Контрольная работа: Развитие средней школы на современном этапе
Введение
1. Политика Республики Беларусь в сфере образования
2. Развитие общего среднего образования в Республике Беларусь на современном этапе
3. Анализ образования Беларуси
4. Проблемы развития средней школы и пути их решения
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Исследователи, анализирующие современное образование в Беларуси, используют определенные дискурсивные средства для его описания. Эти средства, с одной стороны, основываются на ряде неявных посылок, диктующих выбор объектов, стиля и субъективной позиции при создании высказываний, а с другой, производят особым образом структурированную реальность, во многом не зависящую от интенций непосредственных авторов текстов.
Ключевым аспектом, находящимся в центре как различных попыток легитимации тех или иных проектов реформирования, в нашем рассмотрении, системы общего среднего образования, так и самих способов описания сегодняшней ситуации, является социальная функция среднего образования или, более широко, связь общественных институтов и учреждений системы общего среднего образования. Разумеется, эта тематика всегда была в центре внимания исследователей, однако в современных белорусских аналитиках мы можем обнаружить особые дискурсивные практики, позволяющие различным исследователям создавать особое пространство обсуждения среднего образования, в рамках которого функционируют свои объекты, концепты и субъективности. В какой форме это обсуждение ведется и как взаимосвязаны между собой различного роды аналитические суждения о современном уровне развития системы общего среднего образования — эти вопросы и будут составлять предмет нашего внимания.
В настоящей контрольной работе автор считает основной целью определение уровня развития современной школы в Республике Беларусь на современном этапе, установление направлений государственной политики в сфере общего образования, анализ современного состояния системы образования в республики Беларусь, определение круга проблем в развитии средней школы и выработка путей их решения.
При написании контрольной работы для достижения поставленной цели автор производит анализ учебных пособий по педагогике, нормативно-правовой базы, научных трудов в области образования современных авторов, всесторонне рассматривает проблемы развития средней школы в республике Беларусь на современном этапе, рассматривает и анализирует ее состояние, определяет круг проблем в сложившейся ситуации и предлагает некоторые пути их решения.
1. Политика Республики Беларусь в сфере образования
Государственную политику в сфере образования Республика Беларусь строит на формировании и совершенствовании национальной системы образования, государственной и общественной поддержке ее приоритетного развития в качестве определяющего фактора научно-технического и культурно-духовного прогресса, становления национального суверенитета.
Развитие национальной системы образования базируется на следующих основных принципах: приоритете общечеловеческих ценностей; национально-культурной основе; научности; ориентации на мировой уровень образования; гуманизме; связи с общественной практикой; экологической направленности; преемственности и непрерывности; единстве обучения, духовного и физического воспитания; демократизме; светском характере, обязательности базового (девятилетнего) образования.
Основными приоритетами национальной системы образования в Республике Беларусь являются: возрождение национально-культурной основы образования; ориентация образования на воспитание свободной творческой и нравственной личности; укрепление физического и психического здоровья нации и человека; демократизация и гуманизация образования; взаимодействие образования с наукой, производством, социально-духовной сферой.
Система образования является одним из важнейших гарантов социальной стабильности, основой экономического развития общества, источником роста интеллектуального, культурного и духовно-нравственного потенциала нации. Ее развитие является одним из важнейших приоритетов государственной политики Беларуси. Она включает: дошкольное образование и воспитание; общее среднее образование; внешкольные формы образования и воспитания; профессионально-техническое образование; среднее специальное образование; высшее образование; подготовку научных и научно-педагогических кадров; повышение квалификации и переподготовку кадров; самообразование взрослых.
В настоящее время нормативно-правовую базу реализации программы образования населения и осуществления деятельности национальной системы образования составляет Конституция Республики Беларусь, которая в ст. 49 закрепила право каждого на образование. Согласно этому положению в республике Беларусь гарантируются доступность и бесплатность общего среднего и профессионально-технического образования. Среднее специальное и высшее образование доступно для всех в соответствии со способностями каждого. Каждый может на конкурсной основе бесплатно получить соответствующее образование в государственных учебных заведениях.
Кроме Конституции, общественные отношения в сфере образования призваны регулировать ряд нормативно-правовых актов государственных органов власти. Среди них можно выделить: Закон Республики Беларусь от 29.10.1991г. № 1202-XII «Об образовании в Республике Беларусь», Закон Республики Беларусь от 05.07.2006г. № 141-З «Об общем среднем образовании», Закон Республики Беларусь от 29.06.2003г. № 216-З «О профессионально-техническом образовании», Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.05.2007г. №725 «Об утверждении Программы развития общего среднего образования на 2007-2016 годы» и ряд других нормативно-правовых актов.
В настоящее время в законодательном органе рассматривается проект Кодекса об образовании.[1] Кодекс об образовании - это кодифицированный нормативно-правовой акт, призванный обеспечить полностью системное регулирование общественных отношений в данной сфере. Его проект был разработан на основе анализа белорусского законодательства в области образования, соответствующих международных договоров, а также основополагающих актов ООН, ЮНЕСКО и др. При этом разработчики учитывали законотворческий опыт и нормы международного права, требования унификации законодательства, осуществляемой в рамках интеграционных процессов в Беларуси и России.
Содержание проекта Кодекса основывается на принятых законах в сфере образования и не предусматривает концептуальных изменений положений действующего законодательства. Документ закрепляет такую модель образовательных отношений, которая позволяет успешно решать две объективные и необходимые в современных условиях задачи: обеспечение надлежащего качества образования и его доступность.
Структурно Кодекс подразделяется на общую и особенную части. Первая призвана закрепить основополагающие нормы правового регулирования общественных отношений в сфере образования. Во вторую включены все вопросы, касающиеся уже конкретно каждого типа образования, т.е. дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего, послевузовского, специального, внешкольного и образования взрослых.
Система управления образованием в республике имеет государственно-общественный характер.
2.Развитие общего среднего образования в Республике Беларусь на современном этапеРазвитие общего среднего образования в Республике Беларусь осуществляется в соответствии со стратегией социально-экономических преобразований в стране и направлено на дальнейшее повышение уровня качества образования, интеллектуального, культурного и духовно - нравственного потенциала общества.
Интенсивное развитие экономики, переход к информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, обновление технологий и их внедрение во все сферы жизнедеятельности общества и государства, рост конкуренции на рынке труда, структурные изменения в сфере занятости вызывают необходимость дальнейшего совершенствования общего среднего образования в направлении более полного удовлетворения потребностей личности, общества и государства в качественном образовании, в создании условий для подготовки новых поколений к жизни и труду в гражданском обществе с устойчивой социально ориентированной рыночной экономикой.
В государственной политике страны сфера образования рассматривается как важнейший стратегический ресурс и основной фактор технологического прогресса и решения социально-экономических проблем. В настоящее время все больше утверждается современное понимание образования как социальной сферы жизни, создающей условия для развития личности обучающихся в процессе освоения ценностей национальной и мировой культуры.
Общее среднее образование является определяющим в становлении интеллектуального, культурного и духовно-нравственного потенциала нации, формировании у подрастающего поколения гуманистических идеалов, ценностных ориентаций, взглядов и убеждений, основанных на идеологии белорусского общества и государства. Его развитие на современном этапе характеризуется нацеленностью на позитивные преобразования, обусловленные приоритетами государственной образовательной политики.
Целевые, содержательные и процессуальные характеристики современного общего среднего образования Республики Беларусь разрабатываются в соответствии с личностно ориентированным и культурологическим подходами, что обусловлено признанием абсолютной ценности человека, приоритета его прав на свободное развитие и полноценную реализацию способностей и интересов.
В ходе реализации концептуально-программных положений и мероприятий по реформированию общего среднего образования были созданы условия для поэтапного перехода к обязательному 10-летнему общему базовому и 12-летнему общему среднему образованию, что, однако, не получило однозначной оценки со стороны специалистов, и в настоящее время ставится вопрос о целесообразности такого нововведения.
Обучение детей в школе начинается с 6-летнего возраста. Дети шестилетнего возраста составляют 83 процента общего количества первоклассников. Созданы необходимые условия для учебы и отдыха первоклассников: 52 процента учащихся первых классов обучаются на базе дошкольных учреждений. Все дети пятилетнего возраста охвачены различными формами подготовки к школе.[2]
Осуществлен переход на 5-дневную учебную неделю, что позволило в значительной мере снизить перегрузку учащихся, расширить возможности для организации воспитательной работы, проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--