Контрольная работа: Режимы работы оператора в системе "человек-машина"
Содержание
1. Дайте короткую характеристику режимов работы оператора
2. Постройте сравнительную таблицу, определив основные функциональные характеристики человека и машины. Подумайте и сделайте прогноз относительно тенденций сохранения психологического комфорта человека-оператора
3. Определите особенности каждой стадии проектирования систем "человек-машина"
4. Раскройте основную сущность задач проектирования систем "человек-машина"
5. Определите какие, по вашему мнению, принципы инженерно-психологической оценки являются определяющими. Перечислить все принципы
6. Подготовить сочинение-размышление на тему "Инженерная психология в системе подготовки современного психолога"
Список использованной литературы
1. Дайте короткую характеристику режимов работы оператора (нормальный, критический, аварийный, научно-тренировочный)
Нормальный (оптимальный) режим работы осуществляется в комфортных условиях, при нормальной работе технических устройств. Обстановка является привычной, рабочие действия осуществляются в строго определенном порядке, мышление носит алгоритмический характер. В оптимальных условиях промежуточные и конечные цели труда достигаются при невысоких нервно-психических затратах. Обычно здесь имеют место длительное сохранение работоспособности, отсутствие грубых нарушений, ошибочных действий, отказов, срывов и других аномалий. Труд в оптимальном режиме характеризуется высокой надежностью и оптимальной эффективностью.Под критическими режимами работы понимаются режимы, ведущие к полной, либо частичной утрате системой выполняемых функций, либо утрате объекта, либо утрате объекта и гибели оператора (экипажа). Предупреждение критических режимов осуществляется за счет оказания помощи оператору по действиям в сложных и аварийных ситуациях. Эти ситуации характеризуются высокой вероятностью перехода в необратимые (катастрофические) ситуации. Аварийные условия требуют от работающего максимального напряжения физиологических и психических функций, резко выходящего за пределы физиологической нормы. Экстремальный режим в самом общем смысле — это режим работы в условиях, выходящих за пределы оптимума. Отклонения от оптимальных условий деятельноститребуют повышенного волевого усилия или, иначе говоря, вызывают напряжение.
2. Постройте сравнительную таблицу, определив основные функциональные характеристики человека и машины. Подумайте и сделайте прогноз относительно тенденций сохранения психологического комфорта человека-оператора
Создание эффективной системы человек-оператор заключается в поиске оптимального сочетания возможностей машины и человека.
В таблице приведена иллюстрация различий, присущих основным элементам человеко-машинной.
Основные функциональные характеристики человека и машины
На человека следует возлагать выполнение функций по: |
Машине следует поручать: |
распознаванию ситуации в целом по её многим сложно связанным характеристикам, а также при неполной информации о ней; |
выполнение всех видов математических расчётов; |
осуществлению функций индуктивного вывода, т.е. обобщению отдельных фактов в единую систему; | выполнение однообразных, постоянно повторяющихся операций, реализуемых по заданному алгоритму; |
решению задач, в которых отсутствует единый алгоритм или нет четко определённых правил обработки информации; |
хранение и динамическое представление больших объёмов однородной информации; |
решению задач, в которых требуется гибкость и приспособляемость к изменяющимся условиям, особенно задач, появление которых заранее трудно предвидеть; |
решение задач, требующих дедуктивного вывода, т.е. получения на основе общих правил решений для частных случаев; |
решению задач с высокой ответственностью в случае возникновения ошибки. | выполнение действий, требующих высокой скорости реакции на команду. |
Всё в действительности гораздо сложнее, требует тонкого анализа содержания деятельности оператора и учёта возникающих артефактов. Несмотря на значительный прогресс в создании сложных технических систем, человек во многих случаях незаменим. Особенно это касается его возможностей по работе в условиях неполноты информации и использовании эвристических методов решения проблем. Кроме того, только человек обладает способностью учитывать разнокачественный, в том числе и социальный, опыт для достижения своих целей.
Человечеством создано огромное разнообразие человеко-машинных систем, ориентироваться в котором достаточно трудно.
В инженерной психологии сформулирован принцип преимущественных возможностей. Согласно этому принципу, рациональное распределение функций между человеком и машиной должно осуществляться так, чтобы человеку поручались те функции, которые позволяют ему наиболее эффективно реализовать свои возможности, а машине — те, которые требуют выполнения стереотипных операций, высокого быстродействия и точности. Другими словами, возникает необходимость сравнения человека и машиной в отношении возможностей приема, хранения и переработки информации. Анализ позитивных и негативных сторон человека и машины привел некоторых исследователей к выводу, что машина будущего должна основываться на тех же принципах обработки информации, какими пользуется человек.
В то же время следует иметь в виду, что если в математико-логическом аспекте машине можно передать любую трудовую функцию, для которой составлена программа ее выполнения, то с психологической точки зрения (в отличие от этого) машине могут быть переданы только те функции, которые формализованы и психологически характеризуются тем, что они фиксированы и однозначно определены. Требуется еще значительная работа по определению критериев «психологической целесообразности» передачи ЭВМ той или иной трудовой функции человека. Интересные приложения для решения задачи распределения функций могут возникнуть в связи с идеей создания так называемых «сбалансированных» систем «человек—машина», т. е. систем, где оба партнера являются активными.
Решение задачи распределения функций тесно связано с психологическим исследованием основных функций, выполняемых оператором в АСУ. Одной из наиболее важных функций, как известно, является функция принятия решений, посредством которой оператор выявляет проблемы, осуществляет диагностику, прогноз и планирование. Понятно, что уровень изученности процесса принятия решений человеком будет во многом определять пути и методы организации эффективного взаимодействия человека и машины.
3. Определите особенности каждой стадии проектирования систем "человек-машина"
Проектирование систем "человек - машина" занимает видное место в работах по инженерной психологии. Само проектирование СЧМ традиционно анализируется по основным блокам: средства отображения информации (сокращенно - СОИ), органы управления или средства ввода информации (сокращенно - СВИ), рабочее место оператора. Рассмотрим каждый из этих блоков подробнее.
Средства отображения информации (СОИ). Сами СОИ различаются по следующим критериям:
¾ по способу использования СОИ: контрольные, быстрые ("да-нет"); качественные (насколько возрастает или падает параметр); количественное чтение информации (численные значения в аналоговой или цифровой форме) - это для больших СОИ;
¾ по форме сигнала: цифровые, буквенные, фигурные;
¾ по степени детализации: интегральные или детальные.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--