Контрольная работа: Петровские преобразования и русское общество первой четверти ХVIII века

Ивановский филиал ГОУВПО “РГТЭУ”

Контрольная работа

по Отечественной истории

на тему: Петровские преобразования и русское общество первой четверти ХVШ века

Cпециальность - ЭУТП

Фамилия- Молокова

Имя-Юлия

Отчество- Валентиновна

Шифр-07-25

Иваново 2008


Введение

Преобразование России в первой четверти 18 века связаны с именем Петра 1, сына царя Алексея Михайловича и его второй жены Натальи Кирилловны Нарышкиной.

Петр обладал выдающимися умственными способностями, железной волей и неиссякаемой энергией. Он постоянно и целеустремленно учился. Недаром Петр 1 носил перстень с надписью: «Аз есмь в чину умных и учащих мя требую».

Культурный процесс, который берет начало в петровское время, носит характер столь радикального обновления, что в литературе часто используются термины «поворот», «переворот». Казалось, что в последние годы 17 века Россия во многом еще сохраняла облик и ценности древней и средневековой Руси. И вдруг это море все заполнявшей средневековой традиции словно ушло, обнажив дно. И ото всюду со сказочной быстротой появлялись новые побеги, ничем не похожие на прежние. Сразу пришло столько нового: быт, одежда, манеры, войско, мораль, даже столица. Если еще в 17 веке наблюдаются лишь первые попытки, опыты изображения внутренней жизни человека, его помыслов, страстей, стремлений, добродетелей и пороков, то в начале 18 столетия в этом плане далеко шагнули вперед. Это относится к литературе, науке, образованию, живописи, скульптуре, к культуре в целом. Характерно для этого времени стремление к светскости, гуманистическому восприятию действительности.

Россия уже в этом столетии ускоренными темпами начинает ликвидировать отставание в культурном развитии, столь характерное для прошлых столетий. Отечественные ученые и писатели, поэты и живописцы, архитекторы и скульпторы сделали возможным титанический взлет русской культуры, произошедший в следующем столетии, которое с полным основанием называется золотым веком отечественной культуры.

Преобразования первой четверти 18 века в области образования и культуры дали новую жизнь России. Открываются школы, издаются учебные пособия, словари, буквари. Люди становятся образованными.Главными чертами развития культуры в эпоху Петра 1 стали усиление ее светских начал и активное проникновение западноевропейских образов.


Первые годы правления Петра; внешнеполитическое положение России

Петр родился 30 мая 1672 г. от второй жены царя Алексея Михайловича — Натальи Кирилловны Нарышкиной. После смерти Алексея Михайловича в 1676 г. царем стал его старший сын Федор Алексеевич от первой жены Алексея Михайловича — Марии Милославской. Власть оказалась в руках Милославских. Мать Петра и все его близкие подверглись опале.

Смерть болезненного царя Федора в 1682 г. привела к ожесточенной борьбе за власть между дворцовыми группировками Милославских и Нарышкиных.

Победа Милославских завершилась кровавыми событиями в мае 1682 г. Партия Нарышкиных была разгромлена.

Наталья Кирилловна вместе с десятилетним Петром была вынуждена удалиться в подмосковный дворец в Преображенском, где жила в постоянном страхе и ожидании новых козней Милославских. Здесь в селе Преображенском прошли отроческие годы Петра.

В обстановке опалы и гонений со стороны Милославских Петр не получил обычного в то время в царской семье полубогословского образования.1 Все его обучение свелось к грамоте, письму и тем немногим сведениям по математике, истории и географии, какие мог дать ему его учитель — подьячий Челобитного приказа Зотов.

С малых лет Петр проявлял интерес к военным играм. Близкие к Петру люди, предвидя предстоящую борьбу за власть, не только не подавляли страсть Петра к военным играм, но и поощряли ее.Вскоре, в 1683 г., в Преображенском создается небольшой отряд «потешных», предназначенный специально для военных игр подрастающего Петра. Количество «потешных» возрастало, их игры стали постепенно переходить в настоящее военное обучение. В детских играх изучался солдатский строй, артиллерийская стрельба, искусство сооружения укреплений, их оборона и атака.

В 1687 г. число «потешных» настолько увеличилось, что они были развернуты в 2 полка — Преображенский и Семеновский._

Это были первые постоянные, регулярные полки русской армии. Солдаты и сержанты размешались казарменно и несли свою службу беспрерывно. Полки были хорошо вооружены. Вскоре по своей организованности и выучке они стали лучше старых стрелецких и солдатских полков.

Было создано ядро будущей регулярной армии. Одновременно Петр приобрел в этих полках надежную опору для борьбы за власть против царевны Софьи и Милославских.

В процессе своих военных забав, а затем и настоящей военной учебы Петр понял, что его образование недостаточно. Он засел за математику, геометрию, фортификацию, навигацию. С самого детства у Петра обнаружилась и еще одна склонность, совершенно несвойственная среде, в которой он жил и воспитывался, — страсть к всевозможным ремеслам.Уже в молодые годы Петр хорошо владел плотничным топором и столярным инструментом, лопаткой каменщика и молотом кузнеца.

Найденный Петром случайно в сарае ботик необычного устройства возбудил у него интерес к плаванию. Вскоре Петр уже не удовлетворялся плаваньем по Измайловским прудам и приступил к постройке парусных судов на Переяславском озере. Как обычно, Петр с увлечением отдался новому делу, входил во все детали постройки и сам работал с топором в руках.

В 1689 г. военные и морские «потехи» молодого Петра были прерваны давно назревавшей борьбой за власть с царевной Софьей.

После свержения правительства Софьи Петр не сразу взял в свои руки правление государством и продолжал по-прежнему свои военные занятия, но уже в более широких масштабах.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 199
Бесплатно скачать Контрольная работа: Петровские преобразования и русское общество первой четверти ХVIII века