Контрольная работа: Основные особенности немецкой школы психологии

Выполнила: студентка

третьего курса гр.ЗП1-06

заочное отделение

Мадеева Анна Сергеевна.

Проверила:ст. преподаватель

Гурьянова Е.А.

г. Чебоксары 2009г.


Содержание

Введение

1. Предпосылки возникновения психологии в Германии.

2. Вундтовская школа психологии.

3. Герман Эббингауз.

4. Вюрцбургская школа психологии.

5. Лейпцигская школа.

6. Гештальт-психология.

7.Теория поля - Курт Левин.

Заключение

Список использованной литературы.


Введение

Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 1860 годах XIX века. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений: психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученого В.Вундта. На стыке психологии и физиологии организма возникает экспериментальная психофизиология органов чувств, вместе с ней появляются психофизика и психометрика. В начале ХХ века в психологии возникает кризисная ситуация по нескольким причинам. Отрыв психологии от практики, интроспекция использовавшаяся в качестве научного метода оказалась несостоятельной. Кризис привел к краху сложившихся основных направлений в психологии, на основе чего сложились новые, вскоре оформившиеся направления в психологии - это бихевиоризм, психоанализ и гештальт-психология, акцент исследований переносится на ориентацию человека в окружающей среде, на скрытые от сознания факторы регуляции поведения. Новые направления существенно обогатили эмпирическую и конкретно-методическую базу психологии и способствовали ее развитию, и увеличению ее отраслей, что в свою очередь способствовало более полному и глубокому изучению, и пониманию личности, и протекающих процессов как физиологических так и психических. Также в данной работе будут рассмотрены предпосылки возникновения психологии именно в Германии, учения и науки так или иначе повлиявших на возникновение, становление и развитие психологии как самостоятельной науки. Научный и исторический вклад психологических школ и направлений Германии и отдельных личностей.

1. Предпосылки возникновения психологии в Германии

Базовой идеей культуры XVII века - как в сфере философии, так и находящейся под ее влиянием психологии - был дух механицизма, представление Вселенной в виде гигантской машины. Эта концепция основывалась на утверждении, что все естественные процессы определены на механическом уровне и могут быть объяснены на основе законов физики. Считалось, что весь мир состоит из неких частиц материи, находящихся в непрерывном движении. Согласно Галилею, материя состоит из дискретных корпускул или атомов, воздействующих друг на друга при соударении. Ньютон подверг галилеевскую версию пересмотру и предположил, что импульсы движения передаются от атома к атому не при непосредственном контакте, а под воздействием сил притяжения и отталкивания. Поскольку Вселенная состоит из движущихся атомов, любое физическое перемещение (движение каждого атома) вызывается непосредственной причиной (движением другого атома, который соударяется с первым). Результат такого взаимодействия поддается измерению - и, следовательно, должен быть вполне предсказуем. Вселенная полностью упорядочена и работает в прямом смысле, как часы или какой-либо иной совершенный механизм. Мир создан Богом совершенным образом - в XVII веке именно Богу приписывалось сотворение всех действующих причинно-следственных связей.

Методы и достижения науки росли в ту эпоху рука об руку с развитием технологии, дополняя друг друга. Наблюдение и эксперимент, сопровождаемый точными количественными методами, стали неотъемлемыми чертами науки. Исследователи пытались постичь каждое явление, описывая его в точных количественных формулировках, - таково было основное требование механистического подхода. Именно в это время появляются достаточно совершенные термометры, барометры, логарифмические линейки, маятниковые часы и прочие механические приборы, столь характерные для века механики. Эти события, в свою очередь, способствовали формированию убеждения о том, что абсолютно любое явление во Вселенной поддается количественному измерению.

Часы были самым доступным, привычным, точным и предсказуемым механизмом, а потому со временем ученые и философы стали воспринимать их как модель мира в целом.

Немецкий философ Христиан фон Вольф описывал сходство Вселенной и часового механизма очень просто: «Мир ведет себя точно так же, как и часы».[4;32,]Христиан фон Вольф (1679-1754)-профессор философии, психологию делил на эмпирическую, которая рассматривает связь души с телом и рациональную, которая занимается только бессмертной душой. Считал соединение души с телом необъяснимым чудом, а все психические явления сводил к особым способностям души. Против такого взгляда выступал Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841), он считал неправильным разделение всей душевной деятельности на изолированные самостоятельные функции. Душевную жизнь считал единой связанной цельностью, и был противником экспериментов над людьми.

Метафора мира как часов проложила дорогу идее детерминизма - вере в то, что каждое событие в мире предопределено прошлыми событиями. Как можно предсказать последовательность работы часового механизма, точно так же, осознав порядок и систематичность функционирования отдельных частей Вселенной посредством анализа и сведения к простейшим ее составляющим - молекулам и атомам, можно предвидеть все будущие в ней события, разобрать часы и самому убедиться, как именно действуют их шестерни и пружины. Это обстоятельство, в свою очередь, привело к идее редукционизма - учение, объясняющие сложные явления более высокого уровня в терминах простых явлений более низкого уровня.

Таким образом считалось, что все живые существа - всего лишь машины, хотя и особого рода, а люди - это значительно более совершенные и эффективные машины, чем те, которые могут создать часовых дел мастера, но тем не менее - это машины.

В XVII же столетии появляется новая методологическая установка - эмпиризм, ориентация на познание посредством наблюдения и эксперимента. Знание, ориентированное только на традицию и авторитет, теперь воспринималось как нечто внушающее сомнение. Особо революционный характер имеют идеи Рене Декарта (1596-1650) о том, что, несмотря на все различия души и тела, между ними все же возможно взаимодействие: душа влияет на тело, а тело влияет на душу. Именно из подобных наблюдений вырастает его понятие undulatio reflexa - движения, происходящие безо всякого участия сознания и воли, поэтому Декарта часто называют автором учения о рефлексе.

Учение Декарта об идеях оказало существенное влияние на развитие современной психологии. По его мнению, в голове человека содержатся идеи двух типов: врожденные и приобретенные. Идеи приобретенные - это такие идеи, которые возникают на основе опыта, непосредственного контакта с предметами внешнего мира - например, со звуком колоколов или видом дерева. Приобретенные идеи являются результатом чувственного опыта. Врожденные идеи берут начало не от объектов внешнего мира, но существуют исключительно в нашем уме, сознании, с точки зрения Декарта, к ним относятся идея Бога, идея Я, идеи совершенства и бесконечности. Учение о врожденных идеях привело к появлению так называемой нативистской теории восприятия (наша способность восприятия носит врожденный, а не приобретенный характер), что, в свою очередь, повлияло на развитие гештальт-психологии. Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716), отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил – бесчисленных малых перцепций, и именно из них возникают сознательные желания и страсти.

Философы того времени отрицали саму возможность научного изучения психики.

К XIX столетию в Германии к наукам уже относили фонетику, лингвистику, историю, археологию, эстетику, логику и литературную критику, в то время как во Франции и Англии науками считались лишь физика и химия.

Французские и английские ученые сомневались в правомочности научных методов исследования к человеческому разуму, а свободные от подобного скептицизма немецкие ученые с энтузиазмом взялись за исследование мыслительной деятельности. К 1870 году Германия объединилась и являлась свободной конфедерацией автономных королевств, герцогств и городов-государств, с централизованным правительством. Каждая из этих областей имела собственный хорошо финансируемый университет с высоко оплачиваемым профессорско-преподавательским составом и самым современным научным оборудованием. К середине XIX века философия в области изучения психики и сознания достигла довольно высоких результатов: были сформулированы основные принципы научного изучения природы человека. Позитивизм, материализм и эмпиризм послужили философским обоснованием нарождающейся научной психологии. Но главная роль среди трех направлений принадлежит эмпиризму. Основные принципы эмпиризма: подчеркивание первичной роли чувственного опыта в познании, аналитическое разложение опыта сознания на элементы, образование сложных идей вследствие проведения ассоциации с рядом простых идей, а также акцент на сознательные психические процессы.

Успехи физиологии и медицины. К началу XIX века развиваются представления о разложимости психических процессов на некие изначальные психические «способности», врачи начали искать мозговой субстрат этих «способностей». В 1779году немецкий анатом Мейер выдвинул предположение о интеграции всех психических функций, осуществляемой мозжечком и мозолистым телом, а отдельные психические «способности» локализованы в коре головного мозга, в белом веществе и в базальных областях мозга. Благодаря работам шотландского врача Маршалла Холла (1790-1857) о рефлекторном поведении, был сделан вывод, что за различные стороны поведения отвечают разные отделы мозга и нервной системы. В частности, он предположил, что произвольные движения зависят от головного мозга, рефлекторные движения - от спинного мозга, бессознательные - от прямого возбуждения мышц и дыхательные - от костного мозга.

В середине XIX века начали применять экспериментальные подходы к изучению мозга: клинический метод и электрическую стимуляцию. Клинический метод был предложен в 1861 году Полем Брока (1824-1880), хирургом одной из больниц для душевнобольных под Парижем. Брока произвел вскрытие трупа мужчины, который при жизни долгие годы не мог внятно говорить. При осмотре было выявлено поражение третьей лобной извилины коры головного мозга. Брока обозначил эту часть мозга как центр речи; позже за ней закрепилось название область Брока.

Метод электростимуляции для изучения мозга был впервые применен в 1870 году Густавом Фритшем и Эдуардом Хитцигом. Этот метод предполагает исследование коры головного мозга путем воздействия на ее участки слабыми электрическими разрядами. Физиология стала экспериментальной дисциплиной, главным образом под влиянием немецкого физиолога Иоганнеса Мюллера (1801-1858), отстаивавшего применение экспериментальных методов в физиологии, и сформулировавшим принцип «специфической энергии органов чувств». Мюллер предположил, что возбуждение определенного нерва всегда вызывает характерное ощущение, потому что в каждом рецепторном отделе нервной системы заложена собственная «специфическая энергия». Эта идея вдохновила множество исследователей, стремившихся в своих работах разграничить функции нервной системы и точно определить механизм действия всех периферийных сенсорных рецепторов.

В конце XVIII века итальянский исследователь Луиджи Гальвани (1737-1798) предположил, что нервные импульсы имеют электрическую природу.

Исследования нервных импульсов росли числом и были такими убедительными, что к середине XIX века электрическая природа импульсов стала общепринятым фактом. Ученые полагали, что нервная система по существу является проводником электрических импульсов, а центральная нервная система функционирует подобно коммутатору, переключающему импульсы на сенсорные или двигательные нервные волокна.

Но физиология все еще была проникнута духом философии механицизма. Группа ученых, многие из которых были в свое время студентами Иоганнеса Мюллера, организовали Берлинское физическое общество. Их объединяло убеждение, что любые явления можно объяснить, руководствуясь законами физики. Они надеялись соединить физиологию с физикой, развивать физиологию в рамках механистических представлений.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 161
Бесплатно скачать Контрольная работа: Основные особенности немецкой школы психологии