Контрольная работа: Определение времени возникновения источника

Историческая наука представляет собой сложную и сбалансированную систему, в которой можно выделить эмпирический и теоретический уровни исследования и организации знания. Каждый из них обладает своими особенностями функционирования.

В качестве базы исторического познания выступают исторические источники. Соответственно важнейшими этапами в структуре исторического исследования является формирование его источниковой базы.

Наличие источников для историка – обязательное условие его научного исследования. Не случайно учёные уделяют огромное влияние проблеме сточника как носителя сведений о прошлом, его природе и познавательным возможностям.

По вопросу определения исторического источника нет единства среди учёных. Часть исследователей, имея ввиду огромное влияние внешних факторов на деятельность человека (особенно в период становления человеческого общества), склонна рассматривать в качестве исторических источников географическую среду, природные бедствия, котаклизмы и т.д., всё то, откуда заимствуется информация о прошлом. Однако названные выше факторы представляют собой важнейшее условие человеческой деятельности, но не причину исторического события. Все они могут быть изучены методами других наук (астронимии, геофизики, геологии, медицины и др.)

Белее предпочтительна точка зрения той части учёных, которые определяют исторический источник как продукт целенаправленной деятельности людей.

В Советском энциклопетическом словаре дано следующее определение исторического источника: “Источники исторические – письменные документы и вещественные предметы, непосредственно отражающие исторический процесс и дающие возможность изучать прошлое челолвеческого общества (памятники материальноц культуры, языка, письменности, обычаи, обряды и т.д.)”[1]

В советской исторической энциклопедии исторические источники определены как “всё, непосредственно отражающее исторический просесс и дающее возможность изучать прошлое человеческого общества, т.е. всё, созданное ранее человеческим обществом и дошедше до наших дней в виде предметов материальной культуры, памятников письменности, идеологии, нравов, обычаев, языка. Историки используют также данные других наук (географии, антропологии и др.) о явлениях, влияющие на развитие человеческого общества или появляющихся в результате общественных отношений.”[2]

История есть ни что иное, как история живых людей. Все её богатства накапливаются через действия живых людей и приломляются через их психику, волю, сознание. Поэтому информация о прошлом претерпевает на пути к изучению множество исключений.

Во-первых, она преломляется через сознание определённой исторической этики. Исторические источники – остатки культуры прошлого, отделённого от нашей жизни не только значительным интервалом времени, а и разрывом в традиции, что доаольно часто затрудняет их понимание.

Во-вторых, на неё оказывает огромное влияние психология отдельных социальных групп, к которым принадлежат авторы исторических источников.

В-третьих, информация искажается, проходя через систему мировозрения создателей информации, их сознание.

Следовательно, исторический источник отражает социальные и индивидуальные характеристики его автора. Исторический источник , с одной стороны, представляет собойфакт факт исторического прошлого, с другой, – содержит информацию об этом факте.

Важнейшей задачей исследователя является установления максимального количества источников, содержащих информацию о том или ином интересующем его историческом факте. При этом необходимо иметь ввиду, что количество источников, в которых зафиксировано то или другое событие прошлого, ещё не говорит о реальной исторической роли последнего.


1. Классификация исторических источников

Все исторические источники условно делятся на 6 больших групп – письменные, вещественные, этнографические, лингвыстические, устные и кино-, фоно-, фотоматериалы… Развитие общества постоянно ведёт к особенно быстрому расширению разновидностей письменных и возникновению совершенно новых видов исторических источников. Например, изобретение и использование звукозаписывающих, фото-, киноааппаратов привело к образованию особой группы кино-, фоно- и фотоматериаллов.[3]

Исторические источники – база, основа любого исторического иследования, без их изучения в глубоком диалектическом единстве содержания и формы невозможно достичь исторического познания. Успехи исторической науки прямо связаны с расширением круга источников, вводимых в научный оборот, повышением их информационной отдачи.

Письменные исторические источники как рукописные (на камне, бересте, пергаменте, бумаге и пр.) так и печатные составляютдля боле поздних исторических периодов наиболее массовую греппу исторических источников. Они различаются по своему происхождению (материалы государственных, вотчинных, фабрично-заводских, ведомственных, личных и других архивов), содержанию и назначению (статистико-экономические материалы, юридические акты, делопроизводственные документы, законодательные памятники, дипломатическая и военная документация, судебно-следственные дела, периодическая печать и т.д.).

Письменные исторические источники возникли в результате общественной и личной деятельности человека. Документальные исторические источники отразили отдельные факты. Например, в актах в форме определённых юридических норм зафиксированы экономические или политические сделки, договоры между частными лисами, частным лицом и государством и т.д. Такие исторические источники имеют особую достоверность, но значение каждого из них относительно ограничено, т.к. отдельный документ отражает небольшой круг явлений. Лишь совокупность актовых, статистических, законодательных и др. Исторических источников позволяет воссоздать картину общества в тот или иной период. Иной характер имеет повествование (нарративные) исторические источники – летописи, хроники, исторические повести и др. Они передают исторические события в том виде, как они преломились в сознании их авторов. Сведения повествовательных источников часто менее достоверны (нередко события намеренно искажены или отразились в передаче лиц, не являющихся их современниками, либо современниками, но много лет спустя после их свершения и т.д.), однако они дают связный расказ об исторических событиях.

Важными историческими источниками являются данные быта, нравов, обычаев людей, которые нередко отсутствуют в письменных исторических источниках и собираются этнографами , данные языка, изучаемые лингвистикой, и устные источник – былины, песни, пословицы и т.д., изучаемые фольклористикой.

Менее всего дошло источников от бесписьменной первобытной эпохи , от которой сохранились преимущественно вещественные источники, изучаемые археологией. Поэтому, хотя вещественные памятнмки всех эпох (здания, предметы труда, обихода и т.д.) являются историческими источниками, они особенно выжны для изучения истории первобытного общества, отчасти античности и средневековья. Для изучения истории классового общества первостепенное значение приобретают письменные источники. Их количество зависит как от уровня развития общества, особенно распространения письменности, так и от степени их сохранности, в связи с чем меньше всего до нас дошло древних письменных памятников.

Очень важным этапом в структуре исторического исследования является определение времени возникновения источника, т.к. без этой информации источники во многом теряют своё значение. Но это не всегда просто сделать. Иногда датировка требует комплексных исследований.

2. Определение времени возникновения источника

Недатированные источники встречаются на протяжении всей истории, однако более всего характерны для памятников древнего мира и средневековья. Можно добиться разной степени точности в датировке: абсолютной (число, месяц, год), более общей (месяц, год), приблизительной (не ранее и не позднее какой-то даты и т.д.). Примером научной датировки нелегального издания книги В.И. Ленина «Что такое “друзья народа” и как они воюют против социал-демократов?» являются исследования Б.М. Волина и Е.П. Подъяпольской. Имеющиеся в источниках даты также иногда нуждаются в уточнении и проверке. Необходимо, пользуясь данными хронологии, уметь переводить старые системы летоисчисления на современную систему.[4]

При датировке событий и документов необходимо использовать все возможные приёмы и методы. Прежде всего представляют наибольший интерес различные дополнительные признаки, которые нередко сопровождают дату. Такими признаками могут быть указания на астрономические явления, происшедшие применительно к интересующей нас дате (солнечные и лунные затмения, появление камет и т.д.); указания на византийский (древнеримский) метод счёта времени индиктами; указания на дни недели; на церковные праздники и даты и т.д. Большую помощ при датировке или при уточнении датировки оказывают упоминания известных по другим документам политических, церковных и других деятелей или чотко датированных событий. Необходимо также сопоставить датировку в данном документе с другими источниками где возможны прямые или косвенные указания на интересующие нас события. Дело это трудоёмкое, а подчас и очень сложное. Оно требует большой эрудиции историка, а нередко и скурпулёзных математических расчётов. Наука, которая занимается определением и уточнением дат конкретных исторических событий и документов, называется исторической хронологией.

3. Предмет исторической хронологии

В Советском энциклопедическом словаре читаем следующее: «Историческая хронология (от греч. Chronos– время, logos–слово, учение) – наука о последовательности исторических событий. Историческая хронология – вспомогательная историческая дисциплина, изучающая системы летоисчисления и календари различных народов и государств, помогает установить даты исторических событий и возникновения исторических источников».[5]

В учебном пособии по исторической хронологии Ермалаева И.П. дано следующее определение: «Историческая хронология является одной из вспомогательных исторических дисциплин, общая задача которой разработка методики и техники исследования исторического материала… В современном понимании слова хронология – это найка о способах измерения и системах счисления времени человечеством на разных этапах его развития. Историческая хронология занимается определением и уточнением дат конкретных исторических событий и документов. Предметом исторической хронологии как науки является изучение развития систем времясчисления у различных народов и государств».[6]

О счёте времени у древних славян известно следующее: «…нет определённых свидетельств о сущности календаря древних славян. Мы можем утверждать только одно – с древнейших времён счёт времени у славян вёлся по сезонам (т.е. календарь был в своей основе солнечным). Для восточных славян Солнце – Дажьбог было главным языческим божеством, богом плодородия.”[7]

В конце 10в. Русь приняла Юлианский колендарь в византийском варианте. Важным этапом развития принципа летоисчесления в России является коленарная реформа конца 17в. Петра1. Эта реформа затронула 2 вопроса – начало года и эру. Было внесено начало года с 1 Января, и новая эра – от “рождества Христова” Юлианский календарь продолжал употребляться в Росии до победы социалистической революции, а в январе (феврале) 1918г. был введён григорианский календарь.

Вся жизнь и деятельность людей теснейшим образом связана со временем. Разработка исчисления времени всегда была первейшей задачей человечества. Ни одно событие не может быть понято и объяснено без учёта времени его совершения, ни один исторический факт не может рассматриваться вне времени и пространства.

Ермолаев определил следующие задачи исторической хронологии: «Хронология как вспомогательная историческая дисциплина ставит перед собой две задачи: теоретическую –по конкордации, и прикладную (практическую) –по редукции хронологических дат. Конкордация дат состоит в установлении взаимоотношения между различными времясчислени, их взаимного согласования. Редукция заключается в выработке принципов перевода дат с одной хронологической системы в другую. Для учёного-историка наиболее важна практическая сторона –перевод дат исторических событий, отражённых в источниках, применявших самые разные системы календарей и эр, на современную эру и общепринятую систему времясчисления.»[8]

В основе измерения времени лежат три единицы: сутки, месяц и год. При этом сутки и год связаны с соответствующими движениями Земли относительно Солнца, а месяц –с движением Луны вокруг Земли и их общим движением вокркг Солнца.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 193
Бесплатно скачать Контрольная работа: Определение времени возникновения источника