Контрольная работа: Психология предпринимательской деятельности

1. Сравнительный анализ понятий «бизнес» и «предприниматель». 3

2. Типы групповых взаимоотношений и их особенности. 5

3. Внутренняя среда организации. 8

Литература. 14

1. Сравнительный анализ понятий «бизнес» и «предприниматель»

Понятийный аппарат у нас обновляется, много новых и забытых старых терминов устойчиво входят в оборот: предприниматель, бизнес, коммерция, биржа, аудит, маркетинг, менеджмент, приватизация, консалтинг, дилер, брокер и т.д., и т.п. Часто трудно во всем этом разобраться.

Давайте попробуем разграничить хотя бы три базовых понятия: деятельность (деятель), бизнес (бизнесмен), предпринимательство (предприниматель).

Легче всего начать со среднего понятия БИЗНЕС, потому что его содержание, цель, направленность достаточно однозначно определяются и в отечественной, и в зарубежной литературе: бизнес - это деятельность во имя прибыли, цель бизнеса - прибыль. Уже здесь можно сделать важный вывод: бизнес - это вторичное, производное образование по отношению к деятельности. Может быть деятельность и не во имя прибыли. Но не может быть бизнеса без деятельности.

Деятельность любого типа: педагогическая, торговая, спортивная, научная, художественная, производственная, медицинская, коммерческая, финансовая, строительная, токарная и пр. - своей прямой, непосредственной целью имеет создание специфического для нее продукта (обученного ученика, проданного товара, спортивного результата, художественного произведения, научной статьи и т.д.). Соображения прибыли здесь отсутствуют.

Деятельность совершается во имя продукта деятельности и подчиняется принципу “мини-макса”: достижение максимального результата при минимальных затратах.

Если в ходе деятельности субъект, деятель ставит задачу извлечения прибыли, получения прибыли за счет результата, на базе полученного результата, то деятельность превращается в бизнес: создание художественного произведения для его продажи с целью прибыли, создание научной статьи для ее публикации с целью получения гонорара, педагогическое репетиторство для получения денег, достижение спортивного результата (рекорда) для получения денежной награды (забитый гол не ради гола, а ради 1 миллиона долларов).

Бизнес можно осуществлять на базе любой деятельности. Деятель превращается в бизнесмена. Результат деятельности трансформируется в результат бизнеса - прибыль. Над деятельностью (первая “матрешка”) надстраивается бизнес (вторая “матрешка”).

Но бизнес-деятель может выходить за свои границы, ставить иные цели, кроме прибыли: использование прибыли для благотворительных, гуманитарных, социально значимых целей. Вот тогда бизнес превращается в предпринимательство, бизнесмен становится предпринимателем. Об этом говорит опыт отечественной истории: С.Морозов, братья Третьяковы, Рукавишников, Башкиров и др. Все они:

1-совершали деятельность,

2- для получения прибыли

и 3- использования ее в общественных, государственных, благотворительных целях.

И сегодня у нас в стране и в Н.Новгороде появляется плеяда подобных новых предпринимателей (над второй “матрешкой” - бизнес надстраивается третья - предпринимательство).

Итак, имеем 3 шага движения:

Деятельность - Бизнес - Предпринимательство”;

“Результат - Прибыль - Социальное благо”;

“Деятель - Бизнесмен - Предприниматель”.

Из этого могут следовать и важные выводы о характере социальных отношений, о сотрудничестве или противостоянии, о партнерских или конфликтных отношениях между всеми 3 агентами, субъектами.

В системе “Деятель - Бизнесмен” общим является заинтересованность в качественном результате: для деятеля это дело чести, для бизнесмена это гарантия получения высокой прибыли. Различие, доходящее до противоречия, состоит в том, что для деятеля результат его работы самоценен, а для бизнесмена - это лишь средство, начальный пункт движения для получения прибыли. Важно понять, что деятель и бизнесмен могут существовать только раздельно (два человека, две организации), но и как две функции одного субъекта (ученый как деятель и как бизнесмен, инженер как деятель и как бизнесмен и т.д.). Поэтому противоречие между двумя функциями может принимать вид внешнего противоречия (два субъекта, два человека, две организации) и внутреннего (в структуре, в раздвоенности сознания одного человека). Социальная психология, социальная конфликтология и призваны анализировать все эти типы и виды отношений.

В системе “Деятель - Предприниматель” общим тоже является заинтересованность в качественном результате, но цель деятеля и цель предпринимателя в принципе аналогичны по своей природе: социальный эффект, социальное благо, общественная полезность. Поэтому деятель и предприниматель быстрее могут находить общий язык, общее понимание вплоть до консенсуса, что мы и видим в истории предпринимательства в России.

Противоречивые отношения между ними связаны с понятием прибыли, ее размерами, ее распределением, но два аспекта общности (результат и социальное благо) позволяют и здесь находить, по крайней мере, компромисс.

В системе “Бизнесмен - Предприниматель” общим является заинтересованность в получении максимальной прибыли, а различия и противоречия возникают по поводу объема и распределения ее.

В конечном счете, в перспективе деятельность смыкается с предпринимательством: при разорении предприниматель превращается в простого субъекта деятельности (учитель, инженер, врач, ученый, дворник, шофер и пр.), а деятель при ЗАСЛУЖЕННОМ вознаграждении его за труд может стать предпринимателем, минуя уровень бизнесмена (Д - П).

2. Типы групповых взаимоотношений и их особенности

Данный вопрос предполагается рассмотреть с позиций функционирования японских и американских компаний, как наиболее ярких представителей противоположных организационных культур.

Исследования в этом направлении свидетельствуют о следующем[1] . Согласно основного постулата о том, что культурные традиции определяют тип групповых взаимоотношений, различают два их вида:

(1) Горизонтальные взаимоотношения. Они представляют собой совокупность индивидов, которые обладают общими чертами (например, некоторые категории артистов, преподавателей, инженеров) и образуют группу в работе по горизонтальному принципу. В этом случае каждому, находящемуся вне группы, достаточно очевидно, является ли тот или иной человек членом группы или нет.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 185
Бесплатно скачать Контрольная работа: Психология предпринимательской деятельности