Контрольная работа: Семья как объект социально-педагогической деятельности

Содержание

Семья как понятие, и её основные характеристики

Типология семьи

Основные социальные функции семьи

Основные проблемы семьи

Социальная защита семьи

Список используемой литературы

Семья как понятие, и её основные характеристики

Семью можно рассматривать с разных позиций, но главным простым определяющим для нас является то, что сама семья выделилась как историческая определенная малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью (А.Г. Харчев) [4; 105]. Как малая социальная группа семья:

реализует естественные (витальные) потребности своих членов;

создает условия для непосредственных контактов;

не имеет жестко структурированной системы взаимоотношений на вертикали;

социализирует своих субъектов чувством родства, любви, привязанности и ответственности друг за друга, накопленным социальным опытом [5; 150].

И она, по-видимому, всегда будет важнейшей первичной социальной средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, которую не смогут заменить общественные воспитательные институты в способности давать ребенку ощущение психологической защищенности, "эмоционального тыла", поддержки, безусловного, безоценочного приятия [1; 8]. Семья также отвечает за социальное воспроизводство населения и за воссоздание определенного образа его жизни. Будучи особой самостоятельной частью, она в то же время тесно взаимодействует с определенной социальной средой и от нее зависит. В семье находят отражения все основные достижения, трудности и противоречия общественной жизни, но вместе с тем сама семья влияет на жизнь общества [4; 105].

Мы ознакомились лишь с некоторыми характеристиками семьи, но для социально-педагогической деятельности имеют место и другие важные аспекты данного понятия, которые будут описаны в дальнейшем.

В наше время невозможно представить квалифицированную работу социального педагога без четкого разграничения семьи на определенные типы.

Типология семьи

В современной психолого-педагогической литературе встречаются различные типологии семей, но все они характеризуются следующими признаками:

по количеству детей: бездетная или инфертильная семья, малодетная, многодетная;

по составу: неполная, отдельная, простая или нуклеарная, сложная (семья нескольких поколений), большая, материнская, семья повторного брака;

по структуре: с одной брачной парой с детьми или без детей, с одним из родителей супругов и другими родственниками, с двумя и более брачными парами с детьми или без них, с матерью (отцом) с детьми, с одним из родителей и другими родственниками, прочие семьи;

по структуре лидерства в семье: эгалитарная (демократическая) и традиционная (авторитарная);

по семейному быту, семейному укладу: семья - "отдушина", семья детоцентрического типа, семья типа спортивной команды или дискуссионного клуба и семья, ставящая на первое место комфорт, здоровье, порядок;

по однородности социального состава в зависимости от нации, уровня образования, профессии и т.д.: социально-гомогенная (однородная) и гетерогенная (неоднородная);

по семейному стажу: молодожены, молодая семья, семья ждущая ребенка, семья среднего супружеского возраста, старшего супружеского возраста, пожилая супружеская пара;

по качеству отношений и атмосфере в семье: благополучная, устойчивая, неблагополучная, педагогически слабая, нестабильная, дезорганизованная;

по географическому признаку: городская, сельская, отдаленная семья (проживающая в труднодоступных районах);

по типу потребительского поведения: семья с "физиологическим" типом потребления, семья с "интеллектуальным" типом потребления, семья с промежуточным типом потребления;

по особым условиям семейной жизни: студенческая, "дистантная", "внебрачная";

по характеру проведения досуга: открытая и закрытая (ориентированная на внутридомашний досуг);

по социальной мобильности: реактивная, семья средней активности и активная;

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 172
Бесплатно скачать Контрольная работа: Семья как объект социально-педагогической деятельности