Контрольная работа: Психика как функция коры больших полушарий головного мозга

Содержание :

Введение

I. Психика как функция головного мозга

а) проблема соотношения психики и мозга

б) основные положения системной динамической локализации

высших психических функций (ВПФ)

в) структурно-функциональные принципы работы мозга

II. Характеристика сознания человека:

а) понятие «сознание»;

б) основные характеристики сознания

Заключение

Литература


Введение

Наивысшей, свойственной только человеку функцией головного мозга, выражающейся в целенаправленном отражении мира, предварительном построении действий, предвидении их результатов, регулировании взаимоотношений человека со средой и познании мира является сознание. Прежде чем дать характеристику главной функции головного мозга, в данной работе рассмотрим понятия о психике, историю формирования и теории взаимосвязи психики и мозга; структурно-функциональные принципы работы мозга;


I . Психика как функция головного мозга

Первоначально раскроем понятие «психика» в общепсихологическом смысле.

Психика – высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем. На уровне человека психика приобретает качественно новый характер в силу того, что его биологическая природа преобразуется социально-культурными факторами, благодаря которым возникает внутренний план жизнедеятельности – сознание, а индивид становиться личностью[1] .

Знание о психике менялось на протяжении столетий, отражая достижения в исследованиях функции организма (как его телесного субъекта) и в понимании зависимости человека от социальной среды его активности. Это знание, осмысливаясь в различных идейных контекстах, служило предметом острых дискуссий, поскольку затрагивало коренные философские вопросы о месте человека в мироздании, о материальных и духовных основах его бытия. В течение многих веков психика обозначалась термином «душа», трактовка которой, в свою очередь, отразила расхождение в объяснении движущих сил, внутреннего плана и смысла человеческого поведения. Наряду с восходящим к Аристотелю пониманием души как формы существования живого тела сложилось направление, предсталяющее ее в образе бесплотной сущности, история и судьба которой, согласно различным религиозным вероучениям, зависит от внеземных начал.

а) Проблема соотношение психики и мозга

Проблема соотношения психики и мозга принадлежит к числу важнейших проблем естествознания. Долгое время мозг считался своеобразным «черным ящиком», а в сознании большинства людей принципиальное различие между душой и телом было незыблемо. Но постепенно мозг стали рассматривать как материальный субстрат психики, имеющий сложную организацию. Первые попытки представить психические процессы как функции определенных участков мозга предпринимались еще в средние века, когда философы и натуралисты считали возможным такие функции как воображение, мышление, память, в три мозговых желудочка. Но истинное исследование проблемы взаимосвязи мозга и психических функций началось в XIX в., и в настоящее время можно выделить четыре основных подхода, сложившееся в науке, которые по разному отвечали на главный вопрос: как же связны психические функции с мозгом. Это узкий локализационизм (или психоморфологическая концепция), антилокализационизм (или концепция эквипотенциальности), эклектическая концепция и теория системной локализации высших психических функций (ВПФ).

Появление узкого локализационизма связывают с именем известного австралийского анатома Френсиса Галя (1758-1828). Заметив, что отдельные заболевания связаны с повреждением тех или отдельных участков мозга, он предложил, что «сложные способности человека интимно связаны с отдельными, строго ограниченными участками мозга, которые, разрастаясь, образуют соответствующие выпуклости на черепе, позволяющие определить индивидуальные различия в способностях человека». Ф.Галль считал, что существуют определенные соотношения между особенностями психического склада людей и формой их черепа. Эту зависимость он объяснял различиями в интенсивности роста разных областей коры.

Сотрудник Галя Шпурцхейм распространял данные идеи под названием «френология» и добился их широкого признания. В первой четверти XIX в. Френология была популярна не меньше, чем сто лет спустя – психоанализ.

По сути это была первая попытка привязать конкретную функцию к строго ограниченному участку мозга, но к сожалению, теория не опиралась на серьезные исследования и подверглась обоснованной критике.

Коренной перелом в исследовании мозга наступил в 1861 г., когда французский анатом Поль Брока описал больного с грубыми нарушениями моторной речи (больной не мог произнести ни одного слова при полной сохранности движения губ, языка, гортани). Сделав после смерти больного вскрытие, он предположил, что дефект был вызван опухолью в задней трети лобной извилины левого полушария. Таким образом впервые клинически была доказана связь психической функции с определенным участком мозга. В 1873 г. немецкий психиатр Карл Вернике описал случай, когда поражение другого участка мозга (задней трети верхней височной извилины левого полушария) вызывало четкую картину нарушения понимания слышимой речи. В эти же годы были найдены «центр понятий», «центр письма», «центр ориентировки в пространстве». В 1934 году на материале черепно-мозговых ранений времен первой мировой войны К.Клеймен составил карту локализации психических функций.

Е.Д. Хомская выделяет основные положения узкого локализационизма:

- функция рассматривалась как неразложимая на компоненты психическая способность , которая соотносится с определенным участком мозга;

- мозг, в свою очередь, представляет собой совокупность различных «центров», каждый из которых целиком заведует определенной функцией;

- под локализацией понималось непосредственное наложение психического на морфологическое.

К сожалению, представители данного направления не могли объяснить известные клинические факты: почему при поражении отдельных участков мозга могли нарушаться одновременного несколько психических функций и почему одна и та же функция страдала при поражении разных участков.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 162
Бесплатно скачать Контрольная работа: Психика как функция коры больших полушарий головного мозга