Контрольная работа: Психическое развитие ребенка в условиях социально-психологической депривации
Содержание
Введение
1. Понятие депривация в психолого-педагогических исследованиях
2. Особенности психического развития ребенка в условиях социально-психологической депривации
Заключение
Литература
Введение
Одной из важных проблем психологии является исследование социально-психологической депривации, т.е. психического состояния, возникшего в результате жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения его важнейших потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени.
Психологические аспекты депривационных расстройств в настоящее время мало исследованы, масштабы изменений, связанных с ними, не прогнозируются. Особенно трудно понять, как действуют отдельные депривационные факторы в детском возрасте, когда они накладываются на процесс развития, включающий в себя и физический рост, и созревание нервной системы, формирование психики. Всё это определило актуальность данной работы и выбор темы исследования: «Психическое развитие ребенка в условиях социально-психологической депривации».
Целью работы является изучение психического развития ребенка в условиях социально-психологической депривации.
Для достижения цели исследованиянеобходимо решить следующие задачи :
1. Изучить понятие депривация в психолого-педагогических исследованиях;
2. Раскрыть особенности психического развития ребенка в условиях социально-психологической депривации.
Изучением проблемы социально-психологической депривации занимались такие известные педагоги и психологи как: Ландгмейер Й., Матейчик З., Марцинковская Т.Д., Залысина И.А., Смирнов Е.О.и др. Как, показывают результаты исследований Марцинковской Т.Д.и других авторов, уменьшение коммуникаций детей с окружающими – приводит к социально-психологической депривации.
1. Понятие депривация в психолого-педагогических исследованиях
В связи с тем, что проблема психической депривации находится в стадии разработки, в настоящее время по этой теме нет единой терминологии. Наиболее часто используется термин «депривация», обозначающий потерю чего-либо, лишения из-за недостаточного удовлетворения основных психических жизненно важных потребностей.
Зачастую авторы сужают термин соответственно тому, какую психическую потребность они принимают в качестве самой важной и самой «недостаточной».
В зависимости от того, чего именно лишен человек, выделяют разные виды депривации – психологическую, эмоциональную, социальную, двигательную, сенсорную, информационную и др.
Психическая депривация характеризуется особым психическим состоянием, возникающим в депривационной ситуации. Данное психическое состояние проявляется в поведении, отличающемся характерными признаками, что и позволяет распознать депривацию. Механизм депривации связан с отчуждением ребенка от определенных отношений с миром людей и предметным миром и вызывается недостаточным удовлетворением основных психических потребностей ребенка, видоизменяющих структуру развивающейся детской личности.
??????????? ??????????? ??????? ????????? ??????? ???????????????, ??????????, ??? ?????????? ???????? ? ?????????? ??????. ???? ?? ?????-???? ??????? ??????? ???????????? ? ???????? ????????, ???? ?? ?????????? ?? ????????????? ?????, ?? ?? ????????? ???????? ?? ?????????? ????????. ??? ???????? ????? ?????? ?????? ??????? ??? ?????? ???????? ?? ???????????? ????? ? ??????? ??????????? ??????? ????? ????????????, ??? ???????? ??????????? ???????????, ??????? ? ?????? ?????? ?? ???????????????, ??????????? ?? ????? [4, ?. 158].Единого депривационного синдрома, по мнению многих исследователей, не существует, так как последствия психической депривации могут охватывать всю шкалу психических отклонений, начиная от легких особенностей психического реагирования и до очень грубых нарушений развития интеллекта и всего психического склада личности.
Таким образом, психическая депривация – это определенное психическое состояние, возникающее в результате таких жизненных ситуаций, когда ребенку не предоставляется возможность удовлетворить его основные (жизненные) потребности в полной мере и в течение достаточно длительного времени [4, с. 162].
Считается, что для полноценного развития у ребенка должна быть удовлетворена прежде всего потребность в любви и признании. Одни считают ее базовой, врожденной, другие говорят о ней как о приобретении в процессе жизни. Неудовлетворение этой потребности ведет к искажению развития личности и появлению эмоциональной депривации. Наиболее яркое выражение последствий этого вида депривации наблюдается у детей, находящихся в учреждениях интернатного типа.
Другим видом депривации является сенсорная, связанная с обедненной предметной средой и дефицитом раздражителей органов чувств. С этим видом депривации также приходится сталкиваться в домах ребенка, детских домах и т.д.
Депривация может иметь место не только в учреждениях интернатного типа, но и в семье, где может отсутствовать мать или она недостаточно эмоционально относится к ребенку (так называемая холодная мать), и в таких случаях употребляется понятие «материнская депривация». При отсутствии отца или его отчужденности от ребенка возникает патериальная депривация [2, с. 97].
???????? ????? ?????????? ??????????. ???????? ??????? ?? ?????? ??????? ?? ??????? ?? ?????????, ??????? ?????? ?? ?????? ?? ???????????, ?? ?, ?? ?????? ??????, ?? ?????????? ???????? ???????. ??????? ????? ????????????? ? ????? ?????? ?????? ???????????? ????. ? ????? ?????? ?????????? ??????? ?????????? ??? ??????? ???????????? ? ??????????? ?????????????????, ??????? ??? ??????????????? ???? ??? ????? ?????????? ???????? ????? ??????, ??? ??? ????? ?????????? ????? ????? ? ??????????????? ?????????. ???????? ???????, ? ?????? ?????? ?????????-????????????? ????????, ?????????? ????????? ??? ??????? ?????????? ?????? ???????????-????????????? ?????, ???????????? ??????????????? ???????????. ?????????? ????? ????? ???????? ??? ??????? ?? ????????. ??? ???? ??????? ?????? ???????? ???? ?? ?????? ? ?????????? ?????????? ???????? ????????, ?? ? ????????????? ??? ?????????? [5, ?. 89].????? ????? ???????? ? ??????? ??????????? ??????? ?? ?????????: ?? ?? ???????? ?? ?? ????????? ? ??? ?? ? ???? ?? ??????????. ?? ??? ????? 2-?? ?????? ????? ?? ???????? ?? ??????????????, ??????? ????? ??????? ????????: ?? ???????? ????????? ?????? ??????????, ???????? ??????? ???????? ????????. ??????? ?? ????????? ? ????????? ?????? ??? ?? ???????? ???? ? ???????? ???????????? ?? ?????? ????????????.????? ???????? ?????????? ?????????? ???????? ????? ?????????????? ?????? ??? ?.?. ??????, ?????? ???? ? ????-??????. ??? ??? ?? ????? (??? ????? ????????) ???????? ? ??????, ????? ??????? ? ????? ???????. ??? ?? ??????????? ??????????, ???????? ?? ???????? ??????????, ????????? ???????? ? ?????????? ?????? ??????????. ??????????? ?????????? ?????????? ??????????? ?? ?????? ????????? ???????? ?????????? ????????, ??? ??????????? ? ????????? (?? ??????????? ? ?????? ??????, ?????????? ?? ?? ?????, ???????? ? ?????? ???????? ????? ? ???????? ???????????????? ???????), ?????????? ??????? ??ۻ, ????????????? ? ?????????? ??????????? [7, ?. 56].Таким образом, психологи выделяют разные виды депривации и все виды депривации несут пагубные последствия и, в конечном итоге, выливаются в социодепривацию. Неуверенность, тревожность, депрессия, страх, задержка интеллектуального развития – наиболее характерные черты депривационного синдрома.
2. Особенности психического развития ребенка в условиях социально-психологической депривации ????????? ????????? ????? ? ??????????? ????????? ??????? ??????? ????????????? ??? ??????? ?????????-??????????????? ??????????. ??????? ? ????? ???????, ??? ?????????????? ? ??????? ??? ????? ?? ????? ???? ???????????. ????????? ??????? ????????????? ???????? ?????????? ??????????? ???????? ? ????. ???????? ???????, ? ???????????? ????????? ???????? ???????? ???????? ???????? ??? ??????????? ? ???????????? ????????????.????????, ??? ??????? ?????????? ???????. ?????? ???? ??????? ?????? ??????? ??????? ?? ????????? ??? ?? ?????????? ??? ??? ???????????? ???????????? ????????, ??? ???????????? ?????????? ??? ????????. ??????? ???????? ????? ?????????? ? ???????? ??????? ??????????? ?????????????? ??????? ??????? ?? ???????? ???????? ? ???????? ??? ??????????? ???????????? ?????????? ??????? [1, ?. 114].В условиях социально-психологической депривации, дети имеют целый ряд личностных особенностей, в частности, они не усваивают навыков продуктивного общения при наличии ярко выраженной потребности в любви и внимании; не умеют налаживать общение с окружающими. В силу неправильного и недостаточного опыта общения дети часто занимают по отношению к другим людям агрессивно-негативную позицию. Эмоционально нестабильное положение ребенка, ведет к нарушению аффективно-личностных отношений [7, с. 121].
По данным М.И. Лисиной, дети первого года жизни, в ситуации социально-психологической депривации, вялы, апатичны, лишены жизнерадостности, у них снижена познавательная активность, упрощены эмоциональные проявления, предличностные образования или внутренние структуры, которые ложатся в основу формирования личности, деформированы. У них не возникает привязанности к взрослому, они печальны и пассивны; у детей дошкольного возраста специфические условия социально-психологической депривации приводят к вынужденной поверхностности чувств, эмоциональной недостаточности [2, с. 167]
В исследованиях И.А. Залысиной, показано, что у детей дошкольного возраста имеются нарушения в личностном общении, в основе которого лежит потребность во взаимопонимании и сопереживании; для них характерна сниженная эмоциональность, активность в общении, скупость выражения своих переживаний [3, с. 134].
По данным исследования Рыжиковой, эмоциональные реакции дошкольников и младших школьников в условиях социально-психологической депривации отличаются более высокой напряженностью, аффективными срывами, большим накалом эмоциональной фрустрации, выражающихся в агрессии. Условия социально-психологической депривации (ограниченность эмоционально-идентификационных отношений с ребенком) выступают как неблагоприятные для развития сопереживания, не способствующие реализации потребности ребенка в признании взрослыми и сверстниками. Дети, испытывающие депривацию, приходя в школу неспособны находить выход из конфликтных ситуаций, у них преобладают экстрапунитивные реакции по типу самозащитных: враждебность, агрессивность по отношению к окружающим [9, с. 96].
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--