Контрольная работа: Психология учебно-познавательной деятельности
Содержание
Тема 1. Основные психологические подходы к пониманию взаимосвязи между обучением и развитием
Тема 1. Основные психологические подходы к пониманию взаимосвязи между обучением и развитием
1.1 В чем заключается разница между понятиями "Учение - научение".
1.2 В чем заключается соотношение обучения и развития?
1.3 Что является предметным содержанием учебной деятельности?
1.4 Каковы структурные элементы учебной деятельности?
1.5 Какая связь между контролем, оценкой учителя и самоконтролем и самооценкой обучающегося?
Тема 2. Психологические теории учебной деятельности
2.1 Специфика формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте
2.2 Развивающее обучение: основные характеристики
2.3 Характеристика основных новообразований младшего школьного возраста
Тема 3. Роль учителя в организации и развитии учебно-познавательной деятельности
3.1 Что такого особенного может дать ребенку сверстник, чего никогда не даст взрослый?
3.2 Какова роль "товарищеского суда"?
3.3 В чем принципиальное отличие основных типов учебного взаимодействия (фронтального, группового, дискуссионного)?
3.4 Как вы понимаете выражение "Кто учит, учится!"?
Список используемой литературы
1.1 В чем заключается разница между понятиями "Учение - научение"
"Научение" - обозначает процесс и результат приобретения индивидуального опыта, спонтанное приобретение знаний, умений и навыков. Термин применяется преимущественно в психологии поведения. В отличие от педагогических понятий обучения, образования и воспитания, охватывает широкий круг процессов формирования индивидуального опыта (привыкание, запечатление, образование простейших условных рефлексов, сложных двигательных и речевых навыков, реакций сенсорного различения и т.д.).
Эти новые знания, умения и навыки могут быть следствием деятельности, направленной на их приобретение, или выступать как побочный эффект поведения, реализующего цели, не связанные с данными знаниями и умениями.
"Учение" определяется как научение человека в результате целенаправленного, сознательного присвоения им передаваемого (транслируемого) его социокультурного (общественно-исторического) опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта. Следовательно, учение рассматривается как разновидность научения.
"Учение - обучение".
"Обучение" - совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляется развитие личности, её образование и воспитание. Главные составляющие процесса обучения - преподавание и учение.
В их единстве заключается основная дидактическая функция обучения. В элементарной форме отношение "преподавание - учение" проявляется в конкретном взаимодействии учителя и ученика. Однако только к такому взаимодействию не сводится. Ученик в системе дидактических отношений выступает как объект преподавания и как субъект учения.
Таким образом, обучение можно охарактеризовать как процесс активного целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучаемыми, в результате которого у обучающегося формируются определенные знания, умения, навыки, опыт деятельности и поведения, а также личностные качества.
"Учение - учебная деятельность".
"Учебная деятельность" - один из основных (наряду с трудом и игрой) видов деятельности человека, специально направленный на усвоение теоретических знаний и способов деятельности в процессе решения учебных задач. Систематическое осуществление учебной деятельности способствует интенсивному развитию у её субъектов теоретического сознания и мышления, основными компонентами которого являются содержательные абстракции, обобщения, анализ, планирование и рефлексия.
В трактовке направления Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова "учебная деятельность" - это один из видов деятельности школьников и студентов, направленный на усвоение ими посредством диалогов (полилогов) и дискуссий теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков в таких сферах общественного сознания, как наука, искусство, нравственность, право и религия.
1.2 В чем заключается соотношение обучения и развития?
Проблема обучения и развития всегда была и будет в центре исследований не только педагогической психологии, но и многих других областей психологической науки. Ее решение служит фундаментом для дидактики и методики обучения и воспитания.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--