Контрольная работа: Некоторые аспекты финансового рынка
1. Денежный рынок. Ликвидная ловушка
Денежный рынок — система экономических отношений по поводу предоставления на срок до одного года денежных средств.
Участниками денежного рынка являются с одной стороны лица, предоставляющие деньги на срок до одного года (кредиторы), а с другой стороны - лица заимствующие деньги на определённых условиях (заёмщики). Одной из категорий участников рынка являются финансовые посредники - лица, посредством которых денежные средства переходят от лиц, предоставляющих денежные средства, к лицам, получающим денежные средства. Предоставление денежных средств возможно без финансовых посредников.
Денежный рынок является частью финансового рынка и отражает спрос и предложение денег, а также формирование равновесной «цены» денег. Спрос на деньги существует у хозяйствующих субъектов и связан с приобретением товаров и услуг. Существует несколько подходов к объяснению спроса на деньги:
1. Неоклассический подход – спрос на деньги определяется объемом национального производства и скоростью обращения денег.
2. Кейнсианский подход выделяет три мотива, побуждающих людей хранить часть денег в виде наличности: 1) трансакционный мотив (для текущих сделок); 2) мотив предосторожности (на случай непредвиденных обстоятельств в будущем);3) спекулятивный мотив (для повышения доходов в будущем, например за счет колебания цен на ценные бумаги).
Деловой спрос на деньги (Мt ) объединяет в себе первый и второй мотивы; определятся уровнем номинального ВНП (прямо пропорционально).
Спекулятивный спрос на деньги (Мa )основан на обратной зависимости между номинальной ставкой процента и курсом облигаций.
Общий спрос на деньги (Мd ) равен сумме делового и спекулятивного спроса на деньги и зависит от номинальной ставки процента и объема номинального ВНП (рис.1).
Рис. 1. Деловой спрос, спрос на финансовые активы и общий спрос на деньги.
Центральный банк, коммерческие банки и небанковский сектор определяют предложение денег. Предложение денег(МS ) включает в себя наличность вне банковской системы (С ) и текущие депозиты (D ), которые экономические агенты при необходимости могут использовать для сделок.
Только банки обладают способностью увеличивать предложение денег. Дополнительное предложение денег, возникшее в результате нового депозита, равно
где rr – норма обязательного резервирования;
D – депозит; коэффициент;
1/rr – банковский мультипликатор.
Общая модель предложения денег строится с учетом роли ЦБ и возможного оттока части денег с депозитов банковской системы в наличность.
Денежная база (МВ) – наличность вне банковской системы, а также резервы коммерческих банков, хранящиеся в ЦБ:
МВ = С+R,
где R – резервы банка.
Тогда предложение денег имеет вид
,
где m – денежный мультипликатор (показывает, как изменяется предложение денег при увеличении денежной базы на единицу):
m = (1 + сr)/(сr+rr),
где сr = С/D,
rr = R/D.
сr – коэффициент предпочтения наличности (определяется главным образом поведением населения, решающего, в какой пропорции будут находиться наличность и депозиты).
Величина rrзависит от нормы обязательных резервов, устанавливаемой ЦБ, и от величины избыточных резервов, которые коммерческие банки предполагают держать сверх необходимой суммы. Поскольку клиент может помещать деньги на текущий или на срочный вклад, то ЦБ устанавливает разные резервные требования.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--