Контрольная работа: Научно-технический потенциал мирового хозяйства
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНЖЕНЕРНО-
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра экономической теории
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине "Мировая экономика"
Тема: "Научно-технический потенциал мирового хозяйства"
Выполнила: студентка
Группы 4249в
№ зач. книжки 4070962
Польская Е.В.
Проверил: к. и. н., доцент
Ермаков В.В.
Набережные Челны 2008
Содержание
Введение
1. Сущность научно-технического потенциала
2. Территориальное распределение научно-технического потенциала
3. Научно-технический потенциал как основа экономического роста
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Воздействие НТП на развитие экономики и всех сфер деятельности человеческого общества в современных условиях чрезвычайно велико и определяется многими факторами. Степень же этого воздействия главным образом зависит от возможностей данной страны активно участвовать в процессе научно-технического развития, внося в него свой вклад, и максимально использовать его результаты в практической деятельности в интересах повышения эффективности общественного производства. Эти возможности в свою очередь определяются целым комплексом слагаемых, которые объединяются общим понятием "научно-технический потенциал".
Наиболее важные приоритеты научно-технического развития всё более связываются не с грандиозными, дорогостоящими проектами прорывного характера, а с долгосрочной, кропотливой работой по укреплению всей цепочки инновационных систем - в производстве, инновационной сфере, образовании, здравоохранении, охране окружающей среды и т.д.
Цель работы - изучение темы "Научно-технический потенциал мирового хозяйства".
1. Сущность научно-технического потенциала
С точки зрения развития мировой экономики представляется целесообразным рассматривать научно-технический потенциал в широком смысле этого понятия. Именно в этом смысле научно-технический потенциал государства (промышленности, отдельной отрасли) можно представить как совокупность научно-технических возможностей, характеризующих уровень развития данного государства как субъекта мирового хозяйства и зависящих от количества и качества ресурсов, определяющих эти возможности, а также от наличия фонда идей и разработок, подготовленных к практическому использованию (внедрению в производство). В процессе практического освоения нововведений происходит материализация научно-технического потенциала.
Таким образом, научно-технический потенциал, с одной стороны, характеризует реальные возможности государства использовать объективные достижения научно-технического прогресса, а с другой - степень непосредственного участия в нем. Известно, что участие любого научного исследования в создании общественно полезной потребительной стоимости выражается в том, что результатом его является такая научная или техническая информация, которая, воплощаясь, в различные технические, технологические или какие-либо другие новшества, превращается в один из необходимых факторов для развития производства. Научные исследования, особенно в области естественных и технических наук, по своей природе и диалектическому предназначению всё более превращаются в непосредственную составную часть процесса материального производства, а прикладные исследования и опытно-конструкторские разработки практически можно считать неотъемлемой составной частью этого процесса.
Внедрение нововведений стало ключевым фактором рыночной конкуренции, позволяя передовым фирмам добиваться сверхприбылей за счет присвоения интеллектуальной ренты, образующейся при монопольном использовании новых более эффективных продуктов и технологий.
В результате достигается устойчивая тенденция удешевления единицы потребительских свойств продуктов, обеспечивающая повышение общественного благосостояния и улучшение качества жизни населения.
Важной особенностью современного экономического роста стал переход к непрерывному инновационному процессу в практике управления. Проведение НИОКР занимает все больший вес в инвестициях, превышая в наукоемких отраслях расходы на приобретение оборудования и строительство. Одновременно повышается значение государственной научно-технической, инновационной и образовательной политики, определяющей общие условия научно-технического прогресса. Постоянно растет доля расходов на науку и образование в ВВП развитых стран, достигшая 3% ВВП. При этом доля государства в этих расходах составляет в среднем 35-40%
В качестве основных, ключевых составляющих научно-технического потенциала, определяющих его состояние и тенденции дальнейшего развития, должны быть прежде всего выделены обеспеченность страны научно-техническими кадрами и материально-техническое обеспечение научно-исследовательской деятельности.
Важнейшими показателями, характеризующими научные ресурсы отдельных стран и групп стран, являются:
доля расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в ВВП;
расходы на НИОКР на душу населения;
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--