Контрольная работа: Система игр по развитию речи детей младшей группы
Система игр по развитию речи детей младшего возраста
Координальные реформы в нашем обществе повлияли на систему образования – изменилась её основополагающая цель, содержание и технологии. Изменения содержательной стороны дошкольного образования выражены в отказе от учебно – дисциплинарной модели воспитания и обращении к принципам гуманистической педагогики, личностно – ориентированному стилю общения с детьми.
Перечень программ, прошедших экспертизу в учреждениях федерального уровня или рекомендованных Министерством образования и науки РФ, год от года дополняется.
Реалии дошкольного образовательного процесса определяются многообразием вариативных программ («Типовая программа воспитания и обучения в детском саду» М.А.Васильевой; «Детство» В.И.Логинова; «Развитие» О.М. Дьяченко; «Истоки» А.Г. Арушанова; и другие) каждая из которых имеет приоритетные аспекты в речевом развитии детей.
Все эти программы воспитания в детском саду предусматривают развитие всех сторон устной речи: словаря, грамматического строя, звукопроизношения. Словарный запас языка - это все слова, имеющиеся в нём. Грамматический строй определяет правило соединения слов в предложения. Любое слово, фраза находят своё выражение лишь с помощью тех или иных звуков. Словарь и грамматический строй совершенствуются постоянно не только в дошкольном возрасте, но и в процессе обучения в школе. Правильное звукопроизношение формируется у ребёнка в основном к 3 -5годам. Для нормального становления речи необходимо получение ребёнком новых ярких впечатлений, создание обстановки, способствующей развитию движений и речи.
Изучив подходы к развитию речи дошкольников в данных программах, я пришла к выводу, что необходимо разработать новые подходы с учётом того, что ведущим видом деятельности ребёнка дошкольника является игра.
Наше ДОУ работает по программе Т.Н. Дороновой «Радуга», которая предполагает:
· Интенсивное обогащение речи ребёнка путём восприятия речи другого ребёнка и рассказам взрослого.
· Развитие диалогической речи.
Кроме того, парциально использую программу Е.М. Струниной., О.С.Ушаковой «Тропинки» (развитие речи), которая предполагает линейный подход в осуществлении каждой речевой задачи.
По результатам диагностики у детей моей группы возникли такие проблемы как:
1. Недостаточная активность словаря.
2. Недостаточная сформированность культуры речи.
3. Трудности с грамматическим оформлением речи.
Было выявлено три подгруппы детей:
· Дети с недостаточным развитием активного словаря 14 человек.
· Дети с нарушениями грамматического строя речи 12 человек.
· Дети с недостаточным развитием звуковой культуры речи 4 человека.
Исходя из полученных данных, возникла необходимость создания системы игр, направленных на развитие речи, что помогло бы повысить уровень развития речи детей
Как показали исследования Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, Е.И.Игнатьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, В.А. Крутецкого и других, игра выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность учебно – воспитательной деятельности в ДОУ.
Великий славянский педагог Я.А.Коменский указывал, что развитие речи и мышления должно совершенствоваться в процессе получения реальных знаний.
Французский просветитель Ж.Ж. Руссо большое внимание уделял вопросам развития речи, считая, что голос ребёнка надо сделать ровным, гибким и звучным, а этому способствуют правильная речь, пение и музыка.
Отечественный педагог В.Ф.Одоевский советовал внимательно вслушиваться в детскую речь, считал, что живое слово может произвести могучее действие на внутреннее развитие ребёнка.
К.Д.Ушинский считал, что развитие речи важно для развития мыслительной способности ребёнка, а долг воспитателя – научить его логически мыслить и связно выражать свои мысли.
Работая над созданием системы, я обращалась к трудам таких авторов как Е.В.Зворыгина. «Первые сюжетные игры малышей», М.Н.Кольцовой «Ребёнок учится говорить», Н.И. Лисина «Проблема онтогенеза общения», К.Л. Печёра., Г.В. Пантюхина., Л.Г. Голубева. «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях», Е.Е.Григорьева., Н.П. Кочетова., Г.В.Губа., «Играем с малышами», «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста» под редакцией С.Л. Новосёловой.
В результате анализа мною была разработана система речевых игр для детей младшего возраста, которая включала цели, задачи и содержание работы. Особенностью разработанной системы является включение речевых игр во все режимные моменты.
Создавая систему игр по развитию речи, я поставила следующую цель: «Развитие речи детей младшего возраста через игру». В ходе работы по системе решаются следующие задачи:
1. Развитие у детей интереса к речевым играм.
2. Совершенствование активной речи ребёнка.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--