Контрольная работа: Псковская школа иконописи 2
Содержание
Введение
Глава 1. Понятие иконописи и иконостаса
Глава 2. Псковская школа иконописи
2.1 Периоды иконописи Пскова
2.2 Своеобразные черты и характер псковских икон
2.3 Отличие Псковской школы иконописи от Новгородской и Московской
Глава 3. Иконостасы XVIII века в церквях Псковской области
Глава 4. Поганкины палаты - хранитель икон, выполненных псковскими мастерами
Заключение
Приложения
Введение
Древнерусская живопись - одна из самых высоких вершин мировой культуры. Интерес к ней огромен, как огромны и трудности ее восприятия для нас.
В древней Руси живопись была доступна всем верующим в Бога, она воплощала слово божье, образ христианской веры.
Искусство православного мира выработало своеобразные приемы живописи. Эта художественная система позволила полно и ясно воплотить христианское слово в живописный образ. "Образ" по-гречески - икона. В широком смысле иконой является все созданное этой живописью: мозаики, фрески, иконы, книжные миниатюры.
На огромных просторах Российского государства сложилось несколько школ иконописи, одна из них - псковская .
Особенности этой школы и характер работ псковских мастеров - основная цель написания реферата.
В работе были использованы следующие методы : поисковый, текстуальный, графический, а также метод анализа и обобщения.
Глава 1 .Понятие иконописи и иконостаса
Иконопись - специфический жанр живописи, возникший почти два тысячелетия тому назад в эпоху Римской империи вместе с христианством и получивший развитие преимущественно в православии.
Техника написания икон: энкаустика (восковая живопись, выполняемая горячим способом, расплавленными красками), мозаика (изображение или узор, выполненный из цветных камней), в средние века темпера на дереве (живопись красками, связывающим веществом которых служат эмульсии - натуральные (цельное яйцо, желток, соки растительные) или искусственные (водяной раствор клея с маслом), после масляная живопись.
Иконопись в условных отвлеченных формах (золотой фон, плоскостность, религиозная символика) нередко воплощала общественные и эстетические идеалы народов, что делает иконы значительными произведениями искусства.
В Древней Руси икона писалась на деревянной основе - иконной доске, состоящей из нескольких частей, скрепленных с тыльной стороны планками - шпонками. На лицевой стороне доски делалась неглубокая прямоугольная или квадратная выемка - ковчег , где помещалось изображение. Ковчег окаймлялся полями, по наружному краю которых наносилась кайма в одну, иногда в две краски - опушь . Бортик, образованный краем полей и ковчега, носит название - лузга . На доску обычно наклеивалась ткань - паволока , на которую наносился грунт - левкас , состоявший из животного клея и мела (иногда применялся гипс или алебастр). Первоначальный слой краски - основа, на которой писались лики и нагое тело, называется санкирем ( имеет темный красновато-коричневый или зеленоватый тон). Поверх санкиря многократно наносились высветления охрой или белилами, так называемое охрение. В древней иконописи санкирь и охрение накладывались рядом, соприкасаясь между собой стушеванными краями. Один из способов охрения, когда переходы от темного тона к светлому даются ровно, незаметно, имеют тонкие грации, называется плавью.
В передаче объема, рисунка в иконе большую роль играли пробелы - наносимые белилами блики. Распространенным приемом в иконописи являлся ассист - линии в виде лучей, исполненных золотом по красочному слою. Ассист в древней живописи имел символический смысл - им отмечали "Силы небесные": покрывали ассистом одежды Христа, Богоматери, реже - апостолов. Начиная с XV века, роль ассиста становится декоративной.
Иконостас - многоярусная преграда в православном храме, отделяющая алтарную часть храма, где совершается литургия, от помещения для молящихся. Превращение алтарной преграды в иконостас началось с VI века: вначале на ней появляются изображения, затем 2-3 ряда икон, и в этом виде она переходит на Русь. Здесь с ней происходит ряд существенных изменений в размещении ярусов, числе икон.
В XIVвеке на Руси уже существуют многоярусные иконостасы, включающие местный, деисусный, праздничный ряды. В начале XV века в русском иконостасе появляется следующий ярус - пророческий . В XV веке под пророческим возникает праотеческий ряд с иконами. Позднее к пяти классическим присоединяются дополнительные ярусы. В XVII веке вверху иконостаса появляется ярус с изображением Страстей господних - страстной ряд .
Глава 2 .Псковская школа иконописи
Среди сокровищ отечественной культуры, хранящихся в музеях страны, русской иконе принадлежит одно из первых мест.
С древних досок смотрит на нас своеобразный мир, созданный безымянными мастерами.
Большинство памятников древней живописи не дошли до наших дней, но северные русские земли стали в этом смысле исключением. Они не подверглись в XIII веке такому разрушению, как остальные. Псков и Новгород сохранили основы своей культуры, но количество икон, дошедших до наших дней, весьма ограничено.
В XVI веке Псков вошел в состав Московского государства. С этого времени в псковской живописи сочетаются московские и местные традиции. Правда, это не привело к утрате своеобразия псковской живописи.
Псковский искусствовед И. Родникова пишет: "... жизнестойкость собственных традиций почти всегда оказывалась сильнее; псковское искусство избежало нивелировки и в лучших образцах не обнаруживает признаков упадка, оставаясь значительным художественным явлением".
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--