Контрольная работа: Психологические средства стимулирования обучения и воспитания детей

Тема:

«Психологические средства стимулирования обучения и воспитания детей».

Выполнил: Ли-Ю-Кун В.М.

Ст-ка 3 курса ПМНО З.о.

6-и годичн.

Проверил: Пестерева О.А.

2008

План:

1. Проблема учебной мотивации в общепсихологическом контексте.

1.1 Структура мотивации.

1.2 Мотивация как динамический процесс.

2. Средства стимулирования обучения и воспитания детей.

2.1 Педагогическая оценка – основное средство стимулирования.

2.2 Возрастные особенности ребенка и педагогическая оценка.

3. Библиографический список.

1. Проблема учебной мотивации в общепсихологическом контексте.

Успехи в учении и воспитании детей прямо зависят от мотивации, т.е. от наличия значимых и действенных стимулов к усвоению знаний, к формированию умений и навыков, к приобретению определенных личностных качеств. Наличие способностей не является гарантией успехов ребенка, так как при отсутствии должной мотивации он по собственной инициативе не будет включаться ни в учебную деятельность, ни в общение и, следовательно, будет мало участвовать в тех видах социальной активности, которые ведут за собой его психологическое развитие. Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которые используются для объяснения движущих сил поведения, деятельности, в том числе и учебной.

Проблеме мотивации посвящены работы многих отечественных и зарубежных психологов: Б.Г. Ананьева, М. Аргайла, Л.И. Божович, К. Левина, А. Маслоу, З. Фрейда, В.Э. Чудновского, П.М. Якобсона и др.

Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусловливают множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, методов изучения. Исследователи определяют мотивацию и как один конкретный мотив, и как единую систему мотивов, и как особую сферу, включающую в себя потребности, мотивы, цели, интересы в их сложном взаимодействии.

Понятие мотив связывается с потребностью, переживанием потребности и ее удовлетворением или с предметом потребности.

Более широким является понятие мотивация, которая в наиболее общем смысле рассматривается как внутреннее состояние организма, побуждающее его вести себя определенным образом. В отечественной психологии мотивация рассматривается как сложный многоуровневый регулятор жизнедеятельности человека – его поведения, деятельности. Высшим уровнем этой регуляции выступает сознательно-волевой уровень.

Самым широким является понятие мотивационной сферы, включающее аффективную и волевую сферы личности, переживание удовлетворения потребности. Мотивационная сфера понимается как стержень личности, к которому «стягиваются» такие ее свойства, как направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально- психологические характеристики.

1.1 Структура мотивации.

Мотивацию принято рассматривать как сложную многоуровневую систему с иерархизированными структурами.

Существенным для исследования структуры мотивации оказалось выделение Б.И. Додоновым четырех компонентов:

1. удовольствия от самой деятельности;

2. значимости для личности непосредственного ее результата;

3. «мотивирующей» силы вознаграждения за деятельность;

4. принуждающего давления на личность;

Первый структурный компонент условно назван «гедонической» составляющей мотивации, остальные три – ее целевыми составляющими. Вместе с тем первый и второй выявляют направленность, ориентацию на саму деятельность (ее процесс и результат), являясь внутренними по отношению к ней, а третий и четвертый фиксируют внешние факторы воздействия.

1.2. Мотивация как динамический процесс.

Если рассматривать мотивацию как динамический процесс формирования мотива (как основание поступка), то теоретически она может быть представлена в виде шести следующих одна за другой стадий.

Первая стадия – возникновение потребностей. Она проявляется в виде того, что человек начинает ощущать нехватку чего-либо. В конкретное время она начинает «требовать» от него, чтобы он нашел возможность и предпринял какие-то шаги для ее устранения.

Вторая стадия – поиск путей устранения потребности. Раз она возникла и создает проблемы для человека, то он начинает искать возможности устранить ее: удовлетворить, подавить, не замечать.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 313
Бесплатно скачать Контрольная работа: Психологические средства стимулирования обучения и воспитания детей