Контрольная работа: Психология стресса 2

Введение................................................................................................................ 2

1. Современные теории и модели стресса. Классификация видов стресса: по стрессору, по продолжительности....................................................................... 3

2. Разработка Программы профилактики организационного стресса для конкретной должности.............................................................................................................. 6

Заключение............................................................................................................ 15

Список литературы............................................................................................... 16

Введение

Одним из наиболее распространенных в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «факторы риска» при проявлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.

В переводе с английского стресс — это давление, нажим, напряжение, а дистресс — горе, несчастье, недомогание, нужда. По словам Г. Селье, стресс есть неспецифический (т. е. один и тот же на различные воздействия) ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться е ней. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса. При этом, как отмечает Г. Селье, не имеет значения, приятна иди неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации.

Цель данной работы – рассмотреть современные теории и модели стресса; классифицировать виды стресса.

1. Современные теории и модели стресса. Классификация видов стресса: по стрессору, по продолжительности

В специализированной литературе можно встретить три различных подхода к определению и изучению стресса. Первый подход рассматривает профессиональный стресс как создающую негативное отношение или отрицательную характеристику трудовой среды и трактует его как независимую переменную – экзогенную причину нарушения здоровья. Это так называемый инженерный подход.

Второй подход определяет стресс в терминах физиологических последствий широкого ряда защитных и отрицательных стимулов. Он трактует стресс как зависимую переменную – как физиологический ответ на опасную среду. Этот подход получил название физиологического. Третий подход рассматривает профессиональный стресс в условиях динамичного взаимодействия человека и его рабочей среды. Это психологический подход[1] .

В современной теории стресса встречаются различные варианты психологического подхода, которые можно отнести к двум типам: интерактивному и транзакционному. Интерактивные модели фокусируются главным образом на структурных особенностях взаимодействия персоны со средой, а транзакционные - в большей степени связаны с познавательными характеристиками и способностями и представляют собой развитие интерактивных моделей.

Подобные теории могут быть использованы для установления связи между опытом и воздействием рабочего стресса и причинением вреда здоровью, а также выработки подхода к управлению рабочим стрессом на основе применения «контрольного цикла», который представляет постоянно функционирующую систему решения проблем для повышения стрессоустойчивости персонала и организаций и уже доказал свою эффективность.

Любой стресс можно рассматривать, как растение-паразит, корни которого – причины, или стрессоры, стебель – физиологическое и психологическое напряжение, листья – симптомы, а плоды – болезни. Стрессоры бывают физиологическими (например, повышенная геомагнитная активность, недостаток кислорода в помещении) и психологическими. Последние являются производными от ситуации и отношения человека к ней[2] .

Большинство современных теорий стресса делают поправку на индивидуальные различия в опыте стресса и на то, как и насколько хорошо человек справляется с ним. Исследователи полагают, что трудно установить прямую связь между рабочими характеристиками и здоровьем индивида, однако опыт стресса частично зависит от индивидуальных способностей человека справляться с требованиями, предъявляемыми его работой, а также от способов, которыми человек справляется с ними, и организационных контроля и поддержки.

Некоторые характерные симптомы стресса

Физиологические: стойкие головные боли, неопределенные боли, нарушение пищеварения, спазматические, резкие боли в животе, учащенные и аритмические сердцебиения, чувство нехватки воздуха на вдохе, подверженность аллергии, частые простудные заболевания, грипп, инфекции, быстрое увеличение или потеря веса тела, частые боли в шее и спине, чувство комка в горле, падение остроты зрения.

Интеллектуальные: нерешительность, ослабление памяти, ухудшение концентрации внимания, повышенная отвлекаемость, кошмары, ошибочные действия, потеря инициативы, постоянные негативные мысли, нарушение суждений, спутанное мышление, импульсивность мышления, поспешные решения. Эмоциональные: раздражительность, беспокойство, подозрительность, мрачное настроение, депрессия, суетливость, ощущение напряжения, истощенность, подверженность приступам гнева, циничный и неуместный юмор, ощущение нервозности, боязливости, тревоги, потеря уверенности, уменьшение удовлетворенности жизнью, чувство отчужденности, сниженная самооценка, неудовлетворенность работой.

Поведенческие: потеря аппетита или переедание, нарушение речи, дрожание голоса, плохое распределение времени, избегание поддержки, неухоженность, антисоциальное поведение, лживость, низкая продуктивность, нарушения сна или бессонница, более интенсивное курение и употребление алкоголя, доделывание работы дома.

Таким образом, на сегодня существует большое количество факторов, которые имеют потенциал для возникновения профессионального стресса, наиболее распространенные из них:

Рост ответственности

Недо- и перегруженность работой

Размытые обязанности, границы полномочий и ответственность

Недоступность необходимых для работы ресурсов

Рутинная работа

Отсутствие инструктажа

Отсутствие профессионального общения

Вызывающее стресс поведение других сотрудников

Высокий уровень стресса у руководителя

Стрессогенная внутрифирменная политика и стиль менеджмента

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 220
Бесплатно скачать Контрольная работа: Психология стресса 2