Контрольная работа: Основные направления модернизации структуры высшего образования в Украине
Подготовил: Голубов Д.Н.
Студент группы: О/З ЭП – 4М
Проверила: доц. Удалых О. А.
(должн, Ф.И.О. препод.)
Макеевка, 2009
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ
1. Модернизация структуры высшего образования в Украине
2. Болонский процесс
2.1Цели и задачи Болонского процесса
2.2 Структура Болонского процесса
2.3 Анализ процесса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Высшее образование является фундаментом человеческого развития и прогресса общества, а также выступает гарантом индивидуального развития, поддерживает формирование интеллектуального, духовного и производственного потенциала общества. Развитие государства, структурные изменения на микро- и макроэкономическом уровне должны гармонично объединяться с модернизацией образования для того чтобы удовлетворить потребности и цели людей, особенно молодёжи, установить новую систему общественных ценностей в сфере деятельности, как в общественном, так и в частном секторах.
Адаптация системы образования и профессиональной подготовки к динамическим изменениям конъюнктуры спроса и предложения на мировых рынках труда, обеспечение подготовки рабочей силы, профессионально-квалификационные параметры которой отвечают потребностям социально-экономического развития общества, выступают как определяющие условия роста конкурентоспособности человеческих ресурсов. В условиях формирования инновационного общества функциональными особенностями образования выступает не только способность предоставлять тем кто хочет учится, нагрузок в предыдущие года объёмов знаний и навыков, но и повышать способность к усвоению и использованию на практике новых научных идей, технических инструментов и методов производства, формировать у работников новаторские способности, инициативу и предприимчивость.
1. Модернизация структуры высшего образования в Украине
Социально-экономические и политические изменения в обществе, укрепление государственности, вхождение Украины в мировое сообщество невозможны без структурной реформы национальной системы высшего образования. Приоритетной задачей является модернизация высшего образования в соответствии с современными требованиями.
Преподавание учебных дисциплин в высшей школе должно, безусловно, ставить целью подготовку специалиста, знание и умения которого полностью отвечают условиям современного информационного общества.
Но сразу возникает вопрос: можно ли этого достичь, используя старые еще "дедовские" подходы и методы?
Ведь в ХХ столетии произошли существенные изменения в характере накопления знаний во всех областях. Так, если ещё сто лет назад удвоения объема знаний, особенно в фундаментальных дисциплинах проходило за 50-100 лет и молодой человек за время обучения мог выучить почти все, что было сделано по той или другой специальности. Сейчас удвоение знаний во многих дисциплинах проходит в десятки раз быстрее.
Поэтому возникает необходимость изменений в системе образования: надо научить студента самостоятельно решать типичные и нетипичные задачи, вести поиск информации, постоянно овладевать новыми знаниями. А для этого необходимы совсем другие подходы, чем те, что использовались раньше в высшей школе.
2. Болонский процесс
19 июня 1999 года министры образования 29 европейских стран подписали Болонскую Декларацию, главной целью которой провозглашалось построение до 2010 года общеевропейского пространства высшего образования.
19 мая 2005 года в норвежском городе Берген представители Министерства образования и науки Украины встретились с министрами образования европейских стран на коммюнике, посвящённое Болонскому процессу. На этой конференции были подписаны документы о включении Украины в Болонский процесс, что дало право нашей стране стать равноправной участницей построения общеевропейского пространства высшего образования к 2010 году, создания так называемой «Европы знаний» и приведения образовательных систем разных стран к единому стандарту.
Участие Украины в Болонском процессе расширяет перспективы развития национальной системы образования. Благодаря введению кредитно-модульной системы в учебный процесс, студенты высших учебных заведений будут иметь возможность продолжать обучение в любом европейском университете, получит новый импульс вопрос образования в течение жизни.
Самое главное, что предлагает Болонский процесс - это повышение качества отечественного образования. Сейчас, студенты, которые учатся по болонской системе, подтвердят, что для получения хорошей оценки, здесь необходимо хорошо поработать. В частности посещать занятия, выполнять модульные контрольные и что очень важно - научиться работать самостоятельно.
2.1 Цели и задачи Болонского процесса
Основная цель создания Болонского содружества - это стимулирование мобильности и создание условий для свободного перемещения студентов, преподавателей, научных работников, менеджеров образования в границах этого пространства, а также обеспечение трудоустройства выпускников университетов на европейском рынке труда и повышение конкурентоспособности европейской высшей школы.
- одинаковую для всех стран систему ученых степеней, которая состоит из двух уровней – бакалавра (3 года) и магистра (2 года). Первый уровень ориентирован на удовлетворение рынка труда, второй – на научные исследования;
- зачетную систему, согласно которой для успешного окончания курса необходимо накопить определенное количество учебных часов (т.н. кредитов). Кредиты можно получать порциями в разных вузах стран-участниц;
- учебу на протяжении всей жизни, т.е. повышение квалификации или переквалификацию согласно спросу на рынке труда;
- автономность вузов, т.е. их независимость от государства, как в финансовом плане, так и в плане образовательных решений;
2.2 Структура Болонского процесса
В процессе реформирования образования в странах Болонского содружества, предлагается ввести два цикла обучения: 1-й - получение первой академической степени, т.е. степени бакалавра и 2-й - степени магистра. При этом продолжительность обучения бакалавра должно быть не меньшее 3-х и не большее 4-х лет. Срок обучения второго цикла может составлять- 1-2 года после получения 1-ой степени. Предусматривается получение докторской степени при условии общей продолжительности обучения 7-8 лет.
Кроме того, предлагается ввести во всех национальных системах образования систему учета трудоемкости учебной работы в кредитах. За основу предлагается принять ECTS.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--