Контрольная работа: Ощущения как психический познавательный процесс
1. Ощущения как психический познавательный процесс
В качестве психических процессов выступают ощущения, восприятие, мышление, память, воображение. В зависимости от задачи, на которую направляется деятельность, она принимает форму того или иного процесса. Все психические процессы имеют личностномотивационный компонент. В современной психологии существует тенденция относить ощущение и восприятие к сенсорно-перцептивному, а память, мышление, речь, сознание к более высокому – когнитивному уровню психики. Вместе с тем, выделение ощущения и восприятия в качестве относительно самостоятельных психических процессов продолжает оставаться достаточно распространенным.
Критерием для разграничения сенсорных и перцептивных процессов является целостность и предметность образа. Ощущения, отражающие отдельные стороны воспринимаемой действительности, не относятся к конкретному объекту с предметным значением. Результатом процесса ощущения является парциальный образ мира, так как в ощущении отражаются отдельные свойства или признаки объектов. Восприятие, как отражение целостного объекта или явления, включает в себя его предметное значение.
Выделение ощущения как базового, исходного уровня познавательной сферы соответствует учению В. Вундта, который выделил следующие виды организации познавательных процессов: ощущение, восприятие, память, мышление, речь, сознание. В качестве критерия этой классификации им был использован принцип возрастающей сложности и качественной специфики ощущений. Он предложил разделить рецепторы, которые специализируются на приеме механической, химической или световой энергий.
Ощущения являются начальным процессом познания. В процессе ощущений происходит непосредственный контакт с раздражителями, в результате чего у человека возникают осознанные знания о качествах или признаках предметов или явлений. И тогда человек научается дифференцировать соленое, сладкое, горячее, холодное, тяжелое, давящее, шероховатое и другие свойства.
В процессе ощущений происходит обнаружение и кодирование энергии физического мира. Затем информация, полученная с помощью органов чувств и нервной системы, перерабатывается, интегрируется, трансформируется и превращается в чувственный опыт, дающий представление о видимом, слышимом, осязаемом, обоняемом и т.д. Но процессы ощущения и восприятия не происходят сами собой. Они требуют сенсорной и перцептивной активности субъекта познания, благодаря которой он сможет адаптироваться к тем воздействиям, которые непосредственно и реально падают на его органы чувств.
Физиологической основой ощущений является сложная деятельность органов чувств, называемая анализаторной. Анализаторы представляют собой совокупность взаимодействующих образований периферической и центральной нервной системы, осуществляющих прием и анализ информации о явлениях, происходящих как внутри, так и вне организма. Все человеческое тело можно рассматривать как единый и сложно дифференцированный анализатор воздействий на человека со стороны окружающей среды.
Дифференциация анализаторов связана с их специализацией на отображении различного рода воздействий. Периферическую часть анализаторов составляют рецепторы, в которых осуществляются первичные преобразования внешнего воздействия во внутреннее состояние человека.
Потенциальными энергетическими сигналами являются: свет, давление, тепло, химические вещества и т.д. Органы чувств получают эту информацию и трансформируют ее в биоэлектрический нейронный сигнал, который поступает в мозг. Реагирование на тот или иной сигнал, то есть на тот или иной вид энергии, осуществляют рецепторы.
Однозначной связи между рецепторами и выполняемыми ими функциями нет. Совокупность иерархических механизмов, которые решают различные по сложности перцептивные задачи, называют перцептивной системой.
Разделяют пять основных перцептивных систем: зрительную, слуховую, кожно-мышечную, обонятельно-вкусовую и вестибулярную. Зрительная система реализует сложную эпикритическую форму чувствительности. Она принимает участие в регуляции локомоций и предметных действий. Зрительная система позволяет оценить свойства поверхности предметов, обеспечить высшие формы предметного восприятия.
Многообразие рецепторных аппаратов и воздействий, по отношению к которым оказываются чувствительными эти рецепторы, обусловливает существование различных ощущений как первичных форм психического отражения. Классификация рецепторов может производиться по характеру взаимодействия со стимулом: дистантные (слуховые, зрительные, обонятельные) и контактные (температурные, вкусовые, кинестетические, внутриорганические). Различают рецепторы и в зависимости от того, к какого рода воздействиям они чувствительны: к физическим (зрительные, слуховые), механическим (осязание), химическим (вкус, обоняние).
Рецепторы имеют различное строение и выполняют различные функции. Вместе с тем, они имеют ряд общих свойств:
· они преобразуют энергию раздражителя в потенциалы действия, которые распространяются по сенсорным нервам в центральные отделы нервной системы, эти ритмические разряды содержат информацию о параметрах раздражителей и называются сенсорным кодом;
· рецепторы реагируют на изменение раздражителя, все рецепторы подвержены контролю со стороны центральных отделов мозга;
· третьим общим свойством рецепторов является их рефлекторная регуляция.
Основными свойствами (атрибутами) ощущений являются: качество (модальность или субмодальность); интенсивность; длительность; пространственная и временная структура (Э. Титченер).
Отдельные свойства ощущений можно разграничить, если они изменяются независимо друг от друга или остаются постоянными при изменении других свойств.
Качество ощущения отличается его от других и варьирует в пределах данного вида ощущения. Так, слуховые ощущения – это ощущение высоты звука, его громкости, тембра, а зрительные разделяются по цветному тону, его насыщенности и т.п.
Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и зависит не только от силы действующего раздражителя, но и от функционального состояния рецепторов.
В психологических исследованиях ощущений существуют отдельные направления, изучающие субъективное отражение различных признаков объекта в рамках основных свойств ощущения:
♦для зрения – цвета, яркости, размера, глубины, формы,
движения, скорости и т.д.;
♦для слуха – громкости, высоты, тембра звука;
♦для кожной чувствительности – прикосновения, давления, температуры, боли;
♦для всех модальностей и для разных интенсивностей ощущений – их пространственные и временные характеристики.
Изучение ощущений различной модальности позволило выявить их взаимосвязь с движениями. Связь ощущений и движений особенно наглядно проявляется во всех двигательных навыках: спортивных, танцевальных, водительских и т.д. Выявлена связь слуховых ощущений, получаемых от звуков речи, и речевых движений, связь ощущений музыкальных звуков и движений речевого аппарата. Движения органов чувств обеспечивают более совершенное познание предметов и их свойств. Глаза человека совершают бесчисленное множество движений, способствующих их более адекватной и интенсивной работе. Для получения наиболее полных и точных осязательных ощущений мы ощупываем предмет, то есть совершаем целый ряд ознакомительных движений.
Рассматривая ощущение как один из сенсорных процессов, нельзя не поставить вопрос о соотношении ощущений и эмоций. Экспериментально-психологическое его изучение было начато еще В. Вундтом. Согласно его данным эмоциональное переживание сопровождает ощущение практически с момента его возникновения. С ростом интенсивности ощущения вначале возрастает и интенсивность положительно окрашенного эмоционального переживания, но после достижения некоторого предельного значения начинает снижаться, переходя через границу, разделяющую положительные и отрицательные переживания. Различия между ощущениями и эмоциями обнаруживаются не только через различия в динамике изменения их иненсивности. Различия между ними обнаруживаются и в тех параметрах, которые им присущи.
Ощущения могут быть охарактеризованы четырьмя параметрами: модальность, интенсивность, длительность, отчетливость. Эмоции же – только тремя: модальность, интенсивность, длительность. Удовольствие и неудовольствие могут быть, согласно Э. Титченеру, более или менее интенсивными, более или менее длительными, но никогда не бывают ясными. На эмоциях невозможно сосредоточить свое внимание. Чем больше внимания мы обращаем на ощущение, тем яснее оно становится, если же мы обращаем внимание на эмоцию, она просто исчезает. Ощущения можно локализовать в пространстве, эмоции – нет. Эмоции всегда имеют одинаковый объем с сознанием. Ощущения суть объективно обусловленные элементы сознания, эмоции субъективно инициированы. Эмоции субъективны в том смысле, что они никогда не появляются одни, но всегда сопровождают ощущения.
Конкретно жизненный смысл различия между эмоциями и ощущениями приобретают при рассмотрении феномена болевых переживаний. С одной стороны, боль – это неприятное, гнетущее, иногда нестерпимое ощущение, возникающее при раздражении болевых рецепторов либо при сверхсильных раздражениях любых других рецепторов. С другой стороны, боль – это эмоция, характеризующаяся как душевное страдание, не имеющее соматической локализации («душа болит»). Такое словоупотребление указывает на нерасторжимость соматического субстрата и психического субъекта в пределах каждого отдельного психического феномена.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--