Контрольная работа: Перекосы региональной экономической политики государства
ПЕРЕКОСЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
Содержание
Введение
Перекосы региональной политики
Соотношение между центром и регионами
Заключение
Литература
Введение
Переход экономики Украины к рыночным отношениям обусловил объективную необходимость системного исследования региональной экономики, анализа недостатков и противоречий, существующих между центром и регионами в сфере межбюджетных отношений, механизма организации власти в регионах, в частности в разграничении полномочий между местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, а также административно-территориального строя Украины.
Проблемам региональной экономической политики посвящены многочисленные публикации как молодых научных работников, так и опытных ученых, в частности М. Долишнего, И. Лукинова, С. Дорогунцова, Б. Данилишина, М. Паламарчука, Л. Чернюк, Л. Руденко, О. Шаблия и др., которые создали теоретико-методические предпосылки для дальнейших научных поисков в этой отрасли. В настоящее время анализу финансовых отношений посвящен ряд публикаций, но все они рассматривают проблему в одной плоскости, не учитывая многоаспектность явления и специфику его проявления для отдельных регионов Украины. Среди неотложных проблем в этой сфере - чрезмерность бюджетных расходов на центральную власть, отсутствие реального финансового обеспечения местного и регионального развития.
Основными причинами такого положения являются: нечеткое разграничение полномочий между местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, большое количество так называемых делегированных полномочий, что лишает субъектов местного самоуправления организационно-правовой самостоятельности; несовершенство статуса органов местного самоуправления регионального уровня, которые фактически лишены собственных исполнительных органов; несовершенство правовой базы; неопределенности по вопросам финансово-экономических основ развития местного самоуправления.
Цель работы - исследовать причины определяющие несовершенство местного самоуправления и проследить пути оптимизации работы его.
Перекосы региональной политики
Согласно статье 95 Конституции Украины, "Бюджетная система Украины строится на основах справедливого и непредвзятого распределения общественного богатства между гражданами и территориальными общинами", то есть предполагает формирование ее снизу - от уровня территориальной общины. Однако до настоящего времени весь бюджетный процесс продолжает базироваться на откровенном финансовом диктате центральных, областных и районных органов государственной власти. Сегодня органы местного самоуправления не в состоянии влиять на формирование как централизованных местных бюджетов (областного или районного), так и Государственного бюджета Украины, поскольку их собственные доходы мизерны.
Чрезмерная централизация государственных финансовых ресурсов искажает рыночные реформы, ведь теоретические обобщения и опыт многих стран мира неопровержимо доказали, что никакие централистские и автаркистские модели управления территориальными и региональными системами страны не в состоянии обеспечить положительные экономические и политические сдвиги, тормозят инициативу и экономические интересы регионов, приводят к отставанию, застою и кризисному положению хозяйства регионов и всего государства 1 . Вместе со слабой руководимостью экономики государства указанные негативы усиливаются отсутствием четкого, понятного, прогрессивного законодательства и правовых норм ответственности за бюджетно-финансовые просчеты и излишние расходы государства из-за ошибочных решений должностных лиц, законодательных актов, причиняющих вред экономике. Речь идет, следовательно, и об отсутствии ответственности Президента Украины как активного участника законодательного и исполнительного процессов за осуществляемую в Украине экономическую стратегию и ее возможные последствия 2 , когда, к тому же, не обеспечен эффективный механизм функционирования национальной экономики 3 .
На примере финансового и экономического положения регионов хорошо видно хаос в национальной экономике вследствие отсутствия действенного рационального механизма хозяйствования и четкого законодательства относительно распределения в первую очередь бюджетных средств и функциональных полномочий между всеми звеньями власти в процессе реализации финансовой политики государства. В настоящее время в связи с тем, что метод распределения финансовых ресурсов государства по звеньям бюджетной системы в отношении регионов имеет конфиска-ционный характер 4 , все финансовое бремя переложено с центра на регионы, подтверждением чему является то, что регионы задыхаются от острых, годами не решаемых и постоянно возрастающих проблем из-за хронического недофинансирования со стороны государства. В наиболее сложном положении оказалась социальная сфера регионов, что не позволяет реально сдерживать процессы обнищания и депопуляции населения, а демографический кризис приобрел катастрофический характер, вследствие чего на региональном уровне возникли очаги повышенной социально-политической напряженности. Искажение и имитация рыночных реформ сопровождаются утратой частью населения мотивации к предпринимательской деятельности, что привело к такому разрушительному общественному явлению, как полное безразличие населения. Следовательно, устранение первопричин этих и других отрицательных явлений становится одной из самых главных задач по национальной безопасности.
Сегодня промышленный потенциал регионов, по нашим выборочным исследованиям, используется на уровне 15-50%, и это свидетельствует о том, что значительная часть предприятий вообще не работает. В некоторых регионах большое количество промышленных объектов с высокими капитале - и энергоемкостью истощают местные ресурсы, продолжают загрязнять окружающую среду и не дают ощутимого эффекта ни регионам, ни государству.
Днепропетровщина, требующая значительных средств на возмещение самого высокого в стране уровня экологической и техногенной нагрузки, наоборот, по вкладу в формирование национального дохода занимает одно из ведущих мест в стране, а по использованию - двенадцатое, хотя этот регион требует намного больших затрат, чем Херсонская, Николаевская и другие области 5 .
От внутренней несбалансированности страдает и структура экономики многих аграрных регионов Украины. В соответствии с этим продолжает деформироваться макроструктура экономики, обостряющая дефицит государственного и региональных бюджетов.
Валютно-финансовая, кредитная, налоговая и ценовая политика государства должны были бы создавать предпосылки для внутрирегионального накопления, формирования финансово достаточных местных бюджетов и крайне необходимых для регионов фондов финансового регулирования. Только при таких условиях властные структуры областей и районов могут влиять на развитие предпринимательства, активизацию инициативы по совершенствованию и эффективному использованию трудового потенциала, ресурсов, росту товарного производства и жизненного уровня людей. Однако продолжается изъятие государством бюджетных средств некоторых областей и Киева, что ослабляет финансово-экономическую базу многих регионов и
Это не позволяет принимать целенаправленные меры государственной региональной экономической политики, которые обеспечивали бы эффективное регулирование процессов регионального и местного развития, согласование действий центральных и местных органов исполнительной власти относительно структурной перестройки экономики страны, поскольку в Украине за последние годы сформирована неконтролируемая власть феодального типа.
Вспомним известный еще со времен директивного управления постулат: "Рациональное размещение производительных сил, то есть территориальное распределение предприятий и их комплексов по административным и крупным экономическим районам, обеспечивает экономию общественного труда, комплексное развитие районов и специализацию их хозяйств, устраняет чрезмерное скопление населения в крупных городах, способствует преодолению существенных различий между городом и селом, дальнейшему выравниванию условий экономического развития регионов страны". Этот постулат продолжает эксплуатироваться в Украине и в настоящее время в том плане, что слова "с одинаковым успехом" означают, что ни тогда, ни теперь практическое воплощение в жизнь такой идеи (или даже философии) так и не сдвинулось с нулевой отметки.
И все же, если во времена командно-административных методов управления экономикой объективно существовали хотя бы какие-то предпосылки планово-территориальной организации производства, то при рыночных отношениях такая идея даже теоретически не имеет оснований для существования. Ведь рыночная экономика опирается, прежде всего, на предприимчивость субъектов хозяйствования, и стремление со стороны государства регулировать эту способность - напрасное дело. Можно, конечно, говорить о создании условий для расцвета предпринимательства, но это уже совсем другое дело.
Несмотря, однако, на объективные предпосылки, исключающие саму возможность разработки и реализации государственной региональной экономической политики в приведенном понимании, этот вопрос уже в течение нескольких лет инициируется к рассмотрению на самом высоком государственном уровне. Речь идет, в частности, о воплощении Концепции государственной региональной политики 6 , в которой провозглашены очень правильные и довольно привлекательные императивы, но не более того. В ней не просто отсутствует, а объективно сделано невозможным создание реальных механизмов, которые могли бы обеспечить реализацию этих, по существу, призывов, что и превратило их в утопию.
По этой Концепции, механизм государственного регулирования развития регионов должен предусматривать прежде всего права и обязанности регионов в бюджетно-налоговой политике страны, соответствующие полномочия в управлении государственным имуществом, участие в реализации государственных программ. Сознательно или нет, но этот перечень не имеет логического продолжения в том понимании, что общее благосостояние населения региона будет непосредственно зависеть от уровня развития производительных сил в пределах его территории. С точки зрения рыночных отношений именно в такой плоскости нужно было бы определять экономические полномочия центра и отдельных территориальных образований.
Простые обещания и призывы к братским отношениям центра и провинций при формировании соответствующих бюджетов относительно стабилизации и либерализации налоговой нагрузки, финансовые жертвы центра в новых, рыночных условиях выглядят не какими-то там пустяками, а попытками и в дальнейшем держать регионы на коротком поводке. И такие попытки никак не "вписываются" в законы рыночной экономики, что вызывает даже подозрение относительно двойных стандартов в проведении в Украине рыночных реформ. В последнее время в экономической литературе высказывается мысль о цели формирования экономической политики украинского государства, которая осуществляется не в интересах общества, а в интересах "группы давления", которая не причастна к исполнительной власти. Таким образом, украинское государство из универсального общественного института, призванного политически и экономически обеспечивать национальные интересы и регулировать правила поведения субъектов экономической деятельности, превратилось в акционерную компанию, наделенную правами произвольно изменять "правила игры" в свою пользу. При таких условиях владение контрольным пакетом акций открывает широкий доступ бизнес-элитам к колоссальному обогащению в результате ожесточенной борьбы за места в высших эшелонах государственного аппарата для осуществления ими фактически асоциальных клановых интересов 7 , пренебрежения национальными интересами с одновременным "калькулированием" недостаточно эффективных шагов соседних и других государств 8 .
Неудержимое желание центра и в дальнейшем оставаться монополистом в перераспределении финансовых ресурсов страны привело к определенному искажению действующего законодательства. Несмотря на провозглашенную приверженность рыночным реформам, центральные органы власти остаются фундаментом почти полного финансового диктата в отношении местных органов власти, и это стало возможным прежде всего вследствие вполне сознательного "исключения из игры" местных представительских органов власти и местного самоуправления.
Полномочиям центральных и местных органов власти вместе с бюджетной сферой в Конституции Украины уделено особое внимание, и только внимательное рассмотрение позволяет проследить некоторое, так сказать, своеобразие общей системы организации власти в государстве. В наибольшей мере имеющиеся противоречия и нестыковки этой системы касаются областного и районного уровней, поэтому именно о данных звеньях наш дальнейший разговор.
В соответствии с Конституцией органами местного самоуправления, представляющими общие интересы территориальных общин сел, поселков и городов, являются районные и областные советы (ст.140). Они утверждают программы социально-экономического и культурного развития соответствующих областей и районов и контролируют их выполнение (ст.143). Материальная и финансовая основа местного самоуправления - движимое и недвижимое имущество, доходы местных бюджетов (ст.142). Все, как будто, на месте, за исключением небольшой "мелочи" - представительские органы имеются, но их исполнительных подразделений нет. Раньше их называли исполкомами - исполнительными комитетами соответствующих советов. Этот пробел закрыт довольно неожиданным способом: исполнительную власть в областях и районах, городах Киеве и Севастополе осуществляют местные государственные администрации (ст.118). На первый взгляд, вопрос организации власти на местах полностью урегулирован. Но цепная реакция на этом этапе еще не завершена, ведь местные советы - выборные органы, а местные государственные администрации - это структуры Президента Украины.
При таких условиях вопрос о том, кто является в регионе самым главным, не мог не возникнуть, и он действительно возник. И здесь начинаются уже совсем удивительные вещи. В соответствии со ст.118 Конституции местные государственные администрации подотчетны и подконтрольны советам в части полномочий, делегированных им соответствующими районными или областными советами. Отметим: лишь в определенной части. В то же время органам местного самоуправления могут передаваться законом отдельные полномочия органов исполнительной власти, и в таком случае они становятся подконтрольными этим органам (ст.143). Даже при большом желании подобное "сотрудничество" не может принести полезных результатов регионам. Скорее - наоборот, и очевидно, формирование такого механизма организации власти на местах предполагало какие-то другие задачи, а не пропорциональное и динамичное развитие регионов.
Как бы там ни было, но модель региональной политики, закрепленная в Основном Законе страны, как и раньше, опирается главным образом на непосредственное вмешательство центра в деятельность местных органов власти.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--