Контрольная работа: Психология развития личности
Введение ........................................................................................................... 2
Многозначность понимания личности в современной психологии ……...... 2
Личность как «система мотивов» ............................................................... 4
Личность как «самосознание» ................................................................... 4
Личность как способность к творческим проявлениям и творческим деяниям5
Личность с позиций системного подхода .................................................. 7
Заключение ............................................................................................... 7
Список использованной литературы .......................................................... 8
Введение
Психология личности стала экспериментальной наукой в первые десятилетия нашего века. Её становление связано с именами таких учёных, как А.Ф. Лазурский, Р. Кеттел, Г. Олпорт, который выделил различные аспекты рассмотрения личности: теологический, философский, юридический, социологический, поведенческий и собственно психологический. В конце 30-х годов нашего века в психологии личности началась активная дифференциация направлений исследований. В результате ко второй половине нашего века сложилось много различных подходов и теорий личности.
В психологической науке категория «личность» относится к числу базовых понятий. Но понятие «личность» не является сугубо психологическим и изучается всеми общественными науками, в том числе философией, социологией, педагогикой и др. В философии личность как таковая не рассматривается. Ею надо стать. В социологии – личность – совокупность статусно-ролевых характеристик. Личность – это автономная система, которая может быть независима от общества. Эта независимость проявляется в собственном мировоззрении личности, в её самосознании. Каждое из определений личности, имеющихся в научной литературе, подкреплено экспериментальными исследованиями и теоретическими обоснованиями и поэтому заслуживает того, чтобы его учесть при рассмотрении понятия «личность».
Многозначность понимания личности в современной психологии
В психологической науке личностью называют не того человека, который существенно отличается от других, заметен и одарён, но любого человека с определённого возраста. Психология рассматривает личность как психологическую характеристику человека, который вступает в социальные связи и владеет речью. Научная психология называет личность некоторой целостностью, которая присуща человеку с определённого возраста и возникает в ходе его взаимодействия с социальными условиями, с другими людьми. В психологии имеются разные подходы к изучению личности. Определений личности столько же, сколько и попыток описать личность. Хотя понятие личности – проблема науки, однако, понять личность не означает логически определить. На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по-разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счёт проявляется сложность самого феномена личности. Каждое из определений личности, имеющихся в литературе, заслуживает того, чтобы учесть его в поисках глобального определения личности. Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных приобретённых качеств. Это значит, что к числу личностных не относятся такие особенности человека, генотипически или физиологически обусловлены, никак не зависят от жизни в обществе. Во многих определениях личности подчёркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль деятельности, за исключением тех, которые проявляются в отношениях к людям, в обществе. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки. Итак, что же такое личность? Личность-это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. Личность-это целостная организация психических свойств, сложившаяся у него в ходе усвоения им общественного опыта и имеющая следующие признаки:
· Человек обнаруживает себя как инициативный, активный представитель определённого сообщества, способный руководствоваться целями и интересами широкой общности людей.
· Человек оказывается определённо ценным или вредоносным с позиций своей социальной группы и, возможно, других групп, оказывается предметом определённой моральной оценки.
· Человек, будучи социально типичным субъектом деятельности, проявляет себя в индивидуально-своеобразной форме поведения, поступков, деятельности, включая её процессы и результаты.
Указанные признаки - общие проявления того, что мы называем личностью. Психология личности, как отрасль общей психологии, обращается к методологическим основаниям построения различных теорий личности, выделяя в них общие компоненты. Среди них следующие:
· Структура или устойчивые качества в психологической реальности человека;
· Мотивы и потребности как источники индивидуальной активности;
· Развитие личности или возможности её качественного изменения под влиянием воздействия разных факторов;
· Понятие о норме и патологии психической реальности как обоснование возможностей воздействия человека на человека;
· Понятие о психическом здоровье как ответственности человека за осуществление собственной жизни.
В современной психологической науке широко используются идеи о появлении и функционировании личностных качеств человека, разработанные З. Фрейдом, А. Маслоу, Э. Берном, К. Юнгом и многими другими авторами.
Давайте рассмотрим психологическую сущность личности в табличном виде:
ЧЕЛОВЕК |
Биологическое существо, наделённое сознанием, обладающее речью, способностью трудиться, познавать окружающий мир. | Общественное (социальное) существо, способное понять себя и других людей, жить интересами блага для себя и других, удовлетворять духовные потребности. |
ЛИЧНОСТЬ |
Индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности |
Личность как «система мотивов»
Мотив – это мысли, стремления, чувства человека, связанные с сознанием тех или иных потребностей, побуждающие его к деятельности. А вот, мотивацией называют процесс внутреннего управления поведением человека, включающий совокупность мотивов, поддерживающих и направляющих, т. е определяющих поведение.
В психологии существует несколько взглядов на сущность мотива как психологического феномена. Мотив рассматривают в следующих ракурсах:
1. Мотив как побуждение, потребность.
2. Мотив как цель, предмет удовлетворения потребности.
3. Мотив как намерение.
4. Мотив как свойство личности.
5. Мотив как состояние.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--