Контрольная работа: Развитие психики в филогенезе и онтогенезе
Введение
Психические состояния как определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики. Свойства психических состояний. Виды психических состояний в зависимости от их влияния на поведение и деятельность. Общая характеристика психических состояний, оказывающих положительное влияние на жизнедеятельность человека. Психические состояния, оказывающие негативное влияние на деятельность человека – утомление, напряжение, тревожность, их причины, особенности протекания и методы их предупреждения.
В повседневной жизни мы достаточно часто убеждаемся в зависимости, точнее, взаимозависимости физического самочувствия и психического состояния. Имеется много наблюдений о прямом влиянии психики на здоровье человека. В настоящее время науке известно, что человеческий организм является в высшей степени самоорганизующейся и саморегулирующейся системой. Мозг человека за свою эволюцию приобрел особое свойство – высочайшую пластичность, то есть, умение приспосабливаться к самым разнообразным и неожиданным условиям существования. Истинные возможности психики, ее резервы в саморегуляции организма, состояний тела огромны.
Психика, поведение и деятельность
Главная отличительная особенность психики человека – наличие сознания, а сознательное отражение – это такое отражение предметной действительности, в котором выделяются ее объективные устойчивые свойства вне зависимости от отношений к ней субъекта.
Под поведением в психологии принято понимать внешние проявления психической деятельности человека. К фактам поведения можно отнести:
Ø отдельные движения и жесты (например, поклон, кивок, сжимание руки);
Ø внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью, общением людей (например, поза, мимика, взгляды, покраснение лица, дрожь и тому подобное);
Ø действия, которые имеют определенный смысл;
Ø поступки, которые имеют социальное значение и связаны с нормами поведения.
Поступок – действие, выполняя которое человек осознает его значение для других людей, то есть, его социальный смысл.
Главной характеристикой деятельности является ее предметность. Под предметом имеется в виду не просто природный объект, а предмет культуры, в котором зафиксирован определенный общественно выработанный способ действия с ним. Этот способ воспроизводится всякий раз, когда осуществляется предметная деятельность. Другая характеристика деятельности – ее социальная, общественно-историческая природа. Самостоятельно открыть формы деятельности с предметами человек не может. Это делается с помощью других людей, которые демонстрируют образцы деятельности и включают человека в совместную деятельность. Переход от деятельности, разделенной между людьми и выполняемой во внешней (материальной) форме, к деятельности индивидуальной (внутренней) и составляет основное направление формирования психологических новообразований (знаний, умений, способностей, мотивов, установок и так далее).
Деятельность всегда носит опосредованный характер. В роли средств выступают орудия, материальные предметы, знаки, символы и общение с другими людьми. Осуществляя любой акт деятельности, мы реализуем в нем определенное отношение к другим людям, если они даже реально и не присутствуют в момент совершения деятельности.
Человеческая деятельность всегда целенаправленна, подчинена цели как сознательно представляемому запланированному результату, достижению которого она служит. Цель направляет деятельность и корректирует ее ход.
Деятельность – не совокупность реакций, а система действий, сцементированных в единое целое побуждающим ее мотивом. Мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность, он определяет смысл того, что делает человек.
Деятельность всегда носит продуктивный характер, то есть, ее результатом являются преобразования как во внешнем мире, так и в самом человеке: его знания, мотивы, способности. В зависимости от того, какие изменения играют главную роль или имеют наибольший удельный вес, выделяются разные типы деятельности: трудовая, познавательная, коммуникативная и другие.
Деятельность человека имеет сложную структуру. Она состоит из нескольких уровней:
Ø верхний уровень – уровень особых видов деятельности;
Ø уровень действий;
Ø уровень операций;
Ø самый низший уровень – уровень психофизиологических функций.
Действие – основная единица анализа деятельности, процесс, направленный на достижение цели.
Действие имеет подобную деятельности структуру: цель – мотив, способ – результат. Различают действия:
Ø сенсорные (действия по восприятию объектов);
Ø моторные (двигательные действия);
Ø волевые;
Ø мнемические (действия памяти);
Ø внешние предметные (направленные на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира);
Ø умственные (действия, выполняемые во внутреннем плане сознания).
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--