Контрольная работа: Основы информационной безопасности
Введение
Я выбрала тему «Основы информационной безопасности». Мне эта тема показалась очень актуальной и интересной. В современности информационная безопасность, на мой взгляд, самое главное, для отношений в обществе. Общественность, как и бизнес, должна, помимо раскрытия и донесения нужной информации, еще и обезопасить ту информацию, которая имеет особый вес и секретность. Но, много информации скрывается государством за «шторами секретности». Хотелось слышать всегда бы ту информацию, которая может быть и горькая, но правильная и не ложная.Но, безопасность, она на то и безопасность, чтоб уберечь и сохранить одну волну и не затронуть те темы, которые не являются достоверными. Существует много законов и правил подачи информации и термины безопасности. О них, о правилах, основах и законах информационной безопасности я хочу написать в своей контрольной работе. Просмотрев журналы, прочитав несколько учебников и газет о политике, обществе и информации сложилось много выводов и конечно, как и в любой науке – вопросов. О глубоком анализе писать рано, недостаточно опыта, но есть анализ того, что на самом деле касается жизненных ситуаций, и, конечно связей с обществом и информацией. Термин – «информационная безопасность» имеет много характеристик. Это и состояние защищённости информационной среды, и защита информации, представляющая собой деятельность по предотвращению утечки защищаемой информации, процесс, направленный на достижение этого состояния.Информационная безопасность организации – это состояние защищённости информационной среды организации, обеспечивающее её формирование, использование и развитие.
Основы информационной безопасности
Государство – это определенная организация политической, государственной власти в обществе, организация, не совпадающая с самим обществом. Но в обществе кроме государства существуют и другие организации. Общество – это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их жизнедеятельности. Информация – результат взаимодействия источника, среды передачи и приёмника информации. В большинстве случаев, информацией не является статическое восприятие. Как информация воспринимается объектом потребления, изменение состояния источника информации или среда её передачи – все это имеет значение при ее получении. В узком смысле слова, информацией можно считать результат сравнения одного с другим (дифференцирование). Основная функция приёмника данных – фильтрация, игнорирование шума и выявление нового в бесконечном потоке обычного. Информация необходима для объектов, потребляющих её – как средство обеспечения их существования, позволяет реагировать на изменения в окружающем мире. Информация делится на множество типов: достоверная; непротиворечивая; ложная; неправдоподобная. А так же существует и своя охрана информации, называемая информационная безопасность. Тип информации определяет её потребитель, используя различные среды передачи и источники информации. Информационная безопасность государства – это состояние сохранности информационных ресурсов государства и защиты, законных прав личности и общества в информационной сфере. В современном социуме, информационная сфера имеет две составляющие: информационно-техническую (искусственно созданный человеком – мир техники, технологий и т.п.) и информационно-психологическую (естественный мир живой природы, включающий и самого человека). Информационную безопасность можно представить двумя частями: информационно-техническая безопасность и информационно-психологическая (психофизическая) безопасность.Безопасность информации – это состояние защищенности информации (ее данных), при которой обеспечены её конфиденциальность, доступность и целостность. Конфиденциальность информации – это принцип аудита, заключающийся в том, что аудиторы обязаны обеспечивать сохранность документов, получаемых или составляемых ими в ходе аудиторской деятельности, и не вправе передавать эти документы или их копии каким бы то ни было третьим лицам, либо разглашать устно, содержащиеся в них сведения без согласия собственника экономического субъекта. За исключением случаев, предусмотренных законодательными актами. Доступность информации – состояние информации (ресурсов автоматизированной информационной системы), при которой субъекты, имеющие право доступа, могут реализовывать их беспрепятственно.
Примечание. К правам доступа относятся: право на чтение, изменение, копирование, уничтожение информации, а также права на изменение, использование, уничтожение ресурсов. Целостность информации – является одним из трех основных критериев информационной безопасности объекта. Обеспечение достоверности и полноты информации и методов ее обработки. Не всегда обязательные категории модели безопасности: невозможность отказа от авторства; подотчётность – обеспечение идентификации субъекта доступа и регистрации его действий; достоверность – свойство соответствия предусмотренному поведению или результату; аутентичность или подлинность – свойство, гарантирующее, что субъект или ресурс идентичны заявленным. В Государственном стандарте РФприводится следующая рекомендация использования терминов «безопасность» и «безопасный»: «безопасность» и «безопасный» следует применять только для выражения уверенности и гарантий риска. Не следует, употреблять эти слова в качестве описательного прилагательного предмета, так как они не передают никакой полезной информации.
Целью реализации информационной безопасности какого-либо объекта является построение Системы обеспечения информационной безопасности данного объекта (СОИБ). Для построения и эффективной эксплуатации СОИБ необходимо: выявить требования защиты информации, специфические для данного объекта защиты; учесть требования национального и международного Законодательства; использовать наработанные практики (стандарты, методологии) построения подобных СОИБ; определить подразделения, ответственные за реализацию и поддержку СОИБ; распределить между подразделениями области ответственности в осуществлении требований СОИБ. На базе управления рисками информационной безопасности определить общие положения, технические и организационные требования, составляющие политику информационной безопасности объекта защиты; реализовать требования политики информационной безопасности, внедрив соответствующие программно-технические способы и средства защиты информации; реализовать Систему менеджмента (управления) информационной безопасности (СМИБ); используя СМИБ организовать регулярный контроль эффективности СОИБ и при необходимости, пересмотр и корректировку СОИБ и СМИБ. Как видно, из последнего этапа работ, процесс реализации СОИБ непрерывный и циклично (после каждого пересмотра) возвращается к первому этапу, повторяя последовательно всё остальные. Так СОИБ, корректируется для эффективного выполнения своих задач защиты информации и соответствия новым требованиям постоянно обновляющейся информационной системы.
Нормативные документы в области информационной безопасности
В Российской Федерации к нормативно-правовым актам в области информационной безопасности относятся: акты федерального законодательства, международные договоры РФ; конституция РФ; законы федерального уровня (включая федеральные конституционные законы, кодексы); указы Президента РФ; постановления правительства РФ; нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств; нормативные правовые акты субъектов РФ, органов местного самоуправления. Международные стандарты информационной безопасности – государственные (национальные) стандарты РФ; рекомендации по стандартизации; методические указания.
Органы, обеспечивающие информационную безопасность
В зависимости от приложения деятельности в области защиты информации (в рамках государственных органов власти или коммерческих организаций), сама деятельность организуется специальными государственными органами (подразделениями), либо отделами (службами) предприятия.
Государственные органы РФ, контролирующие деятельность в области защиты информации:
-комитет государственной думы по безопасности;
– совет безопасности России;
– федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК);
– федеральная служба безопасности России (ФСБ России);
-министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России); федеральная служба надзора в сфере информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Службы, организующие защиту информации на уровне предприятия: служба экономической безопасности; служба безопасности персонала (Режимный отдел); отдел кадров; служба информационной безопасности. Политика безопасности (информации в организации) – совокупность документированных правил, процедур, практических приемов или руководящих принципов в области безопасности информации, которыми руководствуется организация в своей деятельности. Политика безопасности информационно-телекоммуникационных технологий – правила, директивы, сложившаяся практика, которые определяют, как в пределах организации, её информационно-телекоммуникационных технологий управлять, защищать и распределять активы, в том числе критичную информацию. Для построения политики информационной безопасности, обязательно требуется рассматривать следующие направления защиты информационной системы:
– Защита объектов информационной системы;
– Защита процессов, процедур и программ обработки информации;
– Защита каналов связи;
– Подавление побочных электромагнитных излучений;
– Управление системой защиты.
По каждому из перечисленных выше направлений, политика информационной безопасности должна описывать следующие этапы создания средств защиты информации:
– Определение информационных и технических ресурсов, подлежащих защите;
– Выявление полного множества потенциально возможных угроз и каналов утечки информации;
– Проведение оценки уязвимости и рисков информации при имеющемся множестве угроз и каналов утечки;
– Определение требований к системе защиты;
– Осуществление выбора средств защиты информации и их характеристик;
– Внедрение и организация использования выбранных мер, способов и средств защиты;
– Осуществление контроля целостности и управление системой защиты.
Политика информационной безопасности оформляется в виде документированных требований на информационную систему. Документы обычно разделяют по уровням описания (детализации) процесса защиты. Документы верхнего уровня политики информационной безопасности отражают позицию организации к деятельности в области защиты информации, её стремление соответствовать государственным, международным требованиям и стандартам в этой области. Подобные документы могут называться «Концепция ИБ», «Регламент управления ИБ», «Политика ИБ», «Технический стандарт ИБ» и т.п. Область распространения документов верхнего уровня обычно не ограничивается, однако данные документы могут выпускаться и в двух редакциях – для внешнего и внутреннего использования. Согласно ГОСТ Р ИСО/МЭК 17799–2005, на верхнем уровне политики информационной безопасности должны быть оформлены следующие документы: «Концепция обеспечения ИБ», «Правила допустимого использования ресурсов информационной системы», «План обеспечения непрерывности бизнеса». К среднему уровню относят документы, касающиеся отдельных аспектов информационной безопасности. Это требования на создание и эксплуатацию средств защиты информации, организации информационных и бизнес-процессов организации по конкретному направлению защиты информации. Например: безопасность данных, безопасность коммуникаций. Подобные документы обычно издаются в виде внутренних технических и организационных политик (стандартов) организации. Все документы среднего уровня политики информационной безопасности конфиденциальны. В политику информационной безопасности нижнего уровня входят регламенты работ, руководства по администрированию, инструкции по эксплуатации отдельных сервисов информационной безопасности.
Исторические аспекты возникновения и развития информационной безопасности
Информационная безопасность возникла с появлением средств информационных коммуникаций между людьми, а также с осознанием человека о наличии сообществ интересов, которым может быть нанесен ущерб путём воздействия на них. Средства информационных коммуникаций обусловили наличие и развитие средств, которые обеспечили информационный обмен между всеми элементами социума. Учитывая влияние на трансформацию идей информационной безопасности, в развитии средств информационных коммуникаций можно выделить несколько этапов.
Первый этап
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--