Контрольная работа: Психика, ее структура. Личность и развитие. Мораль и нравственность

Психика

Психика (от др.-греч. {, ψυχή} «дыхание, душа») – особая сторона жизнедеятельности животных и человека и их взаимодействия с окружающей средой; способность активного отражения реальности или совокупность душевных процессов и явлений (восприятие информации, субъективные ощущения, эмоции, память и т.п.). Психика находится во взаимодействии с соматическими (телесными) процессами. Психика оценивается по ряду параметров: целостность, активность, развитие, саморегуляция, коммуникативность, адаптация и т.д. Психика проявляется на определённой ступени биологической эволюции. Человеку присуща высшая форма психики – сознание. Изучением психики в основном занимаются науки психология, нейрофизиология, психиатрия. – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отображении субъектом объективного мира, построении неотчуждаемой от него субъективной картины этого мира и регулировании на этой основе своего поведения и деятельности.

Структура – в структурной схеме психики выделены три уровня: сознательный, подсознательный и бессознательный. З. Фрейд сравнил сознание с айсбергом, на 9/10 погруженным в море бессознательного. Но скорее его можно изобразить в виде острова, погруженного в море неосознаваемого. Внизу следует поместить механизмы неосознаваемые сознательных действий: это – технические исполнители, «чернорабочие» сознания, многие из них образуются путем передачи функций сознания на неосознаваемые уровни. На одном уровне с процессами сознания можно поместить побудители неосознаваемые сознательных действий. Они того же ранга, что и осознаваемые побудители, но качественно отличаются тем, что вытеснены из сознания, эмоционально заряжены и временами порываются в сознание в особой символической форме. Наконец, процессы надсознательные находятся над «островом»: они развертываются в форме длительной и напряженной работы сознания, результат коей некий интегральный итог – возвращается в сознание как новая творческая идея, новые отношения, чувство или жизненная установка, – и меняет дальнейшее течение сознания.

Высшие психические функции – прижизненно формирующиеся под воздействием внешних средств, прежде всего речи, сложные психические процессы. Первоначально высшие психические функции существуют как форма взаимодействия между людьми и лишь позже – как полностью внутренний процесс. Превращение внешних средств осуществления психического процесса во внутренний носит название интериоризации. Сначала – это развернутая внешне предметная деятельность, затем появляются умственные действия. Высшим психическим функциям свойственны: опосредованность, произвольность, осознанность, пластичность. В основе теории высших психических функций лежит положение марксизма об общественно-историческом происхождении психики человека. Эта теория уязвима в том отношении, что в ней отделены генетический и социальный факторы развития психики, которые в единстве обусловливают возможность спонтанного, изнутри детерминированного формирования воображения, внимания, произвольного запоминания и других психических процессов.

Личность, индивид, индивидуальность

Личность (Person; Personlichkeit) – аспекты или ипостаси души, обитающей в действительном мире; для развивающейся личности существенным является отделение от коллективных ценностей, в частности от унаследованных или уже реализованных персоной.

Личность – феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Структура личности – целостное системное образование, совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий индивида, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как поведение сознательного субъекта деятельности и общения. Личность – саморегулируемая динамическая функциональная система непрерывно взаимодействующих между собой свойств, отношений и действий, складывающихся в процессе онтогенеза человека. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других. В широком, традиционном смысле – личность, это индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В структуру личности входят и все психологические характеристики человека, и все морфофизиологические особенности его организма – вплоть до особенностей обмена веществ. Популярность и стойкость такого расширенного понимания в литературе, видимо, объясняется его сходством с обыденным значением этого слова. В узком смысле – определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формируемое в деятельности совместной и общении.

Индивид, индивидуальное (Individ; Individual) – единичное, ни на кого не похожее существо. Отличается от существа коллективного.

Индивид (индивидуум) – согласно А.Н. Леонтьеву – об индивиде говорят, когда рассматривают человека как представителя hominis sapientis. В понятии выражаются по крайней мере, два основных признака:

1) неделимость, или целостность субъекта;

2) наличие у него особенных – индивидуальных – свойств, отличающих его от других представителей того же вида. Человек (и животное) рождается индивидом. Он имеет свой генотип. Индивидуальные гонотипические свойства в ходе жизни развиваются и преобразуются, становятся фенотипическими. Как индивиды, люди отличаются друг от друга не только морфофизиологическими особенностями, но и психологическими свойствами – способностями, темпераментом, эмоциональностью. 1. Человек как единичное природное существо, продукт развития филогенетического и онтогенетического, единства врожденного и приобретенного (-> генотип; фенотип), носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и пр.). 2. Отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами. Оба значения термина взаимосвязаны и описывают человека в аспекте его отдельности и обособленности. Самые общие характеристики индивида:

1) целостность психофизиологической организации; этот признак указывает на системность связей между многообразными функциями и механизмами, реализующими жизненные отношения индивида;

2) устойчивость во взаимодействии с внешним миром; определяет собой сохранность основных отношений индивида к действительности, предполагая, однако существование моментов пластичности, гибкости, вариативности;

3) активность – обеспечивая способность индивида к самоизменению, диалектически сочетает зависимость от ситуации с преодолением ее непосредственных воздействий.

Индивидуальность (Individuality; Individualist) – качества или характеристики, отличающие одну личность от другой, – любое психологическое своеобразие и особенность индивида (см. также индивид).

Индивидуальность – 1. Человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость. Проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, качеств процессов перцептивных (-> восприятие) и интеллекта, потребностей и способностей индивида. С позиций материализма, предпосылка формирования человеческой индивидуальности – анатомо-физиологические задатки, кои преобразуются в ходе воспитания, имеющего общественно обусловленный характер, порождая широкую вариативность проявлений индивидуальности. 2. Понятие психологии экспериментальной, означающее уникальный набор более или менее стандартных психологических качеств, свойственных отдельному человеку.

Социализация – пропитывание человека обществом. Процесс усвоения индивидом окружающих его образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков. Социализация позволяет обществу получить адекватного человека, а человеку позволяет успешно функционировать в данном обществе. Социализация происходит как стихийно (за счёт инстинкта подражания, а также за счёт восприятия одобрения / неодобрения окружающих), так и целенаправленно (воспитание, обучение, реклама, пропаганда). Некоторые называют это «социальным программированием». Основные способы и механизмы социализации в детском возрасте – игра, подражание, стремление быть «как все». Одним из результатов социализации является то, что человек начинает рассматривать принятые в обществе взгляды как нечто само собой разумеющееся и не подлежащее сомнению.

http://www.psychologos.ru/index.php?title=%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F&action=edit&section=1Минусы социализации и что с этим делать

Социализация делает ребенка – человеком, но и она же может вместо личности сформировать из него бездумного винтика, массовую личность, живущую и думающую по шаблону. В социализации есть две стороны: что внушает (вставляет ребенку) общество и что делает с этим ребенок. Если в обществе – культура свободы, творчества и позитива, то такая социализация помогает ребенку стать свободным, творческим и позитивным, хотя бы ребенок к этому и не был изначально склонен. Если же общество (или конкретная семья) другие, с установками, например «не думай», «будь как все», «не высовывайся», «думай только о себе», «жизнь трудна», то это подталкивает ребенка к таким, малотворческим установкам. С другой стороны, дети рождаются очень разными. Если ребенок родился лидером, творческой личностью, он в любом обществе будет личностью, просто в разной степени и за разную цену (иногда за это приходится платить счастьем или жизнью). Если же ребенок родился ведомым, конформистом, склонным к шаблону и полениться (в том числе лениться думать), то трудно от него ожидать свободы творчества, если уж только сильно поднажать и заставить.

Развитие, воспитание, обучение

Развитие

1. Усиление, укрепление.

2. Доведение до некоей степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности и пр.

3. Доведение до некоей степени силы, мощи, совершенства; поднятие уровня чего-либо.

4. Развертывание чего-либо в широких пределах, с полной энергией.

5. Расширение, распространение, углубление содержания или применения чего-либо.

6. Процесс и результат перехода к новому, более совершенному качественному состоянию, от простого – к сложному, от низшего – к высшему.

Воспитание – Формирование, обучение кого-либо. Совокупность моральных, интеллектуальных и культурных приобретений человека. Самые важные и заметные компоненты воспитания мы получаем от родителей или от тех, кто их заменяет, а также от наших учителей и воспитателей. Влияние всех этих личностей играет доминирующую роль в формировании нашего способа мышления, действия, реагирования и даже поведения в продолжение всей жизни. Вырастая в семье, дети получают одинаковое воспитание, ведь одни и те же родители служат для них моделями. Почему же у детей бывает столь различное поведение? Это зависит от темперамента каждого индивида, а также от того, что каждому предстоит прожить и узнать в соответствии с его планом жизни . Необходимо усвоить, что воспитание составляет часть общего уклада жизни людей, явление такого же порядка, как и система ценностей, и изменяется по мере эволюции общества. Система воспитания (семейная или школьная) до сих пор, к сожалению, остается жестко контролирующей, властной , на грани авторитаризма. Не случайно современная молодежь так активно противится этой системе. НОВЫЕ дети, все новые личности не желают больше воспитываться в отжившей системе, которая уже не отвечает потребностям нашего времени. Они предпочитают получатьобразование . Они обожают учиться, но им необходимо чувствовать, что знания помогают в жизни и что никто им эти знания не навязывает. Новые дети обладают достаточно сильной способностью различения, чтобы понимать, что им полезно, а что нет. Мир взрослых, работающих в сфере воспитания (семья и школа), переживает сильный дефицит Доверия к современным детям. В действительности же воспитывать сегодня легче, чем в прежние времена. Если основываться на критериях новой эпохи – Эры Водолея , – все становится проще.

Духовность, нравственность, мораль

Мораль – понятие, посредством которого в мыслительном и практическом опыте людей вычленяются обычаи, законы, поступки, характеры, выражающие высшие ценности и долженствование, через которые человек проявляет себя как разумное, самосознательное и свободное создание (существо). В русской культуре были предложения вообще не использовать в русском языке слова «мораль», которое имеет иностранное происхождение, – оно происходит от латинского слова «moralis», что означает «нравственный». В современном русском языке и в современной этике обычно слова «нравственность» и «мораль» рассматривают как синонимы, или же специально оговаривают, если разделяют их по значению. Мораль есть совокупность ценностей добра и зла, а также соответствующих им форм сознания, отношений, действий.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 194
Бесплатно скачать Контрольная работа: Психика, ее структура. Личность и развитие. Мораль и нравственность