Контрольная работа: Организационно-правовые формы страхования

Содержание

1. Организационно-правовые формы страхования: государственное страхование, акционерное страхование, взаимное страхование, медицинское страхование, негосударственные пенсионные фонды

2. Страхование имущества промышленных предприятий

3. Зарубежный опыт проведения операций по страхованию жизни

4. Практическая часть

Список используемой литературы


1. Организационно-правовые формы страхования: государственное страхование, акционерное страхование, взаимное страхование, медицинское страхование, негосударственные пенсионные фонды

Страхование выступает как совокупность особых замкнутых пере распределительных отношений между его участниками по поводу формирования за счет денежных взносов целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения возможного чрезвычайного и иного ущерба предприятиям и организациям или для оказания денежной помощи гражданам.

Организационно-правовые формы страховой деятельности

Страховщиками признаются юридические лица любой организационно - правовой формы, предусмотренной законодательством Российской Федерации, созданные для осуществления страховой деятельности (страховые организации и общества взаимного страхования) и получившие в установленном Законом порядке лицензию на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации. Законодательными актами Российской Федерации могут устанавливаться ограничения при создании иностранными юридическими лицами и иностранными гражданами страховых организаций на территории Российской Федерации. (ст. 6 Закона).

Решив создать страховую организацию, в первую очередь необходимо выбрать организационно-правовую форму и наименование для будущей фирмы. В наименовании страховой организации, кроме как названия организационно-правовой формы, должно быть указание на то, что это страховая компания. И как, всегда фирменное наименование должно быть уникально.

Государственные и муниципальные страховые компании

Российское законодательство предусматривает возможность существования государственных и муниципальных унитарных страховых организаций, а так же различных форм некоммерческих организаций. Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Унитарной является коммерческая организации, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество такого предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладом (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В форме унитарных создаются только государственные и муниципальные предприятия. Руководитель такого предприятия назначается собственником. Имущество находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Право хозяйственного ведения предоставляет организации широкие права в отношении имущества и значительную хозяйственную самостоятельность. В частности, такое предприятие может учредить в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернее предприятие), но правовое положение последнего существенно отличается от дочернего хозяйственного общества. Право оперативного управления имуществом жестко ограничено. Организация, наделенная правом оперативного управления, финансируется по утвержденной смете расходов, работает по плану. В случае недостаточности денежных средств для выполнения обязательств такой организации государство несет субсидиарную ответственность по ее обязательствам. В современной России государственные и муниципальные страховые компании работают в большинстве своем в форме акционерных обществ, 100 % капитала которых принадлежит государственным или муниципальным органам. Это позволяет обеспечить максимальную коммерческую самостоятельность и освободить государство от ответственности по обязательствам страховщика. В дореволюционной России проводилось государственное страхование доходов и капиталов через сберегательные кассы. Страховались отдельные лица и целые группы занятых в правительственных, общественных и частных учреждениях. Государственное страхование началось значительно позже частного, только с 1908 года, и не приняло широких масштабов.

Акционерное общество

В акционерных обществах (АО) уставный капитал представлен пакетом акций, выпускаемых в документарной или бездокументарной формах, которые выкупаются учредителями. Акционер имеет право на участие в управлении обществом и на получение части прибыли АО, идущей на выплату дивидендов, в соответствии со своей долей в уставном капитале. Акционерное общество, как правило, не берет на себя обязательств по выкупу акций у акционеров. Чтобы вернуть вложенные средства, они должны продать свои акции по рыночным ценам, которые могут быть выше или ниже номинала. Акционерным обществам присущ ограниченный характер ответственности учредителей и акционеров. Они не отвечают по обязательствам АО как юридического лица и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций, в том числе в пределах не оплаченной ими части. Акционерное общество, акции которого распределяются только среди учредителей или иного, заранее определенного круга лиц, признается закрытым. Число акционеров не может быть боле 50, при его превышении общество должно быть преобразовано в открытое АО или ликвидировано. Оно не вправе проводить открытую подписку на свои акции или иным образом предлагать их для приобретения неограниченному числу лиц. Закрытые акционерные общества очень похожи на общества с ограниченной ответственностью. Имеется в виду не только ограничение числа участников, но и отсутствие возможности свободной продажи акций третьим лицам. Продажа акций допустима лишь с согласия всех остальных участников общества, обладающих преимущественным правом на приобретение отчуждаемой доли полностью или частично. Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признаются открытыми АО. Они вправе проводить открытую подписку на акции и их свободную продажу. Согласно российскому законодательству, свободная подписка на акции открытого АО допускается лишь после полной оплаты учредителями уставного капитала на основе дополнительного выпуска акций. Число акционеров открытого АО неограниченно. Открытость АО выражается также в том, что оно обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков. Закрытое АО не имеет такой обязанности, за исключением некоторых предусмотренными законом случаев. Высшим органом управления АО является общее собрание акционеров. Голосование на общем собрании обычно осуществляется по принципу «одна акция – один голос». При этом правом голоса обладают только обыкновенные акции. Особый тип акций – привилегированные, с фиксированным размером выплачиваемого дивиденда – лишен права голоса. Однако число привилегированных акций ограничено, их общая стоимость не может составлять более 25 % уставного капитала. В структуре управления АО кроме общего собрания предусматривается еще несколько наблюдательных, контрольных и исполнительных органов. В АО с числом акционеров более 50 создается совет директоров (наблюдательный совет), компетенция которого определяется уставом АО. Особым органом АО, не обладающим управленческими функциями, является ревизионная комиссия. Текущее руководство деятельностью АО осуществляет исполнительный орган, который может быть коллегиальным (правление, дирекция) или единоличным (директор, генеральный директор). В сферу деятельности акционерных обществ через систему участия в капитале вовлекаются другие коммерческие организации, которые могут иметь статус дочерних или зависимых обществ. Общество называется дочерним, если другое (основное) хозяйственное общество или товарищество имеет безусловную возможность определять решения, принимаемые таким обществом, в силу обладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствие с заключенным между ними договором. Дочернее общество имеет статус юридического лица и обладает полностью обособленным от основного общества имуществом. Дочернее общество не отвечает по долгам основного общества. Основное общество, пользуясь правом своего определяющего влияния на хозяйственную деятельность дочернего общества, может навязать ему определенное решение. В этих случаях основное общество отвечает солидарно с дочерним по сделкам, заключенным последним по его указанию.

Хозяйственное общество признается зависимым, если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет в нем более 20 % уставного капитала. О возникновении отношений зависимости преобладающее общество обязано немедленно опубликовать сообщение в порядке, предусмотренном законом. Акционерное общество, владеющее пакетами акций дочерних и зависимых хозяйственных обществ, называется холдинговой компанией. Концентрируя в своих руках контрольные пакеты акций других обществ, холдинг управляет их деятельностью в своих интересах. Большинство страховых компаний в России работает в статусе закрытых (54 % общего числа) и открытых (20%) акционерных обществ. Это не случайно, так как в страховании должны работать достаточно крупные компании, располагающие значительным капиталом для создания финансовых гарантий своим клиентам. Поэтому, в частности, на европейском страховом рынке, в отличие от России, вообще исключены организационно-правовые формы, предназначенные для мелкого и среднего бизнеса. Здесь работают только акционерные общества. Большинство крупных страховых компаний являются членами финансовых холдингов, что еще более усиливает их финансовую мощь. В дореволюционной России в страховании тоже доминировали акционерные страховые общества. Крупнейшими их них являлись Первое Российское страховое от огня общество, учрежденное в 1827 году, «Россия» (1881г.), «Саламандра» (1908г.), «Жизнь» (1835г.). В те времена имелось несколько типов акционерных страховых обществ: - общества чисто акционерные, где полноправными членами являлись только акционеры, а страхователи не имели права ни на участие в деле, ни на прибыль; - акционерные страховые общества, где страхователи получали право на участие в прибылях; - акционерные страховые общества, предоставляющие определенным категориям страхователей право участия в управлении делами общества; - акционерные страховые общества, предусматривающие постепенное погашение основного капитала (переход от акционерной формы к взаимной).

Общества взаимного страхования Согласно закону «Об организации страхового дела в Российской Федерации» юридические и физические лица для страховой защиты своих интересов могут создавать общества взаимного страхования (ОВС) в порядке и на условиях, определяемых Положением или законом об обществах взаимного страхования. Однако нормативная база для ОВС до настоящего времени так и не появилась, поэтому немного численные общества взаимного страхования существуют в организационно-правовой форме некоммерческих партнерств. Ряд основополагающих положений по взаимному страхованию содержится в Гражданском кодексе. В соответствии с нормами ГК РФ общества взаимного страхования могут страховать свое имущество и иные имущественные интересы своих членов. Допускается существование ОВС в двух организационно-правовых формах: некоммерческой и коммерческой организации. Некоммерческие ОВС могут осуществлять страхование имущества и иных имущественных интересов своих членов без оформления договора страхования, непосредственно на основании членства и Правил страхования. Учредительными документами общества может быть предусмотрено и заключение договоров страхования. Коммерческие ОВС могут страховать интересы лиц, не являющиеся членами общества. Такое ОВС должно получить лицензию на осуществление страховой деятельности соответствующего вида. Страхование интересов лиц, не являющимися членами ОВС , должно осуществляться только на основе договора страхования. Предусматривается возможность осуществления некоторых видов обязательного страхования путем взаимного страхования. Общества взаимного страхования достаточно широко распространены за рубежом, где они называются союзами на взаимности или мутуальными обществами. Это очень старая форма, выросшая из профессиональных ассоциаций фармацевтов, производителей мебели, судовладельцев и т.д., страховавших риски своих членов. ОВС создаются обычно по территориальному принципу. Как правило, их деятельность лицензируется органами страхового надзора. При формировании общества создается учредительный капитал, за счет которого покрываются: издержки, связанные с организацией общества; текущие затраты; возможные начальные убытки. Эти финансовые средства предоставляются учредителями или спонсирующими организациями (гарантами).

Учредительный капитал выплачивается обратно из прибыли общества после того, как им создан определенный гарантийный фонд на случай потерь.

По своим обязательствам ОВС отвечает только капиталом общества, его члены не несут ответственности своим имуществом. По своей сути общества взаимного страхования – это форма организации страхового фонда путем объединения средств на основе паевого участия его членов. Участник общества одновременно выступает в качестве страховщика и страхователя. Страхователь является членом ОВС, участвует в распределении прибыли и убытков по результатам деятельности за год. Страхователям принадлежат все активы компании. Годовые взносы членов общества вносятся в два приема: предварительный (авансовый) взнос для будущих нужд и доплата, необходимая для страховых выплат. Если предварительных взносов недостаточно. Обязательство о доплате может быть исключено уставом, но в этом случае страховые выплаты сокращаются. Однако такое исключение не характерно для современных ОВС, желающих предоставить полноценную страховую защиту своим челнам. С другой стороны, чтобы устранить финансовую неопределенность, в некоторых обществах устанавливается ограничение ответственности членов по страховым взносам в пределах шестикратной величины обычного взноса. Превышение доходов над расходами идет в первую очередь на пополнение резервных фондов. Остаток средств может быть распределен в форме дивидендов между пайщиками или в форме уменьшения страховой премии, подлежащей уплате в следующем году. Членство в ОВС оформляется договором страхования. Если иное не предусмотрено уставом, то членство прекращается, когда договор страхования истекает или разрывается. Высшим органом управления ОВС является общее собрание членов. Общее собрание избирает правление для текущего руководства деятельностью и ревизионную комиссию. Деятельность ОВС обычно подчинена тем же правовым нормам, что и акционерных страховых компаний. В некоторых странах изданы специальные законы о деятельности ОВС, где устанавливается размер минимальных резервных фондов, порядок регистрации и т.д. Наиболее развитой формой взаимного страхования являются клубы взаимного страхования, сдаваемые судовладельцами для возмещения убытков, обычно не покрываемых морским страхованием.

Медицинское страхование

МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ - форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья, имеющее своей целью гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия (Закон РФ от 28 июня 1991г. "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации"). При платной медицине данный вид страхования является инструментом для покрытия расходов на медицинскую помощь, при бесплатной медицине - это дополнительный источник финансирования медицинских затрат. Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. Обязательное страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам страны равные возможности в получении медицинской помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования. Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе соответствующих государственных программ и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования. Оно может быть коллективным и индивидуальным.

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ является новым для российской системы видом социального страхования населения. Оно должно гарантировать всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи в пределах Федеральной и территориальных программ и финансировать профилактические мероприятия. Федеральную программу обязательного медицинского страхования разрабатывает Министерство Здравоохранения РФ и утверждает Правительство РФ. На основе федеральной программы высшие органы субъектов РФ утверждают территориальные программы ОМС, которые не могут ухудшать условия оказания медицинской помощи по сравнению с базовой программой. Гарантированный перечень видов медицинской помощи, то есть базовая программа, включает: скорую медицинскую помощь при травмах и острых заболеваниях, угрожающих жизни; лечение в амбулаторных условиях; диагностику и лечение на дому; осуществление профилактических (прививки, диспансеризация и пр.); стоматологическую помощь; лекарственную и стационарную помощь. Все виды скорой медицинской помощи, а также стационарная помощь больным с острыми заболеваниями предоставляется независимо от места проживания и прописки бесплатно за счет средств бюджетов соответствующих территорий. Министерством здравоохранения РФ установлен обязательный для аптек всех форм собственности ассортиментный перечень лекарственных, профилактических, диагностических средств и изделий медицинского назначения. Отношения, складывающиеся в результате осуществления обязательного медицинского страхования, входят в предмет права социального обеспечения.

Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских услуг сверх установленных программами ОМС. Субъектами ОМС являются: застрахованный; страхователь; страховая медицинская организация; медицинское учреждение. Застрахованными по системе ОМС могут быть как граждане РФ, так и лица без гражданства. Медицинское страхование иностранцев, временно находящихся на территории РФ осуществляется в порядке, устанавливаемом правительством РФ. Иностранные граждане, постоянно проживающие в РФ, имеют такие же права, как и граждане РФ, если международным договором не предусмотрено иное. Граждане РФ имеют право: на выбор страховой медицинской организации; выбор медицинского учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования; получение медицинских услуг на всей территории РФ, в том числе и за пределами постоянного места жительства; получение медицинских услуг в соответствии и качеством и объемом, установленным государственной программой, независимо от того, предусмотрено это договором или нет. Страхователями выступают как юридические, так и физические лица, вносящие взносы в фонды ОМС. Плательщиками взносов являются: для неработающего населения – высшие органы государственного управления субъектов РФ и местная администрация;

для наемных работников – работодатели; лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью и некоторые другие граждане (например, лица творческих профессий, не объединенные в союз) платят взносы самостоятельно. Таким образом, они являются и застрахованными и страхователями. При недостатке средств в местном бюджете для уплаты взносов за неработающих граждан выделяются дотации в порядке, установленном Правительством РФ. За отказ хозяйствующих субъектов от регистрации в качестве плательщиков взносов на ОМС, сокрытие или занижение сумм, с которых должны платиться взносы, нарушение сроков их перечисления применяются финансовые санкции в виде штрафа и (или) пени, уплата которых не освобождает страхователя от выполнения обязательств по ОМС. При наложении финансовых санкций Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования пользуются правами налоговых органов. В Санкт-Петербурге вновь зарегистрированное предприятие не сможет открыть расчетный и другие счета в банке без предъявления справки из Территориального Фонда обязательного медицинского страхования о постановке на учет.

От уплаты взносов на ОМС освобождаются общественные организации инвалидов и предприятия (объединения), находящиеся в собственности этих организаций и созданные для осуществления уставных целей. Страхователи имеют право: на выбор страховой медицинской организации; осуществления контроля за выполнением договора ОМС.

Страхователи обязаны: заключать договоры ОМС; вносить взносы на ОМС; принимать меры по устранению неблагоприятных факторов на здоровье граждан; предоставлять страховой медицинской организации информацию о состоянии здоровья контингента, подлежащего страхованию и др.

Страховые медицинские организации – это юридические лица любых форм собственности, получившие лицензию органов Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью. Они не входят в систему здравоохранения. Законодательство запрещает органам управления здравоохранением и медицинским учреждениям быть учредителями страховых медицинских организаций, им разрешено владеть акциями последних в объеме не более 10% общего пакета.

Страховая медицинская организация имеет право: на выбор медицинского учреждения для оказания медицинской помощи по договорам медицинского страхования; участие в аккредитации медицинских учреждений; участие в определении тарифов на медицинские услуги; предъявление иска к медицинскому учреждению или медицинскому работнику на материальное возмещение физического и морального вреда, причиненного застрахованному по их вине, и др.

Страховая медицинская организация обязана: осуществлять деятельность по обязательному медицинскому страхованию на некоммерческой основе; заключать договоры с медицинскими учреждениями на оказание застрахованным медицинской помощи по ОМС; выдавать застрахованному или страхователю медицинские полисы; контролировать объем, качество и сроки оказания медицинской помощи; защищать интересы застрахованных; для обеспечения устойчивости своей деятельности создавать резервные фонды.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 143
Бесплатно скачать Контрольная работа: Организационно-правовые формы страхования