Контрольная работа: Правовое регулирование медицинского обслуживания
Введение
Предметом общей теории правового обеспечения являются правовые и государственные явления, закономерности их возникновения, развития конечных судеб. Право как регулятор – это не только одна из важных проблем теории права, рассматриваемого в качестве институционного нормативного образования. Научной категорией, через которую реализуется такая научная перспектива, является понятие правовое регулирование. Это один из основных вопросов контрольной работы. Второй вопрос контрольной работы – это особенности оказания медико-социальной помощи отдельным группам населения. Процессы социально-экономического реформирования, охватившие все сферы жизнедеятельности населения России, в значительной степени изменяют медико-социальную ситуацию. В настоящее время система здравоохранения, показатели и нормативы медико-социального обеспечения все еще не стабильны. Не отработана четкая стратегия развития здравоохранения на ближайшие и отдаленные сроки.
Целью контрольной работы является анализ принципов правового регулирования, а также, выявление особенностей оказания медико-социальной помощи отдельным группам населения. Предметом исследования являюся правовое регулирование и медико-социальная помощь. Достижение поставленной цели предусматривает постановку и решение следующих задач:
– дать определение понятию «правовое регулирование»;
– выяснить каков механизм правового регулирования;
– охарактеризовать принципы правового регулирования;
– установить особенности оказания медико-социальной помощи городскому и сельскому населению;
– выявить предмет регулирования и круг лиц в распоряжении главы администрации Краснодарского края от 26.06.2001 г. №715 – р.
1. Понятие принципов правового регулирования
1.1 Определение правового регулирования
Правовое регулирование, в отличие от иных форм правового воздействия всегда осуществляется посредством своего «инструментария», особого, свойственного только праву механизма, призванного юридически гарантировать достижение целей, которые ставил законодатель, издавая или санкционируя юридические нормы, в рамках определенных типов, «моделей» юридического воздействия на общественные отношения.
Это понятие – не просто несколько иной словесный оборот выражению «право – регулятор», а особая категория, основательная и «теоретически насыщенная», возглавляющая специфический понятийный ряд.
Итак, правовое регулирование можно определить как процесс воздействия государства на общественные отношения с помощью юридических норм (норм права). Основывается на предмете и методе правового регулирования. Предметом является определенная форма общественных отношений, которая закрепляется соответствующей группой юридических норм. Так, отношения, связанные с государственным управлением, являются предметом административного права. Под методом правового регулирования понимается способ воздействия юридических норм на общественные отношения [1].
1.2 Механизм правового регулирования
Отличительная черта правового регулирования состоит в том, что оно имеет свой, специфический механизм. Наиболее общим образом механизм правового регулирования может быть определен как взятая в единстве система правовых средств, при помощи которой обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения.
Механизм правового регулирования охватывает комплекс фрагментов правовой действительности, относящихся к догме права, т.е. комплекс последовательно связанных правовых средств. В этом отношении он имеет инструментальный характер.
Под строго инструментальным углом зрения в механизме правового регулирования выделяются три основных звена:
1) юридические нормы – основа правового регулирования, когда на уровне позитивного права закрепляются в абстрактном виде типизированные возможности и необходимость определенного поведения субъектов;
2) правовые отношения, субъективные права и юридические обязанности, переводящие при наличии конкретных жизненных обстоятельств (юридических фактов) абстрактные возможности и необходимость на плоскость конкретных, адресных субъективных юридических прав и обязанностей, и следовательно, – переключающих правовую энергию юридических норм на уровень конкретных субъектов – носителей прав и обязанностей;
3) акты реализации прав и обязанностей, в соответствии с которыми наступает запрограммированный в позитивном праве результат в жизни общества, решается ситуация (дело).
К процессу правового регулирования на заключительной его стадии (а в ряде случаев и при возникновении правоотношений) может присоединится и четвертое звено – индивидуальные предписания – акты применения права [2, с 48].
1.3 Принципы правового регулирования.
Правовое регулирование должно соответствовать общим принципам построения системы правового регулирования:
– принцип адекватности мер государственного регулирования: государство должно использовать лишь те меры регулятивного воздействия, которые действительно необходимы для разрешения сложившихся проблем;
– принцип устранения избыточных ограничительных мер: меры прямого государственного регулирования могут вводиться только в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан, важнейших интересов общества и государства;
– принцип общего (недискриминационного) регулирования: применение специального регулирования, отличного от общих (для других сфер экономики и социальной жизни) регулятивных правил, допустимо лишь в случаях, если отсутствие такого специального регулирования нарушает конституционные права граждан или содержит явную угрозу национальной безопасности;
– принцип приоритетного использования диспозитивных методов государственного регулирования: императивные правовые нормы, могут применяться только для защиты важнейших прав и законных интересов личности, общества и государства. Приоритет должен отдаваться диспозитивным методам регулирования отношений, допускающим свободный выбор участниками форм и способов реализации своих прав и обязанностей;
– принцип функциональной определённости: государственные органы, участвующие в регулировании, не могут совмещать функции государственного управления, контроля, надзора и регулятивные функции, а также функции разрешения споров, управления хозяйствующими субъектами на тех же рынках;
– принцип гармонизации: российское законодательство не должно содержать норм, создающих условия для изоляции России от глобального информационного обмена, систем международной электронной торговли и охраны объектов интеллектуальной собственности; нормы российского законодательства должны соответствовать основным подходам, выработанным и успешно применяемым в международной (зарубежной) практике, а также обеспечивать совместимость российского законодательства с лучшими подходами к регулированию данной области в мировой практике [3, с. 135].
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--