Контрольная работа: по Финансам 21

Вопрос 1: Перечислите принципы организации и функционирования бюджетной системы РФ и раскройте их содержание. Перечислите основные функции бюджета, раскройте их значение.

Важнейшее значение для развития теории и совершенствования практики бюджетного процесса имеет обоснование принципов построения и функционирования бюджетной системы. В главе 5 Кодекса регламентируются следующие принципы:

• единство бюджетной системы;

• разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

• самостоятельность бюджетов;

• полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

• сбалансированность бюджета;

• эффективность и экономность использования бюджетных средств;

• общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;

• гласность;

• достоверность бюджетов;

• адресность и целевой характер бюджетных средств.

Рассмотрим важнейшие из них более подробно.

Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации (статья 29) означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в Российской Федерации, санкций за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Несмотря на самостоятельность каждого из бюджетов в РФ, законодательство подчеркивает единство бюджетной системы РФ. Оно проявляется во взаимодействии бюджетов всех уровней по линии доходов. Это взаимодействие осуществляется путем распределения между бюджетами регулирующих доходных источников, создания и частичного перераспределения целевых и региональных фондов.

Законодательство определяет организационно-правовые и экономические гарантии единства бюджетной системы. К ним относятся: ее единая правовая база; единая денежная система; использование единых форм бюджетной документации и единых бюджетных классификаций, обеспечивающих сопоставимость доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также статистической и бюджетной информации, позволяющей составить консолидированные бюджеты; согласованные принципы бюджетного процесса. Единство бюджетной системы является необходимым условием проведения единой экономической, в том числе и налоговой политики в стране.

Принцип самостоятельности бюджетов означает:

«…право законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы Российской Федерации самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы Российской Федерации, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;

законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов в соответствии с настоящим Кодексом и налоговым законодательством Российской Федерации;

право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с настоящим Кодексом определять направления расходования средств соответствующих бюджетов;

право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с настоящим Кодексом определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;

недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.» (статья 31 БК РФ).

Таким образом, самостоятельность бюджетов обеспечивается правом самостоятельного утверждения каждого из бюджетов соответствующими представительными органами власти; правом определять направления использования и расходования бюджетных средств; наличием собственных источников бюджетных доходов. Самостоятельность бюджетов обеспечивается и Конституцией Российской Федерации, которая относит федеральный бюджет к ведению Российской Федерации, следовательно, бюджеты субъектов Российской Федерации относятся к их ведению. Но при этом не следует забывать, что согласно статьи 71 Конституции Российской Федерации финансовое регулирование относится к ведению Российской Федерации.

Собственные источники доходов бюджета и право определять направления их использования обеспечивают самостоятельность бюджетов и оказывают решающее влияние на определение бюджетных прав органов власти соответствующего уровня. К источникам доходов бюджета относится три вида доходов: закрепленные законом доходные источники для каждого уровня бюджета (федеральные налоги и сборы, например, налог на имущество); отчисления от регулирующих доходных источников (налоги, отнесенные к регулирующим источникам доходов бюджета, например, подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль предприятий и организаций); дополнительные источники, устанавливаемые органами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

Необходимо отметить, что принцип самостоятельности может быть полностью реализован лишь в условиях функционирования такого механизма разграничения доходных источников между органами власти разного уровня, при котором на любом уровне управления обеспечивается соответствие доходов финансируемым расходам и стабильность условий поступления денежных средств в бюджет.

Ряд видных российских экономистов считает, что содержание принятого Кодекса и нормы действующих законодательных актов, регулирующих бюджетный процесс, свидетельствуют о том, что эти условия не выполнены. Межбюджетные отношения федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, территориальных и местных бюджетов допускают проявление субъективизма, неравенство федеральных, территориальных и местных интересов, приоритет вышестоящих бюджетов над нижестоящими.

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов (статья 32) означает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

Принцип сбалансированности бюджета, закрепленный статьей 33 Кодекса означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 139
Бесплатно скачать Контрольная работа: по Финансам 21