Контрольная работа: Организационно-методические основы учебного процесса
В широком смысле контроль означает проверку чего-либо. Он является важной и необходимой составной частью обучения. От его правильной постановки во многом зависит эффективность учебно-познавательной деятельности обучающихся. С помощью контроля преподаватель осуществляет «обратную связь» в обучении, т.е. имеет возможность видеть результаты своей работы.
Планомерное осуществление контроля позволяет педагогу привести в систему усвоенный учащимися за определённый период времени материал, выявить пробелы в их знаниях, умениях и навыках, определить качество усвоения изученного. Контроль, осуществляемый педагогом, и самоконтроль позволяют каждому из учащихся увидеть результаты своей учебно-познавательной деятельности и устранить имеющиеся недостатки. В качестве приёмов осуществления самоконтроля выступают: воспроизведение материала вслух или про себя, ответы на вопросы учебника, составление краткого плана или тезисов прочитанного, решение задач и примеров, придумывание своих примеров и т.д.
Из сказанного выше видно, что без контроля процесс обучения не был бы настолько эффективным. Процесс обучения, как и все остальные сферы нашей жизнедеятельности, просто обязан находиться под пристальным контролем со стороны педагога. Это необходимо для того, чтобы педагог мог контролировать процесс усвоения знаний учащимися, видеть их способности и недостатки.
Функции контроля знаний.
Контроль знаний учащихся направлен на выполнение следующих основных функций:
- собственно-контролирующей;
- обучающей;
- воспитывающей;
- развивающей.
Собственно-развивающая функция контроля заключается в том, что он позволяет выявить состояние знаний, умений и навыков учащихся и определить возможности дальнейшего продвижения в изучении программного материала.
Обучающая функция контроля состоит в том, что, отчитываясь в усвоенных знаниях, учащиеся ещё раз повторяют учебный материал, выполняют упражнения, и таким образом закрепляют знания, умения и навыки. Кроме того, в процессе проверки и оценки они выслушивают дополнительные объяснения педагога, которые позволяют ликвидировать недостатки в усвоении учебного материала.
Воспитывающая функция контроля заключается в приучении учащихся к систематической учебной работе, что способствует воспитанию у них таких качеств личности, как аккуратность, настойчивость, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, дисциплинированность.
Развивающая функция контроля связана с тем, что он способствует правильной организации учебной работы и усвоению социального опыта, заключённого в содержании образования, что обеспечивает личностное развитие обучающихся.
К контролю знаний учащихся предъявляются следующие требования:
- систематичность и регулярность осуществления;
- разнообразие методов проведения;
- объективность;
- дифференцированный подход в осуществлении;
- единство требований педагогов;
- объём контролируемого материала должен быть небольшим, но отражающий уровень подготовленности;
- наличие положительной эмоциональной атмосферы;
- недопустимость дачи негативной моральной оценки;
- недопустимость выставления неудовлетворительных оценок за поведение.
В процессе контроля педагог должен осуществлять комплексную проверку учебно-познавательной деятельности учащихся по следующим критериям:
- усвоение знаний по отдельным предметам;
- степень выработки специальных и учебных умений и навыков;
- динамика формирования и развития;
- формирование познавательных интересов и творческих способностей.
Выделяют три основных вида контроля:
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--