Контрольная работа: Основы биржевой торговли, товарная биржа
Основы биржевой торговли, товарная биржа
Саратов – 2000
ПЛАН
Введение | 3 |
1. Эволюция форм оптовой торговли и появление товарных бирж | 4 |
2. Роль биржевой торговли в современной мировой экономике | 7 |
3. Биржевые операции с реальным товаром | 16 |
Заключение | 18 |
Список литературы | 19 |
ВВЕДЕНИЕ
В условиях перехода на рыночные отношения экономика страны в целом, так же как и экономика суверенных республик, должна претерпеть кардинальные изменения. Фактически необходимо создать новую рыночную экономическую среду для нормального функционирования народного хозяйства. Весь мировой опыт доказал жизненность и эффективность рыночной экономики. Свойственные рынку механизмы саморегулирования обеспечат сбалансированность экономики при наилучшей координации деятельности всех производителей, рациональное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Рынок требует гибкости производства, его восприимчивости к экономическим достижениям.
Эффективное функционирование производства невозможно без наличия адекватной ему сферы обращения. Основанная на распределительных принципах сфера обращения административно-командной экономики не имеет будущего, она уходит в прошлое. На смену ей приходит сфера обращения, построенная на рыночных принципах. Естественно, что она должна иметь соответствующую инфраструктуру.
Одним из основных элементов сферы обращения рыночной экономики являются товарные биржи. Следовательно, курс перевода экономики нашей страны на рыночные отношения выдвигает в качестве одной из первоочередных задач создание широкой сети товарных бирж, включая региональные, республиканские и межреспубликанские. Задача это непростая.
Товарные биржи способствуют обеспечению непрерывности процесса расширенного воспроизводства и ускорению кругооборота общественного продукта. Сокращение времени обращения товаров повышает эффективность использования основных фондов, трудовых ресурсов, уменьшает потребность в оборотных средствах, банковском кредите и тем самым позволяет увеличить ресурсы, направляемые в другие отрасли хозяйства.
В данной работе отражены важнейшие проблемы, стоящие перед товарными биржами на современном этапе и в перспективе. Хорошо налаженная работа товарных бирж должна оказать существенное влияние на весь процесс формирования экономики рыночного типа и на эффективность народного хозяйства как всей страны в целом, так и отдельных регионов и республик.
1. ЭВОЛЮЦИЯ ФОРМ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ И ПОЯВЛЕНИЕ ТОВАРНЫХ БИРЖ
Товарная биржа как продукт развития рынка, рыночных отношений прошла длительный путь. Формы биржевой торговли, имея ряд общих организационных черт, вместе с тем постоянно изменялись, приспосабливались к потребностям экономики. Появлялись новые функции, преобразовывался характер сделок, происходила постепенная трансформация экономической направленности биржи – старая организационная форма наполнялась новым экономическим содержанием.
Возникновение биржи в Европе как своеобразной, наделенной особыми чертами формы рынка относят к XVI – XVII вв., т.е. к периоду начала быстрого развития рынка и последующего становления капиталистических производственных отношений.
Первоначально возникла адекватная домануфактурному производству форма оптовой торговли – биржа реального товара. Ее отличительными чертами, составляющими одну из особенностей и современных бирж, являлись регулярность возобновления торга, приуроченность торговли к определенному месту и подчиненность заранее установленным правилам. Наиболее характерные операции – сделки с наличным товаром.
Промышленная революция вызвала громадное расширение спроса на сырье и продовольствие, привела к увеличению как объема, так и номенклатуры мировой торговли, к повышению требований к однородности качества товара и регулярности поставок. Наряду с предоставлением места, организацией торга и фиксацией торговых обычаев к числу основных функций товарной биржи стали относиться: установление стандартов на товар, разработка типовых контрактов, котирование цен, урегулирование споров (арбитраж) я информационная деятельность. Биржи все больше стали превращаться в центры международной торговли. Ведущую роль приобрели сделки на срок с реальной продукцией, гарантировавшие поставку товара требуемого качества в нужный срок по ценам, обеспечивавшим возможность получения прибыли, что позволило фирмам заранее определять свои потенциальные издержки производства. В результате высвобождалась часть капитала, не участвовавшего в производительной деятельности, а являвшегося лишь гарантированным. В условиях свободной конкуренции, когда на рынке множество продавцов и покупателей, такой тип биржи способствовал продвижению громадных и все возраставших товарных масс от производителя к потребителю с наименьшими общественно Необходимыми затратами труда и капитала.
Более того, сделки на срок с реальным товаром, привлекая спекулятивные капиталы, увеличивали емкость рынка и создавали возможность для производителя и посредника быстрее реализовывать свой товар, сокращая период обращения. Крупнейшие биржи стали центрами торговли международного значения, а складывавшиеся на них цены, регулярно публикуемые специальными комитетами, приобрели характер мировых.
Биржа реального товара в своей высшей форме приобрела такие отличительные черты, как: совершение сделок на основе описания качества при отсутствии самого товара; специфический, свойственный только бирже характер сделок (встречные предложения покупателей и продавцов); торговля массовой, однородной, качественно сравнимой продукцией, отдельные партии которой вследствие этого оказались взаимозаменяемыми; спекулятивность.
Важным экономическим условием возникновения торговли на срок является то, что в условиях колебания цен возникает риск непредвиденных потерь и кроме торговой прибыли остается место для прибыли от изменения цен или спекуляции. При этом спекуляция носит не единичный характер, а постоянно присутствует, пронизывая любую сделку. Экономической основой возникновения торговли на срок является сама природа рынка – стихийность, неопределенность, неустойчивость.
В конце XIX – начале XX в. значение бирж реального товара стало падать. Но, с другой стороны, появился и стал быстро развиваться совершенно новый тип товарной биржи – фьючерсная. Процесс перехода оказался растянутым по срокам и различным по форме в различных странах, а биржевая торговля чугуном, углем, спиртом, солодом, сеном и другими товарами вообще прекратилась.
Товарные биржи в России возникли на рубеже XX столетия в местах наибольшей концентрации торгового спроса и предложения и развивались в зависимости от целого ряда географических, экономических и исторических факторов. До революции товарные биржи были в 77 городах нашей страны.
Русские дореволюционные биржи во многом отличались от западноевропейских и американских. В их развитии преобладали тенденции, чуждые заграничной практике, что вызывало в то время значительную критику за их отсталость, архаизм. Русские биржи, хотя и выработали понятие заменимого товара, но сделок специально биржевых не знали.
На 1 октября 1926 г. – апогей биржевой торговли – в стране насчитывалось 114 товарных бирж. Их членами состояло 8514 торгово-промышленных предприятий и частных лиц. Государственные и кооперативные организации составляли 67 %, а частные лица – 33 % участников.
Несмотря на относительно широкое развитие товарных бирж с коммерческо-рыночной точки зрения, они уже для того времени представляли собой достаточно устаревший тип организации торговли.
В дальнейшем, в условиях свертывания нэпа и курса на жесткую централизацию в управлении народным хозяйством, начинает последовательно проводиться линия на ликвидацию товарных бирж. В декабре 1926 г. принято решение о сокращении их числа до 14 и сужении их функций, а в феврале 1930 – о ликвидации.
Независимо от нашего желания, если мы действительно хотим вводить в экономику рыночные отношения, нам придется предпринять третью попытку – после дореволюционного периода и нэпа – введения товарных бирж в хозяйственный механизм. Она требует тщательной предварительной проработки, учета всего имеющегося опыта.[1]
2. РОЛЬ БИРЖЕВОЙ ТОРГОВЛИ В СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
Биржевая торговля организуется торговцами для облегчения процесса торговли, для выработки более эффективного механизма и впоследствии, хеджирования (защита, страховка от неблагоприятного изменения цен).
Биржевая деятельность концентрируется в местах производства и потребления товаров; ведется по специфическим видам товаров (так называемым, биржевым товарам ) крупными партиями; ведется в отсутствии товара по образцам, описаниям; ведется контрактами и договорами на их поставку в будущем и правом на заключение таких договоров в будущем; проводится регулярно, учитывается концентрация спроса и предложения, а также покупателей и продавцов; отличается гласностью торгов, все желающие могут получить информацию о заключенных сделках и ценах; свободное ценообразование, цены чувствительны и очень реагируют на конъюнктуру рынка; ведется биржевыми посредниками, которые могут выступать от имени производителей и потребителей товара; отсутствие влияния прямого воздействия государства на процесс биржевого торга; вырабатывает два стандарта: по качеству и по ценам товаров.
Биржа - это классический институт рыночной экономики, который формирует оптовый рынок товаров.
Биржа имеет:
- организационную основу;
- экономическую основу;
- юридическую основу.
Биржа, с точки зрения организационной основы, это хорошо оборудованное рыночное место, предоставляемое брокерам и дилерам, т. е. профессионалам биржевого дела.
С экономической точки зрения, это организованный в определенном месте регулярно действующий по установленным правилам оптовый рынок, на котором происходит торговля ценных бумаг, оптовая торговля по образцам и стандартам, по договорам и контрактам на их поставку в будущем, а также продажа валюты и редкоземельных металлов по ценам официально установленным на основе спроса и предложения.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--