??????????? ??? ? ??????? ? ?????????? ? ????????? ?????????? ????? ? ??????????? ?? ??? ????????? ? ????????????? ????????; ????????????? ?????????????? ? ?????? ??????????? ? ????????? ?????????? ????? ? ??????????? ?? ??? ????????? ? ????????????? ????????.?????????? ????? ????????? ?????????? ??????????? ?????????? ????? ? ??????? ????? ?????????????? ???????????: ??????????, ??????????? ? ?????????? ???????? ?????????? ?? ?????????? ?????????? ????? ? ???????????? ?? ??? ????????? ? ????????????? ????????; ????????????? ? ???????? ????? ? ????????? ?????? ??????????? ?????????? ?????; ??????????? ???????? ????????? ??? ????????? ?????? ??????????? ?????????? ?????; ??????? ?????????? ? ??????? ?????????????????? ?????? ?????? ??????????? ?????????? ?????; ??????????? ?????? ??????????? ? ????? (????? - ?????????????? ?????); ?????? ? ?????????? ????????? ????????? ?????????? ????? ? ??????????? ?? ??? ????????? ? ????????????? ????????; ?????????? ? ?????????????? ?????????? ?? ??????????? ?????????? ??????????? ?????????? ????? ??????????????? ???????, ??????????? ????? ? ?????????; ???????????? ? ?????????????? ??????????????? ????????? ? ??????? ??????????? ?????????? ?????.??????????? ? ??????????? ???????????????? ????? ???????????? ???????????? ????????? ???????? ? ?????? ?????????? ????? ?????: ???????????? ? ??????? ???????????????? ??????? ??????? ?????????? ?????; ???????????? ??????, ??????? ? ???????? ??????????????? ??????; ???????? ? ??????? ?????? ?????????? ??????????, ?????????? ????????? ?????????? ????? ? ??????????? ?? ??? ????????? ? ????????????? ????????; ?????????? ????????? ? ??????? ???????????????? ???????? ???????????????? ?????????? ? ???????????? ????????? ???? ???????? ?????????? ?????? ????????? ?????????? ????? ?? ??????????? ?????????? ???????????; ?????????? ????????? ? ??????? ???????????????? ???????? ???????????????? ?????????? ? ???????????? ????????? ???? ???????? ???????? ????????? ? ??????????????? ???????? ? ??????? ??????????? ?????????? ?????; ??????????? ?????? ????????????????? ???????????????? ?????? ?? ??????????????????? ???????????? ??????? ??????????? ?????????? ????? ? ?????????? ????????; ??????????? ??????? ???????????? ? ??????? ??????????? ?????????? ?????; ????????????? ? ???????? ????? ??????????? ?????????? ??????????? ?????????? ?????.??????????? ?????????? ????? ??????????? ?????????? ????? ? ??????? ????? ????????????: ???????????? ????????? ???????? ? ?????? ?????????? ????? ? ????? ??????????? ???????????? ???????, ??????????? ????????????? ???, ??????????? ????????? ???, ??????????? ????????? ????, ????????????? ???????????, ?????????? ??????????? ?????????? ?????; ???????????? ??????????? ? ????? ??????????? ????????? ????; ???????????? ???????? ???? ???????? ? ????? ??????????? ????????????? ???? ? ?????????????? ???????????; ???????????? ??????? ????????? ? ????? ??????????? ?????; ??????? ?? ????????? ????????, ???????? ? ??????????? ??? ?????? ????????? ?????????? ???????? ? ????? ??????????? ??????.????? ??????????????? ? ???????? ?????????-?????????????? ??????????? ? ???????? ??????????? ? ??????????????? ???????????? ???????? ?????????? ? ???????????? ????????? ? ????? ?????? ??????????? ? ????????? ?????????? ????? ? ??????????? ?? ??? ????????? ? ????????????? ????????. ????? ??????????? ????? ?????????? ????????? ?????????????? ?? ????????????? ?????? ? ???????, ???????????? ????????????? ????????? ???????? ? ?????? ?????????? ????? ????????? ? ????????????? ??????????????? ? ????????????? ?? ???????????? ?????????.??????????????? ?????? ???????????????? ?????????? ? ???????????? ???????? ???? ????????, ?????????????? ??????????? ?????????? ????? ??????????? ?????????? ????? ? ??????? ?????, ???????????? ????, ????????, ?????????, ?????? ??????, ?????????????? ??????????, ?????????? ? ?????????? ?? ??????????. ? ???? ????? ??? ???????????? ?????????????-????????????? ?????? ????? ??????????? ????????? ?????.????????? ?? ?????????????-????????????? ??????? ???????????? ???????????????? ???????? ???????????????? ?????????? ? ???????????? ????????? ???? ????????, ? ???????? ??????? ??? ?????????, ?? ???????????? ? ????????????? ????????? ???????? ? ?????? ?????????? ?????.???????????? ????????? ???????? ? ?????? ?????????? ????? ???????????? ????, ????????, ????????? ? ?????????????? ?????????? ?????????? ? ????????? ?????????? ????? ? ??????????? ?? ??? ????????? ? ????????????? ????????, ?????????? ? ?????? ?????, ? ????? ??????????, ??????????? ? ?????? ?????? ??????????? ? ???????? ??????????? ? ??????????????? ???????????? ???????? ?????????? ? ???????????? ????????? ? ???????? ?????????-?????????????? ???????????. ? ???? ????? ????????????? ???????????? ??????? ?????????????-????????????? ????? ?????.????????? ? ??????? ?????????????-????????????? ?????? ???????????? ????????????? ????????? ???????? ? ?????? ?????????? ?????.?????????? ?????????????-????????????? ??????? ? ???????? ?????????????-?????????????? ?????? (????? - ?????????? ?????) ???????????? ? ?????????????? ??????? ?????. ?????????????? ??????? ????? ???????????? ?????????????? ?????, ?????????????? ?????????? ? ????????? ?????????? ????? ? ???????? ?? ????????? ??? ???????????? ????????? ? ????????????? ???????? ??????????????? ???????, ??????????? ????? ? ?????????, ? ????? ????????????? ???????????? ? ???????????? ? ?????????????? ?????????? ?????????? ????????.??????? ?????????????-????????????? ????? ? ?????????????-????????????? ?????? ???????????? ?????????????? ????? ?? ???????? ?????????????? ? ???????????????.??????????????? ??????, ??????????? ???? ? ???????? ?????? ??????????? ? ???????????? ???????? ? ???????????? ????????? ???????? ? ?????? ?????????? ?????, ?????? ??????????????? ??????? ???????????????? ??????????, ?????????????? ?????????? ??????????? ?????????? ?????, ?????????? ?????.?????????????? ?????????? ?????, ???????? ?? ????? ??????? ?? ?? ?????????, ????, ?????????, ??????, ?????????????? ? ???????????? ? ???????????? ???????????? ???? ??????????, ??????????????? ??????????????? ???????, ??????????? ????? ? ????????? ??? ??????? ??????????? ??? ????????? ??????.???????? ?????????? ????? ? ????????????? ??????????? ?????????????? ? ???????????? ? ????????????????? ? ?????????????? ?????????? ?????????? ????????.

2. Правовая основа управления природопользования

Современный мир не мыслим без заводов и фабрик, производящих продукцию, необходимую для жизни современного человека. Но при этом стало почти правилом наплевательское отношение к окружающей среде со стороны работников этих предприятий, которые пытаются обойти природоохранные нормы под видом того, что производят продукцию первой необходимости. Но нельзя забывать, что самой первой необходимостью для человека должна быть среда, в которой он живет. Но в современном рыночном мире бороться за окружающую среду лучше всего экономическими методами, с помощью экономических рычагов. Сейчас в нашей стране делаются попытки создать действенные механизмы рационального природопользования, определенные успехи уже достигнуты, но эту работу нужно продолжать.

Наиболее слабым звеном действующего механизма управления природопользованием является недостаточная экономическая заинтересованность предприятий в эффективном использовании природных ресурсов и охране окружающей среды. Практика функционирования предприятий показывает, что в настоящее время экономический ущерб от нерационального использования природных ресурсов непосредственно на конечных показателях их хозяйственной деятельности скязывается незначительно. Это же можно сказать и о поощрении трудовых коллективов тех предприятий, которые имеют достижения в рациональном использовании природных ресурсов и соблюдении экологических нормативов.

В системе мер по стимулированию природоохранной и энергосберегающей деятельности важное значение имеют разработка и целенаправленное использование экономического механизма воздействия на производство, который должен создать условия для повышения непосредственной материальной заинтересованности трудовых коллективов предприятий в обеспечении рационального использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов. В основе этого механизма должны положены экономические метоы управления, суть которых заключена в управлении интересами и через интересы. При использовании экономических методов управления осуществляется воздействие на коллективы трудящихся, на отдельных работников, а через них на ход производства посредством такого изминения окружающей их экономической ситуации, которая позволяет при помощи материальной заинтересованности сосредоточить усилия работников на достижении поставленных целей по обеслечению рационального природопользования. Экономические методы включают в себя планирование, хозяйственный расчет и экономическое стимулирование. Эти методы воздействуют на ход производства через использование экономических рычагов, как ценообразование, финансирование, кредитование, материальные санкции и поощрения, долговременные экономические нормативы и т. п.

Экономическаяоценкаприродныхресурсов. Природные условияиресурсы как фактор экономического развития, их роль в развитии и размещении отраслей экономики. Роль природных факторов как средств труда, предметов труда, предметов потребления и условий жизни человека. Лимитирующее воздействие природных ресурсов на экономический рост в современных условиях. Влияние природных факторов на эффективность общественного производства, территориальную организацию производительных сил. Два варианта воздействия природных ресурсов на формирование районной специализации.

Природно-ресурсный потенциал и его значение в расширенном воспроизводстве. Изменение отношений собственности в природопользовании и его эко­номическое значение. Природно-ресурсная составляющая национального богатства. Природные ресурсы и рынок.

Бальная оценка природных ресурсов. Теоретические основы экономической оценки природных ресурсов. Задачи, функции и виды экономической оценки. Методология экономической оценки природных ресурсов. Затратная концепция акад. С.Г.Струмилина. Рентная концепция экономической оценки природных ресурсов. Категория замыкающих затрат. Две формы дифференциальной ренты (дифрента I и дифрента II). «Смешанный» подход к определению ценности природных ресурсов. Разграничение понятий «стоимость», «экономическая оценка», «цена» природных ресурсов.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 227
Бесплатно скачать Контрольная работа: Мониторинг окружающей среды