Контрольная работа: Проблемы теории государства и права
СОДЕРЖАНИЕ
1. Терминологический словарь по теме «толкование права»
2. Проблема понимания нормы права
3. Классификация правоотношений
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Терминологический словарь по теме «толкование права»
Юридическая герменевтика - это наука о понимании, истолковании и применении смысла законодательного текста, определяющая семантические приемы его формулирования и восприятия.
Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права.
Система права – это система норм, в которой место, значение и содержание каждой отдельной нормы обусловлены многими другими нормами.
Разъяснение – различные специальные формы внешнего публичного выражения для общего использования результатов соответствующего (официального или неофициального) уяснения содержания толкуемой нормы.
Объектом толкования нормы права – соответствующий данному регулятивному случаю (данной конкретной ситуации) текст того нормативно-правового (правоустановительного) акта, в котором выражена толкуемая норма.
Метод толкования нормы права – это согласованная юридико-логическая интерпретация текста источника нормы и данной конкретной ситуации (случая) в их взаимной соотнесенности, сориентированности и единстве, направленная на выявление и определение в тексте источника соответствующих структурных элементов и общей конструкции искомой нормы в их актуальной регулятивно-правовой значимости для данной конкретной ситуации (случая).
Предмет толкования нормы права – это искомое актуальное регулятивно-правовое значение нормы права, которое подлежит реализации в данной конкретной ситуации (случае).
Грамматическое толкование норм права – это анализ юридического текста с использованием правил языкознания – грамматики, орфографии, морфологии, синтаксиса, пунктуации и т. п.
Систематическое толкование норм права – это выявление смысла и содержания нормы путем ее сравнительного анализа с другими нормами права.
Логическое толкование норм права – это использование логического анализа, т.е. исследование внутренних связей между словами, формулировками и суждениями.
Историческое толкование норм права – это изучение конкретно-исторических условий создания нормы, причин и целей издания соответствующего нормативно-правового акта.
Функциональное толкование норм права – это изучение сложившейся практики применения правовых норм.
Неофициальное толкование – это толкование права частными субъектами.
Официальное толкование – это толкование, которое осуществляется управомоченным на это государственным органом.
Легальное толкование – это толкование, которое осуществляет специально на это управомоченныи законом государственный орган.
Обыденное толкование – это толкование соответствующей нормы права любым субъектом на основе его правопонимания и правосознания.
Профессиональное толкование – это толкование нормы субъектами права, профессионально (по службе) занимающимися соответствующими юридическими вопросами.
Аутентичное толкование – толкование, даваемое самим органом государственной власти, издавшим норму права.
Казуальное толкование – это официальное разъяснение нормы нрава по конкретным юридическим фактам, то есть установление юридических прав и обязанностей субъектов права в рамках конкретного правоотношения.
Доктринальное толкование – это научно-юридическое толкование норм права, осуществляемое учеными-юристами. Результаты такого толкования (научная характеристика норм действующего законодательства, научно-практические комментарии, экспертные заключения и т.д.) публикуются в соответствующих монографиях, брошюрах, статьях и специальных сборниках.
2. Проблема понимания нормы права
В мире существует два подхода к пониманию права: позитивистский и непозитивистский. К вопросу о соотношении права и законодательства они имеют прямо противоположный подход. Позитивизм исходит из тождества права и законодательства, непозитивизм проводит различия.
Практическая проблема соотношения права и законодательства заключается в том, чтобы решить, все ли законы, исходящие от государства, являются правом и подлежат исполнению, или же часть их не относится к праву и, следовательно, может не исполняться.
Право в понимании позитивистов – законы, судебные решения, акты государственной власти независимо от содержания. Позитивисты отождествляют право и закон. Сторонники позитивизма предлагают формальные определения права, то есть сущность явления раскрывается через признаки формы, а содержание формы не имеет значения для понятия права. Позитивисты отрицают право вне закона, отрицают естественное право. К позитивистскому типу правопонимания относятся легистское и социологическое понятия права.
В легистском позитивизме понятие права определяется через понятие государства, без которого с позиции сторонников подобного правопонимания не может быть и права. Государство первично, право вторично. Закон и власть могут решить любые общественные проблемы и, более того, законодатель устанавливает общественные отношения, предписывая как все должно быть. Да, легисты признают, что реальные отношения существуют в обществе до и помимо закона, но они хаотичны и только применение к этим отношениям правового регулирования превращает их в правовые отношения, содержание которых может быть изменено законодателем.
Находясь в оппозиции к легистскому правопониманию, которое не делает различия между правом и законом и предпочитает сводить право к закону (законодательному установлению верховной власти в данном государстве), социологический подход, со своей стороны, также признает своеобразную командную силу закона, снабженного санкцией принуждения, но обращает внимание на социальную среду формирования и функционирования юридических правил.
Непозитивистский тип правопонимания различает право и закон, объясняя приоритет права перед законом, утверждая, что законы по своему содержанию могут быть и неправовыми. Сторонники непозитивизма предлагают содержательный подход к определению права через содержание правовых явлений. В непозитивистском правопонимании различаются этическое и либертарное понятие права.
Этическое правопонимание объясняет право через понятие справедливости, одновременно различая по содержанию право и закон. Справедливость – общественные отношения какими они должны быть в представлении людей. В основу этического правопонимания кладутся различные моральные суждения о справедливости.
Либертарное правопонимание трактует право как формальное равенство свободных индивидов, как всеобщую форму свободу людей. Либертарный тип правопонимания проводит различие права и закона, объясняя приоритет права перед законом, приоритет содержания перед формой. Сущность права – это свобода, а не насилие. Законы, попирающие свободу не есть правовые законы. Принуждение в обществе необходимо ради защиты права от нарушений, а не для подавления свободы. Причем свобода индивида – свобода в общественных отношениях, признаваемая и утверждаемая в форме правоспособности и правосубъектности.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--