Контрольная работа: Понятие о технологии педагогической деятельности в сфере социальной работы
Выполнила
студент 4 курса ЧГПУ ППИ:
Морозова И.Н.
Проверил
Звягин А.Н.
Челябинск 2010
Содержание
Введение
1 Технология как социальный феномен
1.1 Человек как объект в сфере социальной работы
1.2 Технологии в системе педагогической деятельности
1.3 Основные понятия в сфере социальной работы
2 Технологии социально-педагогической работы
2.1 Педагогический компонент в сфере социальной работы
2.2 Социальная работа в системе социальных технологий
2.3 универсальные социальные технологии
Заключение
Литература
Введение
Основным объектом социальной работы служит человек. Это так же очевидно, как и то, что социальная работа изобретена самим человеком в целях разрешения собственных проблем существования в обществе. Проблем достаточно, и в зависимости от ситуации объектами могут становиться целые группы или даже социальные процессы, но конечным звеном, к которому сводится вся деятельность социального работника является всё тот же человек, понимаемый как личность.
В педагогической деятельности существуют основные виды, формы, методы и технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности человека и с различными группами населения. Основная задача данной работы показать роль технологий педагогической деятельности в сфере социальной работы.
Овладение технологией педагогической деятельности социальной работы с различными группами детей, подростков, обучающихся позволит специалистам по социальной работе организовывать и вести работу в различных организациях системы социальной защиты населения и образовательных учреждениях.
В условиях современного российского общества одной из актуальных и значимых задач является проблема эффективной социальной защиты и поддержки различных групп населения. Для её успешного решения необходимы совместные усилия специалистов в различных областях деятельности, в том числе, профессиональных социальных работников, владеющих различными технологиями решения социальных проблем. При этом, социальные работники могут выступать как посредники между личностью и обществом (группой, коллективом, государством), так и в качестве помощников в деле преодоления тех или иных социальных затруднений субъекта.
Социальная работа в настоящее время занимает важное место в жизни общества. Это требует изучения технологий педагогической деятельности субъектов и учреждений социальной работы. В работе рассмотрены теоретико-методологические основы экономики социальной работы, основы экономики здравоохранения и образования (отрасли социальной сферы, где чаще всего выполняют свои функции специалисты по социальной
работе), динамика благосостояния населения, организация экономической деятельности социальной защиты населения, успешная работа по устранению или уменьшению правонарушений в образовательных учреждений .
Данное работа является обобщением имеющегося опыта в образовательных учреждениях специалистов в сфере социально-педагогической деятельности. Работа является результатом педагогической и преподавательской деятельности в образовательном учреждении школа №1 города Верхнеуральска и предполагает достижение следующих целей.
Во-первых, раскрыть содержание и сущность технологий социальной работы, определить их место в системе социальных технологий, описать специфику, объект и предмет воздействия, основные элементы и составные части технологий социальной работы. Во-вторых, классифицировать технологии социальной работы по степени общности и масштабам воздействия на социальные объекты различной степени сложности, раскрыв внутреннюю структуру каждого из выделенных классов. В-третьих, проанализировать технологии социальной поддержки и помощи тех общественных слоёв и групп, которые рассматриваются общественным и массовым сознанием как первоочередные и безусловные объекты такой деятельности.
В процессе достижения целей анализируются теоретические основания практической деятельности по социальной защите различных социальных групп, её основные приёмы, технологии, методы и принципы. Подобный подход позволяет рассматривать социально-педагогическую деятельность как единую, систему деятельности, предполагающей серьёзную и глубокую профессиональную подготовку.
1 Технология как социальный феномен
1.1 Человек – как объект в сфере социальной работы
Человек становится личностью в процессе социализации, адаптируясь к социокультурному пространству, при этом «чем больше человек смог воспринять и усвоить в процессе социализации, тем более развитую личность он представляет». Однако не только количество усвоенной информации определяет уровень развития личности, но и то, каким образом эта информация выстраивалась в соответствующие структуры в человеческом сознании и как интерпретировалась. Имеет значение и сам контекст становления личности, а именно социокультурное пространство. Например, если общество, в котором формируется личность, пребывает в состоянии кризиса, существует большая вероятность возникновения проблем уже на ранних этапах становления последней.
Кроме того, самая развитая личность может сталкиваться с внутренними проблемами. Обычно это осознаётся как ощущение потери целостности и проявляется в непоследовательном поведении, подверженности сиюминутным факторам. Желаемым состоянием любого человека является состояние внутреннего равновесия, к которому он стремится, но который он сам же периодически нарушает.
Такое идеальное состояние вполне может быть выражено следующей формулой: «адаптированность + удовлетворённость + самореализация». Личность, успешно адаптированная к социальным условиям, самореализованная и удовлетворённая жизнью, практически не является клиентом социальной работы, но данная формула должна стать конечным, желаемым результатом работы социальных служб, или, другими словами, идеальной моделью. Рассмотрим три составляющих идеальной модели. Если адаптированность означает в данном случае успешный характер взаимодействия между личностью и внешним миром, а самореализация описывается в понятиях деятельности, удовлетворённость – это психологическое состояние, или реакция психики на первые два обязательных условия. Конечно же, удовлетворённость можно рассматривать как ситуативное явление, однако в случае идеального состояния, о котором идёт речь, это – больше, чем реакция. Удовлетворённость здесь – устойчивое чувство и основа жизненной стратегии, ориентированной на успех и содержащей внутренний локус-контроль.
Если личность – динамическая система и каждая следующая минута вносит поправки в понимание своего «Я», состояния адаптированности, самореализации и удовлетворённости не могут иметь постоянный характер. Они относительны, что указывает на постоянную скрытую угрозу внутреннего равновесия. Изменения хотя бы в одной из составляющих выведенной формулы влечёт за собой необходимость изменений в других. Таким образом, человек обречён в своём стремлении к регулярному возвращению к идеальной модели и постоянному приближению к ней.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--