Контрольная работа: Политическая история России (1991-2001)

Содержание

Вопрос 1. На что был рассчитан новый стратегический курс, провозглашенный М. Горбачевым?

Вопрос 2. Что привело к провалу перестройки?

Вопрос 3. Каковы особенности экономической политики правительства Егора Гайдара?

Вопрос 4. Назовите причины конституционного кризиса (январь-октябрь 1993 г.)

Вопрос 5. В чем сила и преимущества новой Конституции России (1993 г.)? Вопрос 6. Каковы особенности президентских выборов 1996 г.?

Вопрос 7. Как события «черного понедельника» 17 августа 1998 г. отразились на экономике России и простых гражданах?

Вопрос 8. Что дает нашей стране членство в Парижском клубе?

Вопрос 9. Как проходила предвыборная борьба за президентский пост в 2000 г.?

Вопрос 10. Как складывались отношения между Россией и Европейским Союзом в 2000 г.?


Вопрос 1. На что был рассчитан новый стратегический курс, провозглашенный М. Горбачевым?

После того как к власти пришел М. Горбачев, уже на апрельском пленуме ЦК КПСС 1985 г. стало ясно, что новый генсек собирается проводить новый курс, курс на реформы. Михаил Сергеевич заявляет о прекращении развертывания в Европейской части СССР ракет РСД-10, предлагает всеобщий отказ от ядерных испытаний, а также объявляет односторонний мораторий на них (с 6 августа по 31 декабря 1985 г., но затем он регулярно продлевается).

Ещё раз отметим, что вступление СССР в эпоху радикальных преобразований (перестройки) относится к апрелю 1985 г. и связано оно с именем нового Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева (избранного на этот пост на мартовском Пленуме ЦК). Один из предшественников Горбачева на посту Генсека - Ю.В. Андропов предпринимал попытку обновить систему за счет ее очищения от разложившихся элементов номенклатуры и укрепления дисциплины в обществе. Новый курс М.С. Горбачева предполагал внесение структурных и организационных изменений в хозяйственные, социальные, политические механизмы, а также в идеологию. В новой стратегии особое значение приобретала кадровая политика, которая выражалась, с одной стороны, в борьбе с негативными явлениями в партийно-государственном аппарате (коррупцией, взяточничеством и др.), с другой стороны, в устранении политических противников Горбачева и его курса (в московской и ленинградской партийных организациях, в ЦК компартий союзных республик).

Идеология реформ. Начиная с 1985 г., речь шла о совершенствовании социализма и необходимости его ускорения. На январском Пленуме ЦК КПСС 1987 г., а затем на XIX партконференции (лето 1988 г.). М.С. Горбачевым впервые была изложена новая идеология и стратегия реформ. Теперь признавалось наличие деформаций в политической системе и ставилась задача создания новой модели "социализма с человеческим лицом". В идеологию перестройки включаются некоторые либерально-демократические принципы (разделения властей, парламентаризм, гражданские и политические права человека). На XIX партконференции впервые была провозглашена цель создания в СССР гражданского (правового) общества.

Демократизация и гласность стали сущностным выражением в новой концепции социализма. Демократизация коснулась политической системы, но она рассматривалась также как основа для осуществления радикальных экономических реформ. На данном этапе перестройки широкое развитие получила гласность, критика "деформаций социализма" в экономике, политике, духовной сфере.

Изменения в системе государственного устройства. Для определения законодательной политики созывался новый высший орган власти - Съезд народных депутатов СССР, который формировал Верховный Совет СССР (фактически парламент). Первый съезд состоялся в мае-июне 1989 г., на нем Председателем Верховного Совета СССР был избран М.С. Горбачев (председателем Верховного Совета РСФСР - Б.Н. Ельцин). В 1990 г. вводится институт президентства. III съезд народных депутатов СССР (март 1990 г.) избрал М.С. Горбачев Президентом СССР. В декабре 1991 г. прошли выборы президентов в большинстве союзных республик. 12 июня 1991 г. президентом РСФСР был избран Б.Н. Ельцин.

Вопрос 2. Что привело к провалу перестройки?

???????? ????????? ????????????? ??????? ????????? ? ???? ??? ? ????? 60-? ????? ???????? ????. ?? ??? ??????? ????????????? ??????? ???? ???????? ?? ??????. ???? ??? ?????-???? ????????? ???? ???? ????????????? ????????? ???? ??????????????? ???????. ? ????? ?? ??? (??? ?? ?????) ?????? ?????. ??? ???????? ??????? ???????????? ?? ??? ???, ???? ? ?????? ?? ?????? ? 1985 ???? ?.?. ????????. ??? ??? ?????????? ??????????, ?? ?????? ??? ?????????????? ??????? ??????? ? ??????? ???????????.?????????? ??????? ?????? ? ???, ?? ??????? ????????? ????? ?? ???????? ???????? ????????? ??? ????????, ????????????????? ??? ?????????????. ?? ???? ??? ?? ???????????? ???? ? ????? ???????? ????????? ????????????? ?????? ?? ??????, ???????? ?? ??????????? ??????? ???? ??????????? ??? ??????????. ?? ???? ???? ??? ? ?????? ?????? - ???????????? ???????-???????????? - ???????? ?????????. ? ?????? ???????? ??????? ?????? ?? ?????????? ??????? ?? ??? ???????????? ?????, ??????? ??? ? ?????? ? ???????????. ?? ?????? ????????? ????????????, ????????? ??????????, ? ????? ?????? ??????????, ????????, ????? ????????? ?????????? ????????? ? ??? ???????? ???????? ????????? ?????????? ??????????????? ??? ? ????? ?? ??????? ???? ? ????? ??????, ? ?? ????? ??? ??? ????????? ?? ??????? (???????? ????????) ??????????? ?????? ??? ??????, ??? ?????? ?????????????? ??? ????????????, ? ????? ??? ? ?????? ??????? ??????.???? ????????? ? ??????? ?????????? ?????? ??????? ????????????? "?????? ???????" ? ?? ????, ? ??? ????? ?????????????? ????????? ??????? ???????? ?? ?? ???? ? 1989 ?., ??? ?? ?????, ? 1991 ????, ?? ???????? ?????? ???? ????? ??? ?????? ???????? ?? ????, ??? ? ???????? ????? ? ??????? ? ???????? ??????????? ???? ? ??????? ??????. ?????????? ? ?????? 1985 ?. ??? "????????? ?????????-?????????????? ????????" ??????????? ????????? ?? ?????? ???????? ????????? ?? ??????????? ???????: ?????????? ? ????????? ?????, ??? ???????? ???????????? ? ???????????? ?????? ???? ????????? ?? ??????????, ??????? ?? ????????????, ? ?????? "?????????" ???? ??????. ??????? ? ???????????? ??????? ??????? ???????????: ????????? ??????????? ??????? ?????? ????????? ?????????? ???????? (?????? ??? ?? ????????????? ??????, ? ?????????-????????????? ?????, ??? ??????? ?????? ???? ???????? ?????????? ? ????????? ? ????, ??????? ??????????? ??? ????????????? ???????). ???????? ???????????? ??????????? ? ? ??????????? ???? ???????.??????? ???? ???? ??????????, ????? ????????, ??? ? ??????? ?????, ??????? ???????????, ????????? ?.?. ??????????, ???????, ?????? ????? ? ??? ???????????? ? ?????????????????? ????? ? ????? ?????????????? ????????? ????. ? ?? ?? ?????, ?????? ?? ??????? ? ???, ??? ?????????????? ??????? ????????? ?? ??????? ???????? ?? ????????? ? ??????? ??????, ? ???????? ????? ????? ??? ???????? ????????? ??????-???????????? ? ?????????-????????????? ???? ????, ? ????????????? ???? ????????? ? ?????????? ?????? ? ??????? ???????, ?, ??? ?? ????? ?????? ??? ???????? ? ????????? ????????? ??????? ?? ??????? ????????????, ???????????? ? ???????. ?????????? ?????? ?????? ????????? ? ?????????, ?? ?????? ?????? ??????????? ??????????? ? ????. ?????? ?? ??? ????? ??????? ??????? ?????? ??????????? ? ??????? ???? ? ????? ??????? ???????? ???? ? ????????? ??? ??????? ??? ??? ?????????????. ?????? ?????? ?? ????????? ? ???? ???????? ? ????????

Вопрос 3. Каковы особенности экономической политики правительства Егора Гайдара?

1 января 1992 года правительством, которое возглавил Е. Гайдар, был применен набор монетаристских мер, так называемая «шоковая терапия»: ограничение совокупного спроса с помощью удорожания кредита и урезания бюджетных расходов.

Основным мероприятием государственной социально-экономической политики этого этапа явилась либерализация цен: отпуск их при индексации зарплаты бюджетников, пенсий, стипендий и других выплат на 70%. Предполагалось, что данные меры способны в достаточно короткий срок сбить инфляцию, обеспечить равновесие спроса и предложения и создать предпосылки для восстановления хозяйственного роста на рыночной основе.

На практике все оказалось гораздо сложнее, чем в теории к концу года рост цен на товары всеобщего потребления составил: яйца- 1900%, мыло 3100%, молоко - 4800%, табак - 3600%, хлеб - 4300%[1] .

Тяжелое положение российской промышленности усугубилось разрывом хозяйственных связей, с предприятиями-смежниками в государствах СНГ. При реформировании промышленного комплекса был не учтен и тот факт, что советская промышленность строилась на рациональной основе, среди промышленных предприятий не было никакой конкуренции или дублирования. Когда все предприятия принадлежали государству и работали в соответствии с Госпланом, конкурентные структуры, возможно и не требовались. По многим группам товаров весь советский рынок обслуживали один или два крупных завода. В условиях рыночной экономики соответственно многие предприятия были закрыты.

Итак, либерализация цен привела к заметному ухудшению материального положения населения. В экономике страны появились такие негативные явления, как кризис взаимных не платежей предприятий, дефицит наличных денег, вызвавший острое социальное напряжение, снижение налоговых поступлений в бюджет, а так же полную экономическую зависимость от экономики Запада в лице международных финансовых организаций, нарушение экономических связей между регионами страны и распад единой народно-хозяйственной системы.

В феврале 1992 года началась пробная отработка механизмов аукционной продажи при приватизации торговли, сферы бытового обслуживания. С марта процесс приватизации постепенно охватил российские регионы.

Был введен ваучер, который узаконил часть права на приватизируемую собственность, и его реальная оценка не зависела от того, что на нем было написано. Она определялась объемом приватизационного имущества, уровнем финансовой стабильности, теми льготами, которыми обладают трудовые коллективы. Ваучер обменивался на акции крупных промышленных предприятий, торговых предприятий и компаний. По замыслу идеологов реформы этот механизм позволил изменить механизм распределения собственности в России и как результат приватизации - все та же номенклатура, но постепенно складывается рынок, и приходиться считаться с его законами. Именно здесь, по мнению Е. Гайдара, основной социальный смысл приватизации[2] .

Важнейшим показателем неблагополучия экономики стала инфляция. Одни финансовые методы борьбы с ней так и не дали результатов. Становилось все более очевидно, что западная либеральная модель экономической реформы, взятая на вооружение командой Е.Т. Гайдара, нуждалась в серьезной корректировке. Переведя в открытую форму инфляцию, правительство Е.Т. Гайдара так и не смогло решить вторую часть этой задачи перевести в отрытую форму безработицу как неизбежного спутника глубокой структурной перестройки. В принципе, на протяжении 1992 года происходили определенные сдвиги в этом направлении: неуклонно увеличивалось количество безработных, причем число не имеющих работу привесило официально объявляемые предприятиями данные об имеющихся вакансиях. В основном безработица оставалась в открытой форме, - неполного рабочего дня и неполной рабочей недели. Практически неизбежной стала люмпенизация части рабочих и служащих низкой и средней квалификации.

Результатом такой экономической политики стали серьезные изменения в социальном составе населения.

К осени 1992 года правительство подверглось все нараставшей критике с требованием восстановить регулирование цен и прямое вмешательство в управление народным хозяйством. Верховный Совет России признал деятельность правительства неудовлетворительной, и подготовил проект закона о нем, ставящий его формирование под контроль Парламента. Председатель Верховного Совета России Руслан Хасбулатов назвал правительство недееспособным и подверг проводившиеся реформы жесткой критике. В декабре 1992 года в результате рейтингового голосования, среди пяти претендентов Е. Гайдар получил в полтора раза меньше голосов, чем В. Черномырдин. В итоге правительство возглавил В. Черномырдин.

В заключение следует отметить обобщение сделанное русским историком В. О. Ключевским: «Закон жизни отсталых государств среди опередивших: нужда реформ созревает раньше, чем народ созревает для реформы. Необходимость ускоренного движения вдогонку ведет к перениманию чужого наскоро»[3] .

Вопрос 4. Назовите причины конституционного кризиса (январь-октябрь 1993 г.)

Противостояние Ельцина и Хасбулатова было выгодно обеим сторонам. Оба политика не имели конструктивной программы реформ, и единственной формой существования для них была только конфронтация.

Конфликт затягивался, иного выхода из него не видели. Жизнь граждан не улучшалась, а законодательная власть только и делала, что конфликтовала с исполнительной. К тому же Конституция явно устарела и не соответствовала изменившимся отношениям в обществе.

В результате открытого противостояния властей внутриполитический кризис в стране крайне обострился, что вынудило Президента распустить Съезд народных депутатов и Верховный Совет РФ Указом от 21 сентября 1993 г.

Указ № 1400 от 21.09.93 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации", в частности, постановляет: прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации. До начала работы нового двухпалатного парламента Российской Федерации — Федерального Собрания Российской Федерации — и принятия им на себя соответствующих полномочий руководствоваться указами Президента и постановлениями Правительства Российской Федерации, назначить выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации на 11 – 12 декабря 1993 года.

Эти меры были вызваны тем, что Верховный Совет РФ и Съезд народных депутатов систематически, в течение всего 1993 г., предпринимали попытки узурпировать в своих руках всю полноту законодательной, исполнительной и судебной власти. К тому же конституционная реформа в Российской Федерации была фактически свернута, поскольку Верховный Совет РФ заблокировал решение Съездов народных депутатов Российской Федерации о принятии новой Конституции.

Съезд народных депутатов отказался сложить свои полномочия. В своем Постановлении "О политическом положении в Российской Федерации в связи с государственным переворотом" от 24 сентября 1993 г . он квалифицировал действия Президента как попрание Конституции, совершение государственного переворота и установление режима личной власти. При этом съезд заявил, что "действия граждан по защите конституционных органов власти, преодолению последствий государственного переворота расцениваются как исполнение общественного и государственного долга". Конституционный кризис фактически перерос в конституционную войну. В тот же день Президиум Верховного Совета, ссылаясь на ст. 121-6 Конституции, объявил о немедленном прекращении полномочий Президента РФ Ельцина Б.Н. и их передаче вице-президенту Руцкому А.В. Верховный Совет РФ оценил действия президента как государственный переворот.

В целях выхода из политического кризиса Председатель Конституционного суда РФ В.Д. Зорькин предложил принять решение об одновременных перевыборах президента и парламента и о пересмотре закона о выборах и полномочиях федеральных органов власти на переходный период с приостановлением исполнения Указа Президента РФ от 21 сентября "О поэтапной конституционной реформе в РФ" и основанных на нем последующих актов президента.

Конституционный Суд, признав Указ Президента РФ № 1400 неконституционным, высказался за отрешение Президента от должности. Были отстранены старые и назначены новые руководители "силовых" министерств, а в Уголовный Кодекс введена статья, карающая (вплоть до смертной казни) за антиконституционную деятельность, невыполнение решений высшего органа государственной власти и воспрепятствование его деятельности.

Вопрос 5. В чем сила и преимущества новой Конституции России (1993 г.)?

С момента начала перестройки в стране действовала Конституция, принятая в 1978 году Верховным Советом РСФСР, в соответствии с господствовавшей тогда концепцией тоталитарного государства. Права и свободы граждан закреплялись в отрыве от международных стандартов и подчинялись целям "коммунистического строительства". Государство объявлялось "советским" и "социалистическим", но не правовым. Этому соответствовал и механизм государственной власти, который игнорировал принцип разделения властей, необходимость сильной исполнительной власти, независимое правосудие.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 232
Бесплатно скачать Контрольная работа: Политическая история России (1991-2001)