Контрольная работа: Проблема акмеологии кризиса на этапе взрослости. Особенности развития личности
ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. Т.Г. ШЕВЧЕНКО
Кафедра педагогики и психологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по психологии
"Проблема акмеологии кризиса на этапе взрослости.
Особенности развития личности"
студентки ЗО 16 группы
специальность ПМДО
Юлиной Т.В.
Преподаватель:
Тирасполь - 2007
План
Введение. 3
1. Психосоциальная концепция развития личности Эриксона. 7
2. И.С. Кон об этапе взрослости и его значении в жизни человека. 13
3. "Кризис среднего возраста" в современной психологии. 21
Заключение. 27
Литература. 28
Введение
Акмеология - наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.
Человек, волнующий акмеологию как науку, учебную дисциплину и эффективную практику, предстает сквозь ее предметно-целевую призму как высшая ценность природы и главный приоритет и творец общества.
Актуальность и востребованность акмеологии, несмотря на неутихающие бурные дискуссии вокруг нее, вполне очевидна, ибо она интегрирует все лучшее в человекознании и человековедении, делает этот бесценный капитал достоянием самого широкого круга заинтересованных людей.
Особую фундаментально-прикладную роль для акмеологии играет психология, в рамках которой она получила признание и успешно развивается. Одним из первых идею изучения человека как целостного феномена выдвинул и начал реализовывать В.М. Бехтерев. Он создал школу, которая на практике занималась решением этой проблемы. В последующем С.Л. Рубинштейн отмечал, что человека надо рассматривать как "совокупность всех внутренних условий". Они расценивались ученым как иерархия низших и высших специфических свойств, избирательно и активно взаимодействующих с внешними условиями и регулирующих деятельность.
Сущность акмеологического подхода заключается в осуществлении комплексного исследования и восстановлении целостности субъекта, проходящего ступень зрелости, когда его индивидные, личностные и субъектно-деятельностные характеристики изучаются в единстве, во всех взаимосвязях и опосредованиях, для того, чтобы содействовать его достижению высших уровней, на которые может подняться каждый. Интеграция данных, получаемых при таком подходе к изучению человека - процесс необычайно трудный и требует создания особой методологии, а также техники их научно-корректного сопряжения их друг с другом.
Для акмеологии немаловажно, что сегодня психология проходит этап переосмысления своих основ, взаимоотношений с другими отраслями знания и реальной практикой. Не подлежит сомнению, что вечен интерес человека к себе. Он постоянно имеет смысл жизни, ибо тот, кто ощущает свою жизнь лишенной смысла, как заметил А. Эйнштейн, не только несчастлив, но и вряд ли жизнеспособен. Ценную идею по данному вопросу высказали и другие авторитеты, в том числе В. Франкл заметил, что "... смысл нельзя дать, его нужно найти. Осуществляя смысл, человек реализует себя сам... "
Степень желаемой зрелости - это многомерное состояние человека, которое хотя и охватывает значительный по временной протяженности этап его жизни, но всегда реально показывает, насколько он состоялся как гражданин, как профессионал-деятель, как бедная или богатая своими связями с окружающей действительностью личность, как семьянин или "неисправимый ловелас" и пр. Оно вместе с тем никогда не является статичным и, наоборот, отличается большей или меньшей вариативностью и изменчивостью.
Ясно, что для того, чтобы целостно понять человека как "субъекта", как "носителя" всех этих его "ипостасей", осмыслить всю сложность зависимостей между ними, необходимо сведение в единую "картину" результатов изучения конкретного человека, полученных в исследованиях, проведенных с позиций разных наук. Такое благородное проникновение в человеческую природу определено не менее значимой целью - помочь ему "экологически чисто" относиться, сберегать, наращивать и задействовать заложенные в нем ресурсы.
Подобные целостные "картины" человека, проходящего ступень зрелости, когда его индивидные, личностные, субъектно-деятельностные и неповторимо-индивидуальные макрохарактеристики постигаются и развиваются в единстве во всех их взаимосвязях и опосредованиях. Они выявляются и нарабатываются акмеологией в ходе осуществления ею взаимосвязанных исследовательских и развивающих функций. Интеграция данных, получаемых при таком подходе к изучению социального субъекта, человека, процесс необычайно трудный и потребовавший создания особой методологии, процедур, а также техники их научно-корректного сопряжения друг с другом.
Последовательная опора на них позволила установить, что физическая и психическая зрелость человека, находящая выражение в сформированности интеллекта, чувств, воли, это его личностная зрелость, которая, конечно, зависима от них, но главным образом все-таки проявляется в отношениях. Его зрелость как субъекта труда и жизни, обнаруживается прежде всего в способностях, самым тесным образом связанных друг с другом, проявляется в его самобытной индивидуальности. Вместе с тем оказывается, что, как правило, не происходит фронтально одновременного достижения ступени зрелости человека как индивида (живого организма), как личности, как субъекта деятельности, как индивидуальности. Пульсирование развития чаще всего разновременно в этих качествах. Время выхода на уровень "АКМЕ" человека во всех его макро- измерениях очень часто не совпадает, можно говорить лишь об относительном совпадении.
Акмеология всесторонне освещает особенности этой важнейшей ступени, которую проходит человек в своем развитии - ступени зрелости. Она определяет сходное и различное в зрелости у разных людей и проявляет у них своеобразие действия факторов, которые обусловливают индивидуальную картину зрелости. И, конечно, существеннейшее место в этих акмеологических работах занимает прослеживание характера взаимовлияний свойств и качеств "физической" и "духовной" субстанций человека.
Состояние зрелости не появляется у человека неожиданно и сразу. На него "работает" вся предшествующая жизнь человека. Не только от природной предрасположенности, генетического опыта, но и от прожитой жизни в большей мере зависит, с каким запасом физической прочности подойдет человек к ступени зрелости, какие ценностные ориентации и отношения составят ядро его личности, и какие способности, а также какие потенциальные составляющие профессиональной компетентности будут характеризовать его как субъекта деятельности, когда он станет взрослым.
В нашей работе мы рассмотрим особенности личности на этапе взрослости и роль и значение "кризиса среднего возраста".
1. Психосоциальная концепция развития личности Эриксона
Психосоциальная концепция развития личности, разработанная известным психологом Эриксоном, показывает тесную связь психики человека и характера общества, в котором он живет. Эриксон ввел понятие "групповая идентичность", которая формируется с первых дней жизни, ребенок ориентирован на включение в определенную социальную группу, начинает понимать мир так, как эта группа. Но постепенно у ребенка формируется и "эгоидентичность", чувство устойчивости и непрерывности своего "Я", несмотря на то, что идут многие процессы изменения. Формирование эгоидентичности - длительный процесс, который включает рад стадий развития личности. Каждая стадия характеризуется задачами этого возраста, а задачи выдвигаются обществом.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--