Контрольная работа: Проблема детской дезадаптации в социуме
1. Введение.
2. Понятие социальной адаптации.
3. Дезадаптированность сирот в социуме.
4. Дезадаптированность детей с ограниченными возможностями.
5. Проблемы адаптации детей в МДОУ.
6. Заключение.
7. Литература.
Введение.
Проблема адаптации детей актуальна на данном этапе развития современного общества. Она многогранна и рассматривается в литературных источниках с медицинской, психологической и социальной точек зрения. Вопросы связанные с адаптацией, изучаются в различных аспектах: определение феномена социальной адаптации, анализ основных сторон социальной адаптации. В литературе ряд авторов, рассматривая проблему адаптации, дает ей неоднозначное толкование. Разделяя или наоборот отождествляя с понятием социализация.
Я попытаюсь в данной контрольной работе раскрыть причины неадаптированности у социально незащищенных групп детей: детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-сирот, т.к. в основном, социальная адаптация у детей, воспитывающихся в обычных условиях проходит мягче, потому что большую роль играет семья. А также проблемы адаптации детей в МДОУ, т.к. эта тема для меня актуальна.
1. Понятие социальной адаптации.
Социально-психическая дезадаптированность личности выражается в неспособности адаптации личности к собственным потребностям и притязаниям. Под социальной неадаптированностью (дезадапатацией) Д. В. Рязанов понимает состояние затруднения человека при интеграции в социум и его неудовлетворенность своим положением. Неадаптированность, по его мнению, проявляется в самых разнообразных формах.[1] Формы дезадаптации как процесса, ведущего не к разрешению проблемной ситуации, а к ее усугублению, к усилению трудностей и тех неприятных ситуаций, которые она вызывает, можно представить в виде факторов, классифицируемых в зависимости от рассматриваемого уровня проявления. С учетом иерархического подхода к изучению процессов дезадаптации выделяются следующие уровни:
1. психосоматический;
2. когнитивно-эмоциональный;
3. клинических синдромов поведения и патология стилей жизни[2] .
Дезадаптация рассматривается нами как состояние затруднения человека при интеграции в социум, сопровождающееся личностными расстройствами в виде нарушения личностных процессов.
Проблема социальной адаптации является предметом исследования во многих областях знания, и каждая наука подходит к ее изучению со своих позиций, что обуславливает многообразие представлений о сущности этого процесса. В самом общем виде под социальной адаптацией понимается взаимодействие личности или группы с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников. В настоящее время существует множество подходов к анализу данного понятия, однако наиболее распространенно выделение трех видов адаптации:
1. через приспособление к существующим обстоятельствам путем врастания в среду и изменением себя;
2. через преобразование среды;
3. адаптацию путем самоустранения или ухода из среды.
Согласно первому преобладающему представлению адаптация есть приспособление, проявляющееся в комфортности, согласии и уступчивости по отношению к требованиям ситуации или окружения. В этом определении существенно то, что адаптация подразумевает изменения себя, своего Я под воздействием внешних факторов. Следовательно, нужно соответствовать определенным нормам и ценностям доминирующим в культуре.
Адаптация путем преобразования среды заключается в модификации или изменении окружения в соответствии с потребностями индивида. Данная форма адаптации часто носит вид новаторского полведения и сопровождается созданием новых способов разрешения проблемных ситуаций, в результате которых появляются новые ценности.
Третий вид адаптации представляет собой самоустранение и ли уход из среды. Этот путь актуализируется тогда, когда два предшествующих пути не удалось реализовать в связи с невозможностью принять ценности окружения как свои, с одной стороны, и неспособностью изменить или покорить окружающий мир с другой. Крайняя форма ухода из среды- самоубийство.
Понятие «Социализация» и «социальная адаптация» тесно связаны, но их нельзя отождествлять. Социальная адаптация это один из механизмов социализации. Социализация раскрывает механизм социального становления человека, процесс усвоения жизненного опыта, а адаптация- активное приспособление к окружающему миру. Различая эти понятия не следует забывать, что они взаимосвязаны и тесно переплетаются.
Социальная адаптация влияет на протекание процесса социализации, ускоряя или замедляя его. Так, успешная бесконфликтная адаптация, вхождение человека в новый коллектив, могут способствовать скорейшей социализации. Процесс адаптации идет на протяжении всей жизни человека. От того насколько успешно он будет происходить в детском возрасте, во многом зависит дальнейшая социализация личности.
2. Дезадаптированность сирот в социуме.
Начну с того, что приведу данные из печати: «из 15000 выпускников детских государственных учреждений (детей-сирот) в течение года 5000 попадают на скамью подсудимых, 3000 становятся бомжами, 1500 кончают с собой».[3] 30 % в контакт с правоохранительными органами вступают из-за своего асоциального поведения, а 8% совершают уголовно наказуемые преступления, 32% - участвовали в уличных драках, оставшаяся треть – это чья жизнь сложилась относительно благополучно[4] .
Дети –сироты – проблемная группа, т.к. они лишены общения в семье, перенесли жестокое обращение, а в обычных условиях начальный адаптационный потенциал дает семья: социальный статус, воспитание, здоровье, образование и многое другое, а иногда даже психологические характеристики.
Детям приходится часто менять место жительства, отсюда следует, что у них нет чувства дома. В 15-18 лет подростки вынуждены уходить из детского дома в неизвестность, решать проблему жилья, прописки, образования. К статусу сироты добавляется статус мигранта, а также статус чужака. Очень тяжело адаптироваться с таким первоначальным капиталом.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--