Контрольная работа: Психология семьи
1. Межличностные эмоциональные отношения и их виды
2. Компоненты и виды любви по Э Фромму
3. Эмоциональная близость и причины избегания эмоциональной близости
4. Динамики любви
5. Состояние влюбленности и ее отличие от любви
6. Закономерности выбора партнера
7. Понятие семьи, типы семей
8. Типы дисфункциональных семей
9. Стадии жизненного цикла семьи
10. Задачи и проблемы семьи на разных стадиях
11. Конфликты в семье
12. Взаимоотношения между супругами и старшими родителями (бабушками, дедушками)
13. Взаимоотношения между детьми в семье
14. Формирование личности ребенка в семье
15. Стили семейного воспитания
16. Завершение эмоциональных отношений
Список литературы
1. Межличностные эмоциональные отношения и их виды
Семьи без межличностных эмоциональных отношений не бывает. В лучшем случаетакую семью можно назвать деловым партнерством по совместной эксплуатации жилья и обучению детей социальным навыкам.
Воспитание детей и семейные отношения основаны на чувствах. Именно эмоциональные отношения между членами семьи создают почву для уверенности в себе и удовлетворенности своей частной жизнью.
Что-либо чувствовать – это качество, которое человека делает человеком. Чувства бывают разные – положительные и негативные, сильные и слабые, крепкие и мимолетные. Что-либо чувствовать – это не стыдно, это присуще любому человеку[1] .
Конечно, одни и те же события или действия у разных людей вызывают разные чувства. В этом тоже нет ничего удивительного. Именно это делает нашу жизнь насыщенной и интересной. Именно это дает нам надежду на удовлетворение одной из главных потребностей человека – потребности в эмоциональном контакте. Из этого эмоционального контакта вырастают межличностные отношения. В отсутствии эмоционального контакта межличностные отношения сохнут и умирают.
Эмоциональные отношения психологи представляют на два вида, на одном полюсе которой стоят максимально близкие, теплые, доброжелательные отношения (любовь), а на другом - далекие, холодные и враждебные. В случае применительно к воспитанию детей основными средствами воспитания являются внимание и поощрение, во втором - строгость и наказание. Ребенок, лишенный сильных и недвусмысленных доказательств родительской любви, имеет меньше шансов на высокое самоуважение, теплые и дружественные отношения с другими людьми и устойчивый положительный образ «Я». Изучение юношей и взрослых, страдающих психофизиологическими и психосоматическими нарушениями, невротическими расстройствами, трудностями в общении, умственной деятельности или учебе, показывает, что все эти явления значительно чаще наблюдаются у тех, кому в детстве недоставало родительского внимания и тепла.
2. Компоненты и виды любви по Э Фромму
В книге “Искусство любви” известный философ Эрих Фромм. пишет: «Любовь - не сентиментальное чувство, испытать которое может всякий человек независимо от уровня достигнутой им зрелости.
В своей работе Фромм выделяет пять компонентов, присущих каждому виду любви[2] . Это давание, забота, ответственность. уважение и знание. Способность любви давать предполагает достижение “высокого уровня продуктивной ориентации”, в которой человек преодолевает нарциссистское желание эксплуатировать других и накоплять и приобретает веру в свои собственные человеческие силы, отвагу полагаться на самого себя в достижении своих целей. “ Чем более недостает человеку этих черт, тем более он боится отдавать себя, - и, значит, любить “, - считает Фромм. То, что любовь означает заботу, наиболее очевидно в любви матери к своему ребенку. Никакое ее заверение в любви не убедит нас, если мы увидим отсутствие у нее заботы о ребенке, если она пренебрегает кормлением, не купает его, не старается полностью его обиходить, но когда мы видим ее заботу о ребенке, мы всецело верим в ее любовь. “ Любовь - это активная заинтересованность в жизни и развитии того, что мы любим “. Другой аспект любви - ответственность - есть ответ на выраженные или невыраженные потребности человеческого существа. Быть “ответственным” значит быть в состоянии и готовности “отвечать”. Любящий человек чувствует ответственность за своих ближних, как он чувствует ответственность за самого себя. В любви между взрослыми людьми ответственность касается, главным образом, психических потребностей другого человека. Ответственность могла бы легко вырождаться в желание превосходства и господства, если бы не было уважения в любви. “Уважение - это не страх и благоговение, это способность видеть человека таким, каков он есть, осознавать его уникальную индивидуальность”. Таким образом, уважение предполагает отсутствие эксплуатации. Уважать человека невозможно, не зная его: забота и ответственность были бы слепы, если бы их не направляло знание “. Фромм рассматривал любовь как один из путей познания “тайны человека”, а знание - как аспект любви, являющийся инструментом этого познания, позволяющий проникнуть в самую суть.
Существует несколько видов любви, которые Фромм называет “объектами”: братская любовь, материнская любовь, эротическая любовь, любовь к себе и любовь к Богу.[3]
Под братской любовью Фромм понимает любовь между равными, которая основывается на чувстве, что все мы - одно. “ Любовь начинает проявляться только когда мы любим тех, кого не можем использовать в своих целях, “ - пишет Фромм.
Материнская любовь, которую я бы назвала любовью родительской, не деля ее на любовь отца и любовь матери; по Фромму, - это любовь к беспомощному существу.
Эротическая любовь, как то, что наиболее часто мы подразумеваем под словом “любовь” будет рассмотрена ниже.
О любви к себе Э.Фромм говорит как о чувстве, не испытывая которого, невозможно любить кого-то другого.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--