Контрольная работа: Понятие "Эдипов комплекс" в философии З. Фрейда
№ группы и варианты ХХХХХХХХХХ
Ф.И.О студента ХХХХХХХХХХ
Дата сдачи студентом к.р.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по Современной психоаналитической философии
(наименование дисциплины)
Ф.И.О. преподавателя Четверикова Н.А., доктор философских наук, профессор
Дата проверки к.р. оценка
Контрольная работа предъявляется экзаменатору при сдаче экзамена (зачета)
Калининград 2004
Тема: Понятие «Эдипов комплекс» в философии З.Фрейда
СОДЕРЖАНИЕ
ПОНЯТИЕ «ЭДИПОВ КОМПЛЕКС» В ФИЛОСОФИИ З.ФРЕЙДА...... 3
1. ИСТОКИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ «ЭДИПОВОМ КОМПЛЕКСЕ»... 3
2. ПРИРОДА ДЕТСКОГО «ЭДИПОВА КОМПЛЕКСА».......................... 4
3 ВЛИЯНИЕ «ЭДИПОВА КОМПЛЕКСА» НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ СВЕРХ-Я, Я, ОНО................................................................................................................ 7
3 АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ «ЭДИПОВА КОМПЛЕКСА», ЕГО ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ...................................................................... 9
ЛИТЕРАТУРА................................................................................................. 12
ПОНЯТИЕ «ЭДИПОВ КОМПЛЕКС» В ФИЛОСОФИИ З.ФРЕЙДА
С психоаналитической трактовкой роли сексуальных влечений в жизни человека тесно связан фрейдовский постулат об извечно присущем «Эдиповом комплексе», согласно которому мальчик постоянно испытывает влечение к матери и видит в отце своего соперника. Представления об этом комплексе легли в основу психоаналитического учения Фрейда, предопределив его другие теоретические положения и придав психоанализу ореол скандальной известности, привлекающей к себе внимание одних исследователей и отталкивающей от нее других. «Эдипов комплекс, - как заявил один из приверженцев психоанализа – Виттельс Ф., - это тот локомотив, который промчал триумфальный поезд Фрейда вокруг земного шара». Нередко «Эдипов комплекс» рассматривается западными теоретиками как один из оригинальных вкладов основателя психоанализа в понимание природы человека.
1.ИСТОКИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ «ЭДИПОВОМ КОМПЛЕКСЕ»
Представления о данном комплексе имеют своим истоком древнегреческую трагедию Софокла «Царь Эдип», где образно повествуется о несчастной судьбе царя Эдипа, которому судьбой было предопределено убить своего отца и взять в жены мать, который делает все, чтобы избежать исполнения предсказаний оракула, и после того, как узнает, что по незнанию все таки свершил оба эти преступления, в наказание выкалывает себе глаза. Произведение аттического поэта изображает, как благодаря искусно задерживаемому и опять возбуждаемому все новыми уликами расследованию постепенно раскрывается давно современное преступление Эдипа; в этом отношении оно имеет определенное сходство с ходом психоанализа. В процессе диалога оказывается, что ослепленная мать-супруга Иокаста противится продолжению расследования, Она ссылается на то, что многим людям приходится видеть во сне, будто они имеют сношения с матерью, но на сны не стоит обращать внимания. Фрейд не считал сновидения маловажными, и меньше всего типичные сновидения, такие, которые сняться многим людям, и не сомневался, что упомянутое Иокастой сновидение тесно связано со странным и страшным содержанием сказания. В сущности, эта трагедия – безнравственная пьеса, она снимает с человека нравственную ответственность, показывает божественные силы как организаторов преступления и бессилие нравственных побуждений человека, сопротивляющихся преступлению.
Фрейдовский постулат об «Эдиповом комплексе» опирается на идеи, ранее высказанные различными мыслителями. Другое дело, что, в отличие от своих предшественников, использовавших «Эдипову ситуацию» в качестве иллюстрации всей сложности, неопределенности и загадочности человеческих поступков, Фрейд возвел эту образную ситуацию в ранг психоаналитического концепта, с помощью которого он попытался объяснить не только деятельность человека, но и происхождение религии, нравственности, искусства, социальных институтов.
2. ПРИРОДА ДЕТСКОГО «ЭДИПОВА КОМПЛЕКСА»
Легко заметить, что маленький мужчина один хочет обладать матерью, воспринимает присутствие отца как помеху, возмущается, когда тот позволяет себе нежности по отношению к матери, выражает свое удовольствие, если отец уезжает или отсутствует. Часто он выражает свои чувства словами, обещая, матери жениться на ней. Кажется, что этого мало по сравнению с деяниями Эдипа, но на самом деле достаточно, в зародыше это то же самое. Часто затемняется том, что тот же ребенок одновременно при других обстоятельствах проявляет большую нежность к отцу; только такие противоположные – или, лучше сказать, амбивалентные – эмоциональные установки, которые у взрослого привели бы к конфликту, у ребенка прекрасно уживаются в течении длительного времени, подобно тому как позднее они находятся друг возле друга в бессознательном. Можно возразить также, что поведение маленького мальчика имеет эгоистические мотивы и не позволяет предположить существование эротического комплекса. Мать заботится о всех нуждах ребенка, и поэтому ребенок заинтересован в том, чтобы она ни о ком другом не беспокоилась. И это верно, но скоро становится ясно, что эгоистический интерес в этой и подобной ситуациях является лишь поводом, которым пользуется эротическое стремление. Когда малыш проявляет самое неприкрытое сексуальное любопытство по отношению к матери, требуя, чтобы она брала его ночью спать с собой, просится присутствовать при ее туалете или даже предпринимает попытки соблазнить ее, как это часто может заметить и со смехом рассказать мать, то в этом, вне всякого сомнения, обнаруживается эротическая природа привязанности к матери.
У маленькой девочки отношение к отцу и матери складывается с необходимыми изменениями совершенно аналогично. нежная привязанность к отцу, потребность устранить мать как лишнюю и занять ее место, кокетство, пользующееся средствами более позднего периода женственности, именно у маленькой девочки образуют прелестную картину, которая заставляет забывать о серьезности и возможных тяжелых последствиях, стоящих за этой инфантильной ситуацией. Надо добавить, что часто сами родители оказывают решающее влияние на пробуждение «эдиповой установки» у ребенка, следуя половому притяжению, и там, где несколько детей, отец самым явным образом отдает нежное предпочтение дочери, а мать – сыну. Но и этот момент не может серьезно поколебать независимую природу детского «эдипова комплекса». «Эдипов комплекс» разрастается в семейный комплекс, когда появляются другие дети. Вновь опираясь на эгоистическое чувство, он мотивирует отрицательное отношение к появлению братьев и сестер и желание непременно устранить их. Об этих чувствах ненависти дети заявляют, как правило, даже гораздо чаще, чем о чувствах, имеющих своим источником родительский комплекс. Если такое желание исполняется, и смерть быстро уносит нежелательного нового члена семьи, то из анализа в более поздние годы можно узнать, каким важным переживанием был для ребенка этот случай смерти, хотя он мог и не сохраниться в памяти. Ребенок, отодвинутый рождением нового ребенка на второй план, первое время почти изолированный от матери, с трудом прощает ей это свое положение; у него появляются чувства, которые у взрослого можно было бы назвать глубоким ожесточением, и часто они становятся причиной длительного отчуждения. Сексуальное исследование со всеми его последствиями обычно опирается на этот жизненный опыт ребенка. С подрастанием этих братьев и сестер установка к ним претерпевает самые значительные изменения. Мальчик может выбрать объектом любви сестру, как замену неверной матери; Между несколькими братьями, ухаживающими за младшей сестренкой, уже в детском возрасте возникают ситуации враждебного соперничества, значимые для последующей жизни. Маленькая девочка находит в старшем брате замену отцу, который больше не заботится о ней с нежностью, как в самые ранние годы, или же младшая сестра заменяет ей ребенка, которого она тщетно желала иметь от отца.
Такие и другие подобного же рода отношения открывают непосредственное наблюдение за детьми и изучение хорошо сохранившихся, не подвергнутых влиянию анализа воспоминаний детских лет. Из этого можно сделать вывод, что возрастное положение ребенка среди братьев и сестер является чрезвычайно важным моментом для его последующей жизни, который нужно принимать во внимание во всякой биографии.
Исход «Эдипова комплекса» в идентификации с отцом и матерью у обоих полов зависит от относительной силы свойства того или другого пола. Это – один из видов, какими бисексуальность вторгается в судьбы «Эдипова комплекса». Другой вид еще важнее. Получается впечатление, что простой «Эдипов комплекс» - вообще не самое частое явление; он скорее соответствует упрощению или схематизации, которая достаточно часто оправдывается на практике. Более подробное исследование обнаруживает чаще всего более полный «Эдипов комплекс», который является двояким – позитивным и негативным, в зависимости от бисексуальности ребенка, т.е. у мальчика – не только амбивалентная установка к отцу и нежный выбор объекта-матери, но одновременно он и ведет себя, как девочка – проявляет нежную женственную установку к отцу и соответствующую ей, ревниво-враждебную, к матери. Это участие бисексуальности очень мешает рассмотреть условия примитивных выборов объекта и еще больше затрудняет их ясное описание.
3 ВЛИЯНИЕ «ЭДИПОВА КОМПЛЕКСА» НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ СВЕРХ-Я, Я, ОНО
Фрейдовские представления о человеческой психике, как состоящей из Оно (бессознательное), Я (сознание), и Сверх-Я, Идеал-Я (совесть) общеизвестны. Независимо от того, насколько признается, или, напротив отвергается данная психоаналитическая модель, она обычно рассматривается в качестве своеобразного вклада, который Фрейд внес в познание внутреннего мира человека.
Сверх-Я – не просто осадок первых выборов объекта, производимых Оно; Сверх-Я имеет и значение энергичного образования реакций против них. Его отношение к Я не исчерпывается напоминанием - таким (как отец) ты должен быть, но включает и запрет: таким (как отец) ты не имеешь права быть, ты не можешь делать все, что делает он, на многое только он имеет право. Это двойное лицо Идеала-Я проистекает из факта, что идеалу Я пришлось трудится над вытеснением «Эдипова комплекса», более того, что само оно возникло даже в результате этого перелома. Вытеснение «Эдипова комплекса» было, очевидно, нелегкой задачей. Так как родители, особенно отец, признаются препятствием для осуществления «Эдиповых желаний», то инфантильное Я укрепилось для этой работы вытеснения, создав это же самое препятствие. Оно в некотором роде заимствовало для этого силу от отца, и это заимствование есть акт с исключительно серьезными последствиями. Сверх-Я сохранит характер отца, и чем сильнее был «Эдипов комплекс», чем быстрее (под влиянием авторитета, религиозного учения, обучения и чтения) произошло его вытеснение, тем строже Сверх-Я будет позже царить над Я как совесть, а может быть, как бессознательное чувство вины.
Если рассмотреть описанное возникновение Сверх-Я, то можно признать его результатом двух в высшей степени значительных биологических факторов, а именно: длительной детской беспомощности и зависимости человека и факта наличия его «Эдипова комплекса», который объясняется перерывом в развитии либидо, вызванным латентным временем, т.е. двумя – с перерывом между ними – началами его сексуальной жизни. Последнюю, как кажется, - специфически человеческую – особенность психоаналитическая гипотеза представила наследием развития направлении культуры, насильственно вызванным ледниковым периодом. Таким образом, отделение Сверх-Я от Я не является чем-то случайным: оно отображает самые значительные черты развития индивида и развития вида, а кроме того, создает устойчивое выражение влияния родителей, т.е. увековечивает те моменты, которым оно само обязано своим происхождением.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--