Контрольная работа: Развитие социологии
Своеобразный синтез классического и неклассического типа научности в области социологии представляет собой материалистическое учение об обществе К. Маркса и его последователей. При создании этого учения К. Маркс исходил из натуралистических установок позитивизма, требовавших рассматривать социальные явления как факты и строить обществоведение по образцу естественных наук, с характерным для них причинно-следственным объяснением фактов.
Карл Маркс (1818-1883) признан за рубежом в качестве одного из классиков социологии наряду с Э. Дюркгеймом и М. Вебером. Маркс предложил, совершено иной подход к пониманию общества. Его считают изобретателем теории социального конфликта. Если для Конта главное – стабилизация общества, то для Маркса – его уничтожение и замена новым, более справедливым.
Считается, что вся мировая социология возникла и формировалась, чуть ли не как реакция на марксизм, как стремление средствами теории опровергнуть его. Действительно, Маркс выступал за революционный путь изменения общества, а все другие социологи – за реформистский.
Подобно Конту и Дюркгейму, Маркс признавал историческую роль разделения труда как двигателя общественного развития. Но в отличие от них он придавал его аномалиям (негативными последствиями) не относительное, а абсолютное значение. Конт и Дюркгейм полагали, что такие аномалии, как эксплуатация, безработица, обнищание, одностороннее развитее личности, постепенно будут устранены полностью или частично в рамках капиталистического строя. Чем больше прогрессирует капитализм, тем выше жизненный уровень населения и лучше условия труда. И жизнь подтвердила их правоту.
Но Маркс рассуждал иначе. Капитализм – такой же антагонистический строй, как рабовладение и феодализм. Антагонизм – это непримиримое противоречие основных классов любого общества. Всюду, где есть классы, существует антагонизм, ибо один класс всегда эксплуатирует другой, т. е. живет за его счет, присваивает его неоплачиваемый труд.
Рабовладение и феодализм все больше накапливают такой антагонизм, а капитализм доводит его до логической точки. Антагонизм нельзя разрешить в рамках существующего строя, ибо эксплуататоры добровольно не отдадут награбленное и не поменяются местами с теми, кого они эксплуатируют. Даже если два класса поменяются местами, эксплуатация как явление, как социальный институт, не исчезнет. Эксплуатацию нельзя реформировать, ее можно только уничтожить, заменив классовое общество на бесклассовое[1] .
Предметом социологии в марксизме, является изучение общества, основных закономерностей его развития, а также социальных общностей и институтов.
Культура как фактор социальных изменений
Культура – чисто человеческий образ жизни. Культуры нет у животных, как нет людей, не имеющих культуры. Ее содержание составляют обычаи, нравы, законы, этикет, символы и многое другое, что возникло благодаря мышлению, сознанию и языку, которые совершенно отсутствуют у представителей животного мира.
Культуру определяют по-разному. В одном случае о ней говорят как о совокупности форм приобретенного поведения, характерных для некоторой группы или общества и передающихся из поколения в поколение. В другом ее сводят к совокупности материальных и духовных памятников, символов, обычаев.
Существуют два понятия – общество и культура. Общество – совокупность людей, культура – совокупность идей (материализованных и нематериализованных), носителем которых выступает язык. Культура имеет множество значений.
Во-первых, под культурой подразумевают определенную сферу общества, получившую институциональное закрепление. Не только в нашей стране, но и в других странах существуют министерства культуры с разветвленным аппаратом чиновников, средние специальные и высшие учебные заведения, готовящие специалистов по культуре, журналы, общества, клубы, театры, музеи и т.д., занимающиеся производством и распространением духовных ценностей.
Во-вторых, под культурой понимается совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации.
В-третьих, культура выражает высокий уровень качественного развития духовных достижений. Мы употребляем выражения ''культурный человек'' в значении воспитанный, ''культура рабочего места'' в значении опрятно прибранное, чистое функциональное пространство. ''Уровневый'' смысл мы вносим в понятие ''культура'', когда культуру противопоставляем бескультурью – отсутствию культуры. Для многих из нас культурным является человек, который может поговорить о Бетховене, Достоевском и Пикассо[2] . Подобное толкование, пришедшее к нам из 18 века, по существу уравнивает ''культурность'' с ''воспитанностью'' и ''цивилизованностью''. Для большинства антропологов в 20 веке ''цивилизация'' обозначала особый, высший тип культуры. Для социологов цивилизация не эквивалентна культуре, а выражение ''отсутствие культуры'' бессмысленно. Нет общества, народа, группы или человека, лишенных культуры. Предметы, окружающие человека, не остаются безымянными. Он наделяет их именами, смыслом и значением в зависимости от того, в каких целях эти предметы использует. Поскольку один и тот же предмет может служить разным целям, он наделяется несколькими значениями. Так, обыкновенная вода может служить; средством утоления жажды, способом получения электроэнергии, средством транспортировки грузов, религиозным символом, санитарно-гигиеническим средством, местом развлечения, отдыха и т.д. Наделяемые значениями и именами предметы составляют тело культуры. Те предметы, которые по разным причинам не получили значения, т.е. не очеловечены, остались за рамками культуры. Со временем все, до чего добрался человек, даже отдаленные звезды или редкие виды бабочек, включаются в культурный контекст. В этом смысле животные существуют в необозначенном, неназванном мире. В их измерении нет символов, смыслов, значений, названий, имен. Поэтому у них нет культуры и нет средства, с помощью которого они могли бы выразить все это – языка. Более того, у животных нет инструмента, с помощью которого создается язык, а именно мышления. Культура – это то, что выделяет человеческое общество из животного мира. Она – искусственно созданная – при помощи языка, мышления и символических значений – среда. Если представим культуру в виде сложной системы, а именно такой должна быть человеческая культура, создававшаяся тысячами поколений людей, то обязательно найдутся исходные клеточки, или первокирпичики. Такие базисные единицы культуры называют элементами, или чертами культуры. Они образуют состав культуры и делятся на материальные и нематериальные. Совокупность первых создает особую форму культуры – материальную культуру. Она включает физические объекты, созданные человеческими руками (их называют артефактами); паровая машина, книга, погребение, храм, орудие труда, жилой дом, галстук, украшение, плотина и многое другое.
Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, несут на себе определенное символическое значение, выполняют определенную функцию и представляют известную ценность для группы или общества. Совокупность вторых образует нематериальную, или духовную культуру; правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Они – тоже результат деятельности людей (и тоже артефакты), но сотворены не руками, а разумом и чувствами. Нематериальные объекты нельзя трогать, слышать, видеть, осязать, они существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением. Черты одной культуры выражаются через черты другой. Так, церемония, как любой нематериальный объект, нуждается в материальном посреднике. Знания выражаются через книги, обычай приветствия – через рукопожатие или произнесение слов. Ношение галстука – ритуальное символическое действие, часть светского этикета. Оно было бы невозможным, без участия материального посредника – галстука. Элементом культуры может быть плуг, паровая машина, теория относительности, идея равенства и справедливости, традиция гостеприимства и т.п. Одни элементы существуют в одиночестве, другие, наподобие центра притяжения, организуют вокруг себя совокупность новых элементов. Во втором случае говорят о культурном комплексе. Культурный комплекс – совокупность культурных черт, или элементов, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных. Примером служит спортивная игра, в частности футбол, С ним связаны; стадион, болельщики, рефери, спортивная одежда, мяч, пенальти, форвард, билеты и многое другое. Появление плуга произвело подлинную революцию в земледелии, изменило образ жизни и способ хозяйствования миллионов людей. Не меньшее значение имело изобретение книгопечатания и паровой машины. Не столь яркими, но не менее важными оказались в свое время идея введения званий и титулов, идея наследования имущества или обряд инициации (посвящение юношей во взрослые). Они вызвали к жизни новые социальные институты, формы власти, системы вознаграждения, законы.
Культура делится на материальную и нематериальную. Первокирпичиками той и другой выступают черты культуры. Другое название им – артефакты, ибо это искусственно созданные вещи и идеи.
К базисным элементам духовной культуры относятся: обычаи, нравы, законы, ценности.
Первые три являются разновидностями культурных норм и поэтому образуют нормативную систему культуры. Она предписывает членам общества, что надо делать, как надо делать и в каких ситуациях следует так поступать. Манеры, этикет и кодекс также входят в нормативную систему культуры, но не в качестве основных, а дополнительных ее элементов. В любом обществе – от самого примитивного до суперсовременного – есть обычаи, нравы и законы, но не в любом обществе существуют манеры, этикет и кодекс. Хотя ценности и не относятся к видам культурных норм, но они входят в нормативную систему культуры наряду с другими ее элементами и выполняют в ней особую функцию.
Хотя ценности не относятся к видам культурных норм, но входят в систему культуры наряду с другими её элементами и выполняют в ней особую функцию. Ценности, – социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, дружба и т.п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей. Если верность является ценностью, то отступление от нее осуждается как предательство. Ценности представляют собой разделяемые вами совместно с другими убеждения относительно целей, к которым следует стремиться. Только самое ценное в обществе подлежит охране со стороны социальных норм. Культурные нормы – разновидность социальных норм.
Для описания того, на какие ценности ориентируются люди, социологи придумали термин ценностные ориентации. Они описывают индивидуальное отношение или выбор конкретных ценностей в качестве нормы поведения.
Обычаи, нравы, законы – именно в таком порядке должны выстраиваться базисные элементы нормативной системы, так как от первого к третьему нарастает степень строгости тех санкций, которые обычно использует общество по отношению к нарушителям.
Обычаи – традиционно установившийся порядок поведения, закрепленный коллективными привычками. Если привычка – это повседневная, не праздничная сторона социальной действительности, то обычаи представляют более редкий, "праздничный" ее аспект. Мы говорим о гостеприимстве как обычаи, а не привычке. Обычай праздновать Рождество и Новый год, уважать старших, не спрашивать женщину о ее возрасте, уступать ей место и подавать ей руку, как и многое другое, пользуется уважением, почитается и охраняется как нечто ценное. Обычаи, – одобренные обществом массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять. К нарушителям применяются ненормативные санкции – неодобрение, изоляция, отрицания. Некоторые обычаи стоят близко к этикету. Обычаи – это еще и традиционно воспроизводимые элементы культуры.
Нравы – обычаи, обретающие материальное значение. Так в Древнем Риме это понятие означало самые уважаемые и освященные обычаи. Они назывались mores, – а нравы. От сюда и пошло слово мораль – совокупность культурных норм, получивших идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, справедливости и т. д. Безнравственно оскорблять старших, бить женщину, обижать слабого, издеваться над инвалидом. Но с другой стороны в той же Спарте вполне нравственно было сбрасывать в пропасть физически слабого ребенка. Таким образом, что именно считать нравственным зависти от культуры данного общества. Однако во всех случаях наказание к нарушителям нравственных устоев следовало более суровое, чем к нарушителям обычаев.
Закон – нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном конституцией порядке. Он является высшей разновидностью социальных и культурных норм, требующий безусловного подчинения.
Различают два вида законов. Обычное право – совокупность неписаных правил поведения в доиндустриальном обществе, санкционированных органами власти. Из него постепенно возникли юридические законы, закрепленные конституцией. Законом общество защищает самые дорогие и почитаемые ценности: человеческую жизнь, государственную тайну, собственность, человеческие права и достоинства.
Нарушение законов влечет к уголовным наказаниям, самым сильным из них в настоящее время является пожизненное заключение.
Человеческая культура неотделима от традиций. Оба понятия настолько связаны между собой, что их нередко путают. Культуру сводят к совокупности традиций. Но столь же часто с традициями отождествляют обычаи. В специальной литературе традиции связывают с социальным институтом. Несомненно, одно; в основе обычаев и традиций лежит простая привычка человека повторять одни и те же действия. Четко закрепляя уже приобретенное знание, привычка играет исключительную роль в становлении традиций. Но привычка лежит в сфере человеческой психологии, а обычаи, традиции, манеры – в сфере человеческого общества. Обычай указывает на одобренный и общепринятый способ его ведения. Манеры – лишь стилизованная форма обычая. Понятия ''обычай'' и ''манеры'' ничего не говорят нам о том, что передаются они из поколения в поколение или нет. Об этом говорит другое понятие – традиция. Под традицией правильнее понимать механизм воспроизводства, процесс передачи из поколения в поколение культурных норм и черт; символов, обычаев, манер, этикета, языка, законов, нравов. Традиция показывает вертикальную ось времени -–то, что существовало в прошлом, существует в настоящем и вероятнее всего сохранится в будущем. Все ценное в культуре переходит из прошлого в настоящее и будущее, становится традиционным. Традицию понимают еще как ''предание''. Предание, как и традиция, всегда изустно. Традиция передается: либо через практическую имитацию (повторение каких-либо действий); либо через фольклор.
Адекватность передачи достигается многократными повторами, системами символических текстов (мифология) и действий (ритуал). В доиндустриальном обществе большинство черт культуры передавалось через традицию, поэтому оно называется традиционным. В современном обществе ее сильно потеснили радио, телевидение, пресса, библиотеки, школы, университеты. Они выступают основными каналами передачи прошлых знаний. Традиции, – укоренившиеся в характере данного народа способы относиться к чему-либо, думать о чем-то или делать что-то определенным образом. Это механизм и процесс передачи из поколения в поколение базисных элементов нормативной культуры. Они могут быть универсальными и локальными.
Традиция гостеприимства существует у многих народов, а церемония чаепития - только у японцев. В первом случае они считаются культурными универсалиями, во втором – культурным своеобразием. Традиции буквально пронизывают всю жизнедеятельность общества.
Они встречаются, чуть – ли не на каждом шагу, но о большинстве из них мы просто не задумываемся. Традиции существуют по долгу, может быть, тысячи и сотни лет, и передаются из поколения в поколение. Если традиции существуют десятки и сотни тысяч лет, они могут превратиться в социальный институт.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--