Контрольная работа: Надзор прокурора за исполнением законов органами ОРД, дознанием и предварительным следствием
Содержание
Задание Тема: «Надзор прокурора за исполнением законов органами ОРД, дознанием и предварительным следствием» Из данной темы рассмотрите вопрос: Надзор за законностью приема, учета, регистрации и проверки заявлений и сообщений о преступлениях. 3
Задача.5 октября 2006г. В 10 часов утра прокурору Кировского района старшему советнику юстиции Калинину А.И. по телефону позвонил участковый инспектор Кировского РОВД младший лейтенант милиции Чуйков Н.И. и сообщил, что в лесу, местные жители Урматов Н.И. и Бец В.В. обнаружили труп женщины, о чем сообщили ему, участковому инспектору. Прибыв с заявителями на место, он действительно обнаружил труп неизвестной женщины. Поза трупа и порванная одежда на нем, как ему показалось, свидетельствует о том, что женщина перед смертью была изнасилована Далее, участковый инспектор сообщил, что он, не терял времени. Позвонил в райотдел милиции и сообщил о случившемся, однако, помощник дежурного сержант Акулов К.Н. рекомендовал сообщить о происшедшем в прокуратуру, поскольку расследованием дел, связанных с убийством и другими несчастными случаями, - компетенция работников прокуратуры
Как должен поступить прокурор? Дайте подробные указания участковому инспектору и другим должностным лицам в связи с упомянутым сообщением.15
Список использованных источников. 20
Задание Тема: «Надзор прокурора за исполнением законов органами ОРД, дознанием и предварительным следствием» Из данной темы рассмотрите вопрос: Надзор за законностью приема, учета, регистрации и проверки заявлений и сообщений о преступлениях.
Ответ.
Закон РФ «О милиции»[1] , закрепляет, что милиция в соответствии с поставленными перед ней задачами обязана: «принимать и регистрировать заявления, сообщения и иную поступающую информацию о преступлениях, административных правонарушениях и событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, своевременно принимать меры, предусмотренные законодательством» (п. 3, ст. 10).
Существующий порядок приема заявлений и сообщений о совершенном или готовящемся к совершению преступлении регулируется Инструкцией «О порядке приема, регистрации и разрешении в органах внутренних дел Российской Федерации, заявлений, сообщений и иной информации о правонарушениях» утвержденной приказом МВД РФ от 01.12.2005 N 985[2] .
Правильные и своевременные прием, учет, регистрация и разрешение заявлений и сообщений о преступлениях являются начальным моментом для быстрого и полного раскрытия преступления. Своевременное и правильное исполнение требований закона о приеме, учете и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях обеспечивает быстрое и полное раскрытие преступления, является гарантией обоснованного привлечения к уголовной ответственности лица, виновного в совершении преступления, и предупреждения случаев привлечения лица невиновного или непричастного к преступлению.
Вместе с тем, проблема исполнения закона о порядке приема, учета, регистрации и разрешения заявлений и сообщений о преступлениях долгое время является одной из острых проблем, относящихся к сфере деятельности милиции, органов дознания, предварительного следствия и оперативно-розыскного аппарата органов внутренних дел.
Практика прокурорского надзора показывает, что в результате проведенных в порядке надзора проверок прокурорами ежегодно выявляется и ставится на учет значительное число незарегистрированных ранее преступлений. Это свидетельствует о существенных упущениях в выполнении ОВД и другими правоохранительными органами возложенных на них законом обязанностей по обнаружению, регистрации и учету преступных деяний. Вызывает тревогу то обстоятельство, что, несмотря на прилагаемые ведомственным руководством и прокурорами усилия, не прекращаются случаи преднамеренного укрытия преступлений от учета в целях создания мнимого благополучия с динамикой преступности и раскрываемостью преступлений в отдельных городах и районах.
Как показывают результаты прокурорского надзора, н#G0ередко жертвам преступлений отказывают в приеме заявлений, сообщений о преступлениях, принятые - не регистрируются и не рассматриваются. Уголовно-наказуемые деяния квалифицируются как административные проступки, при очевидных признаках состава преступления принимаются незаконные решения об отказе в возбуждении дела, подчас фальсифицируются материалы проверок. А это в свою очередь, создает предпосылки для укрытия преступлений от учета, искажения реального положения с преступностью и наносит значительный вред делу постановки борьбы с ней, подрывает авторитет правоохранительных органов и доверие граждан государству. В результате непринятия мер к своевременному раскрытию преступлений многие преступники остаются безнаказанными.
Поэтому в целях обеспечения конституционных прав граждан при рассмотрении сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях и принятия по ним законных процессуальных решений на прокуратуру РФ возложена задача, «обеспечить неуклонное исполнение ведомственных приказов и инструкций о порядке организации в подчиненных органах дознания и предварительного следствия приема, регистрации и проверки сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях, возложив на руководителей этих органов, следователей и дознавателей (как процессуально самостоятельных участников уголовного судопроизводства), а также иных должностных лиц, уполномоченных в соответствии с порядком, установленным УПК РФ и иными нормативными правовыми актами, осуществлять прием, регистрацию и проверку сообщений о преступлениях, персональную ответственность за законность рассмотрения указанных сообщений и принятых по ним процессуальных решений»[3] .
Прокурорский надзор за соблюдением законности при учете, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях регламентируется следующими нормативными актами: приказом Генерального прокурора РФ «Об усилении прокурорского надзора за соблюдением законности при разрешении заявлений, сообщений и иной информации о совершенных и подготавливаемых преступлениях» от 10.01.1999 г. № 3, приказом Генеральной прокуратуры РФ «Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства» от 05.07.2002 г. N 39, приказом Генерального прокурора РФ «Об утверждении инструкции о едином порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступления в органах прокуратуры Российской федерации» от 16.03.2006 N 12[4] , Приказом Генпрокуратуры РФ N 80, МВД РФ N 725 от 12.09.2006 «Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за процессуальными решениями при рассмотрении сообщений о преступлениях»[5]
Осуществляя надзор, прокурор согласно п.п. 1 и 2 ч. 1 ст. 37 УПК РФ производит проверки исполнения правоохранительными органами установленного законом порядка приема, рассмотрения, разрешения заявлений и сообщений о преступлениях. Вопрос о периодичности таких проверок отнесен к регулированию нормативными актами Генеральной прокуратуры РФ.
Так, пункт 2.1. приказа Генеральной прокуратуры РФ от 5 июля 2002 г. N 39 «Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства»[6] обязывает прокурора «Ежемесячно проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации, проверке и разрешении сообщений о преступлениях, установленного порядка регистрации уголовных дел и учета преступлений, сопоставляя для этого данные органов прокуратуры, внутренних дел, федеральной службы безопасности и пограничных органов этой службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов службы судебных приставов, таможенных органов, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, воинских частей, соединений, военных учреждений и гарнизонов, органов Государственной противопожарной службы, сообщения средств массовой информации, жалобы граждан, сведения страховых компаний, медицинских учреждений и иных источников». При этом рекомендуется обращать особое внимание на соблюдение порядка регистрации сообщений о преступлениях, их процессуальное оформление, наличие обязательного уведомления заявителей о принятии заявлений, соблюдение сроков их рассмотрения.
В пункте 4.5. Приказа Генпрокуратуры РФ N 80, МВД РФ N 725 от 12.09.2006[7] , предписано «Уполномоченным прокурорам не реже двух раз в неделю проверять состояние регистрации и учета заявлений и сообщений о преступлениях, изучать находящиеся в производстве сотрудников органов дознания и предварительного следствия материалы проверок по заявлениям и сообщениям о преступлениях и при необходимости давать письменные указания (прокурором, его заместителем) или предложения (помощником прокурора)».
Помимо этого проверки могут проводиться по собственной инициативе прокурора, а также при рассмотрении ходатайств о даче согласия на возбуждение уголовного дела, жалоб на действия и решения органов дознания, следователей, нижестоящих прокуроров.
При проверках, осуществляемых в порядке надзора, прокурор вправе требовать для ознакомления находящиеся в производстве органов дознания и следователей, а также разрешенные заявления и сообщения о преступлениях, книги, журналы их регистрации и учета, переписку и прочие документы, связанные с работой по заявлениям и сообщениям о преступлениях.
По возникающим в связи с проверкой вопросам прокурор вправе получать объяснения соответствующих должностных лиц, а также заявителей и др., истребовать документы и необходимую информацию из учреждений, организаций, редакций СМИ. Если есть основания полагать, что необходимые для правильного разрешения сообщения о преступлении сведения содержатся в материалах того или иного уголовного дела, прокурор знакомится с этим делом.
Анализ указанных выше нормативных актов позволяет определить схему организации прокурорского надзора за исполнением ОВД требований закона при приеме, регистрации, учете и разрешении сообщений о преступлениях. Она включает в себя в обязательном порядке проведение следующих мероприятий.
Прокурор, его заместитель, помощник, проводящий проверки, проводит сверку журнала учета входящей корреспонденции с КУСП, журналом учета иной информации о правонарушениях (ЖУИ). Происходит изучение рабочей тетради дежурного; корешков протоколов задержания подозреваемых; корешков направления на судебно-медицинское освидетельствование; ежедневных сводок о преступлениях и происшествиях; талонов-уведомлений о приеме заявлений от граждан; журнала регистрации найденных, изъятых, сданных предметов и вещей, принадлежность которых не установлена.
Сопоставляя соответствующие записи об одном и том же заявлении, сообщении о преступлении в ЖУИ с записями в КУСП, можно установить:
-была ли организована дежурным в течение суток как это положено по инструкции, проверка информации, зарегистрированной в ЖУИ. В случае установления при проверке признаков преступления и поступления об этом письменной информации - переносилось ли сообщение в КУСП; имеются ли у дежурного документы, подтверждающие наличие признаков преступления (рапорт работника милиции, протокол осмотра места происшествия, акт применения служебно-розыскной собаки и т.д.);
-принимались ли по поступившему сигналу меры к пресечению преступления, сохранению следов преступления, какая работа проводилась для раскрытия преступления по «горячим следам».
При этом следует помнить, что в целях контроля за правильностью регистрации информации, поступившей по телефону и другим срочным средствам связи в дежурную часть ГУВД, производится ее запись на магнитофонную ленту, которая хранится у дежурного в течение 30 суток, а затем уничтожается в установленном порядке. Путем регулярного прослушивания такой магнитофонной ленты и сопоставления информации, содержащейся на ней, с информацией в рабочей тетради дежурного, в ЖУИ и КУСП, можно обнаружить факты сокрытия от учета сообщений о преступлениях.
Сверяются данные алфавитного журнала жалоб и заявлений граждан с КУСП и ЖУИ, сведения журнала учета выездов экспертов – криминалистов на места происшествий и КУСП и ЖУИ. Также проводятся сверки данных журнала учета материалов, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и журнала учета уголовных дел с КУСП и ЖУИ. Проводится сверка сообщений прокурору о задержании лиц в порядке ст.91 УПК РФ с уголовными делами, сверка корешков талонов-уведомлений заявителям с КУСП и ЖУИ.
Прокуратурой запрашиваются сведения из медицинских учреждений о поступивших гражданах с телесными повреждениями криминального характера, запрашиваются невостребованные акты судебно-медицинских исследований и сверяются с КУСП и ЖУИ. Также проводится сверка со страховыми компаниями по фактам получения страховых сумм в результате совершенных преступлений. Проводятся сверки с паспортно-визовыми службами по фактам утраты паспортов, с военными комиссариатами по фактам утраты военных билетов, с органами ГИБДД по фактам утраты водительских удостоверений, с органами госпожнадзора по фактам пожаров, с банками по факту обнаружения поддельных денежных знаков.
В канцелярии (секретариате) проверяемого органа должны изучаться данные следующих документов: журнала учета входящей корреспонденции; журнал учета исходящей корреспонденции; книги рапортов дежурных; алфавитного журнала регистрации жалоб и заявлений граждан; журнала учета выездов на места происшествий оперативно-технических групп и применения служебно-розыскных собак; нарядов переписки с учреждениями и организациями; журналов учета материалов, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении уголовного дела; материалов о мелком хулиганстве (в ОВД), рассмотренных начальником ОВД и его заместителями; нарядов списания материалов по рапортам оперативных работников; материалов Государственной пожарной инспекции о пожарах и загораниях; журналов приема граждан руководителями.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--