Контрольная работа: Основы международной торговли
Содержание
1. Особенности движения товаров и услуг на мировом рынке………..........3
2. Сущность, понятие и значение международной миграции капитала……………………………………………………………….……........13
3. Теоретические основы международной торговли………….……......…..17
Список литературы………………………………………………...……......…..22
1. Особенности движения товаров и услуг на мировом рынке
Объективная основа международного обмена товарами, услугами, знаниями, развития производственного, научно-технического, торгового и иного сотрудничества между всеми странами мира независимо от их экономической развитости и характера общественного строя - международное разделение труда. Суть МРТ заключается в снижении издержек производства и максимальном удовлетворении потребностей потребителей. Именно МРТ является важнейшей материальной предпосылкой налаживания плодотворного экономического взаимодействия государств в масштабах всей планеты. МРТ — цементирующая основа мирового хозяйства, позволяющая ему прогрессировать в своем развитии, создавать предпосылки для более полного проявления общих (универсальных) экономических законов, которое дает основание говорить о существовании мирового хозяйства.
Всемирный интегрированный рынок товаров, обладающий особыми, только ему присущими чертами, отличающими его не только от любого национального рынка, но и от их простой совокупности. Мировой рынок обладает сравнительной автономностью, относительной самостоятельностью, особыми условиями формирования интернациональной стоимости товара [2,125].
Материальная основа формирования и развития мирового товарного рынка - международное разделение труда, тогда как национальный рынок базируется на разделении труда внутри страны. Мировая цена формируется на основе интернациональной стоимости и отклоняется от нее под воздействием колебаний в соотношении между совокупной частью спроса и предложения, пересекающей национальные границы.
Автономность мирового товарного рынка вытекает из наличия у него более значительных параметров, чем у любого национального рынка, в силу чего он оказывает огромное воздействие своей "массой" на национальный рынок любой страны. Под воздействием мирового рынка меняются параметры национальных товарных рынков путем преимущественного их выравнивания на все более высоком уровне (переход на единые стандарты производства, потребления и сервиса, выравнивание уровней таможенного обложения при их общем устойчивом снижении, формирование "типового набора" форм и методов работы на рынке). Происходит сближение условий функционирования мирового и национальных товарных рынков
Вступив в мировое сообщество как независимые государства, развивающие страны с начала 70-х все активнее стремятся участвовать в международном разделении труда. Необходимость их участия в международном разделении труда объясняется тем, что они не производят целый ряд необходимых для воспроизводства товаров. В то же время они являются производителями сырья и ряда комплектующих изделий, столь необходимых для промышленно развитых стран. В международное разделение труда включены многие сферы хозяйственной деятельности развивающих стран. Международная торговля для развивающих стран, особенно для самых бедных, остается наиболее надежным источником внешних доходов. До 56% всего товарного экспорта развивающих стран сбывается на рынке промышленно развитых государств[9,134].
В связи со снижением материало- и энергоемкости промышленности индустриальных стран значение природного сырья в МТ имеет четко выраженную тенденцию к падению. Главным противодействием этой тенденции со стороны развив. стран стала диверсификация экспорта: переработка вывозимого сырья, продвижение на мировой рынок других видов промышленной продукции и др.
Доля развивающих. стран в общем мировом экспорте постепенно повышается. Особенно значимую роль в росте промышленного экспорта играют машины и оборудование, экспорт которых в 70-99 гг. вырос более, чем в 90 раз.
Тенденции развития международной торговли: в последнее десятилетие быстро растет значимость и объемы разного рода услуг (туризм и трудовые услуги путем экспорта неквалифицированной рабсилы).
Международная торговля услугами – специфическая форма мирохозяйственных связей по обмену услуг между продавцами и покупателями разных стран. Понятие «услуга» имеет широкий спектр определений. В общем виде под услугами принято понимать разнообразные виды деятельности, не имеющие материального носителя в явном виде. Отличие услуг от товаров в материальной форме в том, что 1) они не осязаемы и не видимы 2) не поддаются хранению 3) производство и потребление совпадает по времени и месту
Особенности по сравнению с международной торговлей товарами: 1) экспорт(импорт) услуг часто требует непосредственной встречи продавца и покупателя 2) в экспорт услуг включает оказание услуг иностранным гражданам, находящимся на таможенной территории страны продавца 3) ассортимент услуг, предложенный на мировом рынках меньше ассортимента на внутреннем рынке и меньше номенклатуры товаров, вовлеченных в м/н товарооборот 4) имеет специфическую нормативно-правовую базу своего регулирования.
Тенденции развития: 1)снижение доли транспортных услуг, что связано с уменьшением удельного веса сырья в МТ 2) увеличение доли туризма в экспорте услуг 3) развитие сегмента «особые частные услуги», куда входят финансовые услуги (страховые, аудиторские и т.д.) 4) сокращение доли офиц. и правительственных услуг.
Современная международная торговля услугами быстро расширяется, оказывая все более существенное влияние как на развитие национальных экономик, так и мировое хозяйство в целом. Например, сектор услуг в США и ЕС составляет около 70-75% в валовом национальном продукте, в восточноевропейских странах этот показатель находится на уровне 50%, а в Латвии он превысил 70%.
Общий объем экспортируемых услуг в мировой торговле вырос со 155 млрд. долл. США в 1975 г. до 2,4 трлн. долл. в 2005 г., т. е. за тридцать лет более чем в 15 раз. А за один только 2006 г. ~ на 11,3% (до 2,7 трлн. долл. США) (рис. 1). Согласно официальной статистике, экспорт услуг в мире составил около 19% всего торгового экспорта (товаров и услуг). Банковские услуги, страхование, операции на рынке ценных бумаг, строительство, телекоммуникационные услуги преодолели национальные границы.
При переходе России на рыночные отношения, у поставщиков электроэнергии возникла проблема контроля и управления ее потреблением. В свою очередь, потребитель заинтересован в том, чтобы не переплачивать. В результате, стало необходимо увеличение сервисных функций счетчиков. АСКУЭ. Цифровые счетчики электроэнергии.
Быстрый рост сферы услуг во второй половине XX в., начале XXI в. обусловлен рядом факторов. Прежде всего — высокой степенью зрелости экономики PI ростом уровня жизни населения. Как показывает практика промышленно развитых стран, по мере усложнения производства и насыщения рынка товарами спрос на услуги значительно возрастает. Кроме того, известному ассортименту товаров придаются новые потребительские свойства (например, мобильные телефоны дополнены Интернетом), что обусловливает развитие сферы услуг. Немаловажным фактором развития рынка услуг в условиях НТР является прогресс разделения труда, ведущий к образованию новых видов деятельности, и прежде всего в сфере услуг. К факторам, способствующим развитию международного рынка услуг, также относятся следующие:
- трансформация услуг, ранее выполнявшихся на предприятии: фирмы и частные лица все чаще нанимают специалистов для оказания услуг, которые прежде они делали сами. Производственные услуги выделились в самостоятельный сектор. Программное обеспечение, проектно-конструкторские разработки, исследование рынка, юридическое обслуживание и другие услуги выгоднее заказать специализированным фирмам вместо содержания собственного штата высококвалифицированных специалистов;
- расширение возможностей оказания услуг в условиях применения Интернет-технологий. Для оказания многих услуг не требуется физического присутствия поставщика и потребителя в одном месте. Например, на расстоянии оказываются финансовые услуги посредством телекоммуникаций. Объем электронной торговли, по экспертном оценкам, в 2005 г. достиг 2 трлн. долл. США в год, или 5,1% от суммарных продаж в мире. Информация, скорость ее получения и услуги в области информации стали ключевым фактором повышения конкурентоспособности в любом секторе экономики;
- трансформация неконкурентных рынков важнейших секторов услуг в конкурентные (железнодорожный транспорт, передача электроэнергии, телекоммуникации, развитие сотовой связи как альтернативы традиционным телефонным линиям);
- появление во многих секторах услуг (особенно в финансовой сфере) транснациональных компаний. Крупные фирмы для расширения географии своей деятельности и облегчения внутрикорпорационных потоков заинтересованы в устранении или снижении барьеров, препятствующих выходу на рынки других стран.
Географическое распределение торговли услугами отличается крайней неравномерностью. Около 75% стоимости объема услуг экспортируется развитыми странами, 24% развивающимися и странами с переходной экономикой, 1% ~ международными организациями. Международная практика свидетельствует, что услуги в основном экспортируются либо промышленно развитыми странами, либо имеющими географическое преимущество.
Такому положению в торговле услугами в немалой степени способствуют решения переговоров в рамках Всемирной торговой организации. В книге «Глобализация: тревожные тенденции» лауреат Нобелевской премии 2001 г. по экономике Джозеф Стиглиц написал: «На Уругвайском раунде переговоров был вынесен на рассмотрение вопрос о торговле услугами. В итоге рынки были открыты главным образом для услуг, которые экспортируют промышленно развитые страны — финансовые услуги и информационные технологии, — но не для морских перевозок и строительных услуг, где развивающиеся страны имеют хорошие позиции… Развивающимся странам не удалось получить пропорциональной доли выгод».
На мировом рынке услуг доминируют восемь промышленно развитых стран, на которые в 2005 г. приходилось 48,9% мирового экспорта услуг и 47,0% импорта. Доля первой пятерки (США, Великобритания, Германия, Франция, Япония) составляет 38% всего мирового экспорта услуг. Они же являются основными мировыми импортерами услуг (37,3%). Для компаний из этих стран большое значение имеет производство услуг в их зарубежных филиалах [15,90].
Положение развивающихся стран в мировом экспорте услуг, как и в экспорте товаров, укреплялось по мере их экономического развития и притока Иностранного капитала. Это особенно характерно для таких стран Азии, как Китай, Сингапур, Республика Корея. Объединенный Китай в 2005 г. занял четвертую позицию в мировом экспорте услуг (5,7%) после США, Великобритании и Германии и пятую в их Мировом импорте (4,9%).
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--