Контрольная работа: Психограмма и профессиограмма государственного служащего
Содержание
Введение
1 Психологическая классификация профессий
1.1 Классификация по Д. Холланду
1.2.Классификация профессий по Е.А. Климову
3 Сущность профессиографии
4 Методы профессиографических исследований
5 Схема профессиограммы
5.1 Социальная и профессиографическая характеристика профессии
5.2 Психограмма
5.3 Заключение профессиограммы
6 Профессиограмма государственного служащего
6.1.Общая характеристика профессии
6. 2 Психограмма
7 Диагностика профессиональной направленности
Заключение
Литература
Приложения
Введение
В мире существует огромное количество профессий, они охватывают
различные сферы человеческой деятельности, постоянно изменяются
вместе с развитием общества, науки и техники, но при этом многие
профессии сохраняют свои главные признаки и сопровождают человечество в течение столетий. Актуальность данной работы обусловлена постоянным ростом требований организаций к профессиональным и личным качествам работников, возможностью проанализировать собственные профессиональные и личные качества как самостоятельно, так и с помощью специалистов, занимающихся составлением профессиограмм и психограмм.
Объект исследования – оценка профессиональных и личных качество специалистов предприятия.
Предмет – профессиограмма и психограмма специалиста.
Цель работы изучение составления профессиограммы и психограммы профессий на примере профессии государственного служащего.
В связи с поставленной целью нами были выполнены следующие задачи
- проведен анализ специализированной литературы в области составления психограмм,
- изучено составление профессиограммы и психограммы, их содержание,
- исследована профессия государственного служащего путем….
- проведено тестирование двух государственных служащих на предмет соответствия их профессиональных качеств предъявляемым требованиям,
- проведен анализ тестирования, выработаны рекомендации.
В работе рассмотрены вопросы составления профессиограммы: основные понятия, содержание профессиограммы, составлена профессиограмма госудасртвенного гражданского служащего.
1 Психологическая классификация профессий
«Профессия – это необходимая для общества, социально ценная и ограниченная вследствие разделения труда область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получать взамен затраченного труда необходимые средства его существования и развития» [3]. Уточняя это объемное определение, Е.А.Климов характеризует профессию как общность, деятельность, область проявления личности и как исторически развивающуюся систему.
Психологическая классификация профессий предназначена для профориентационной работы. Как уже было отмечено, мир профессий огромен и насчитывает чуть более 20 тыс. профессий и около 40 тыс. специальностей
Упорядочение этого многообразия возможно по различным критериям. Особенностью психологической классификации является отказ от социологических, экономических и технологических критериев. Психологическая классификация профессий должна обеспечивать валидную диагностику профессиональных интересов, склонностей и способностей. Отсюда возникает проблема нахождения психологических критериев, позволяющих объединить профессии в группы.
1.1 Классификация по Д. Холланду
Широкое распространение за рубежом получили классификации профессий на основе учета интересов, способностей личности и свойств темперамента, например классификация Дж.Холланда, разработанная в 1966 г., в которой выделены шесть профессионально ориентированных типов личности: реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный (ориентированный на общепринятые нормы и традиции), предпринимательский и художественный.
Каждый тип личности ориентирован на определенную профессиональную среду:
- реалистический тип – на создание материальных вещей, обслуживание технологических процессов и технических устройств,
- интеллектуальный – на умственный труд,
- социальный – на взаимодействие с социальной средой,
- конвенциональный – на четко структурированную деятельность,
- предпринимательский – на руководство людьми и бизнес,
- художественный – на творчество.
Модель любого типа личности конструируется по следующей схеме: цели, ценности, интересы, способности, предпочитаемые профессиональные роли, возможные достижения и карьера. Между типами возможны и взаимосвязи, которые представлены в таблице.
Таблица 1. Связь типа личности и типа профессиональной среды
Тип личности | Тип профессиональной среды | |||||
Р | И | С | К | П | Х | |
Реалистический (Р) | ++ | + | -- | + | - | - |
Интеллектуальный (И) | + | ++ | - | - | -- | + |
Социальный (С) | -- | - | ++ | - | + | + |
Конвенциональный (К) | + | - | - | ++ | + | - |
Предпринимательский (П) | - | -- | + | + | ++ | - |
Художественный (X) | - | + | + | -- | - | ++ |
В таблице приняты следующие условные обозначения:
«++» - тип личности очень хорошо приспособлен к окружающей среде;
«+» - тип личности хорошо приспособлен;
«-» - тип личности недостаточно приспособлен;
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--