Контрольная работа: Система пропаганды в гитлеровской Германии
План
Пропаганда до прихода национал-социалистов к власти (1919-1933 гг.)
Предвоенный период (1933-1938 гг.)
Пропаганда во Второй Мировой войне (до 1945 г.)
Пропаганда до прихода национал-социалистов к власти (1919-1933 гг.)
пропаганда германский антисемитский нацистский
Своими политическими и военными успехами национал-социалистическая партия в значительной степени была обязана пропаганде – как тщательно разработанной и последовательно претворявшейся в жизнь системе, так и несомненному таланту Гитлера и, в особенности, Геббельса. При этом, однако, следует учитывать и тот факт, что в раннем периоде деятельность НСДАП протекала в весьма своеобразных общественно политических и экономических условиях, что обусловило многие особенности нацистской пропаганды – такие, как, широкое использование оккультных доктрин и мистических учений самого разнообразного толка.
20-е годы прошлого столетия стали для Германии едва ли не худшим периодом истории. Военное поражение, унизительные условия Версальского мирного договора и экономический кризис сделали германское общество весьма восприимчивым к пропаганде самых радикальных идей, в особенности реваншистских. В этой атмосфере расцветали и оккультные общества, активно взаимодействуя с политическими партиями. Одной из таких организаций была Германская Рабочая Партия (DAP), подконтрольная "Обществу Туле" - оккультная организация, придерживавшаяся идей пангерманизма и расизма. Пропагандистская деятельность DAP в этот период не была сколь-нибудь систематизирована, ограничиваясь в основном газетой "Auf gut Deutsch" ("На просторах Германии"), принадлежавшей Дитриху Эккарту, и его выступлениями в мюнхенских пивных. В этих речах он напрямую призывал к диктатуре: "Во главе нам нужен парень, способный переносить звуки рвущихся снарядов. Никто из офицеров не подойдет, ибо люди потеряли к ним уважение. Лучше всего - рабочий, умеющий хорошо болтать. Ему не понадобится много мозгов. Он должен быть холостяком, чтобы привлечь в наши ряды женщин". Эккарт же был автором книги "Большевизм от Моисея дл Гитлера", опубликованной уже после его смерти, которая широко использовалась нацистской пропагандой.
В целом, DAP не имела ни системы пропаганды, ни четкой доктрины, ни яркого лидера, способного эту доктрину реализовать. Однако с приходом Гитлера ситуация изменилась кардинальным образом.
Гитлер был прекрасным оратором, чувствовавшим настроения толпы, что позволяло ему быстро набирать популярность, превратившись в своего рода движущую силу пропагандистской кампании, вытащившую маленькую партию из пивных на многолюдные митинги. Впервые он выступил на публичном митинге 19 октября 1919 года.
Немецкий историк Иоахим Фест пишет по этому поводу:
"В горьком, непрерывном потоке слов вырывались чувства ненависти и бессилия одинокого человека; произошел как бы взрыв после долголетней апатии; горячечные образы и обвинения обрушивались на слушателя; совершенно забыв о сдержанности, он говорил до полного истощения".
Причины, по которым идеи нацистской партии столь быстро нашли отклик в сердцах миллионов немцев, хорошо известны. Разочарование в революции, депрессия от поражения в войне, ненависть к тем, кто, по мнению большинства немцев, был виноват во всех их бедах, требовали выхода. Гитлер лишь сумел направить эти чувства масс в нужную ему сторону, показав всем, кого и за что нужно ненавидеть.
Как это случалось и раньше с другими народами, оказавшимися в тяжелых условиях, немцы мечтали о чудесном избавлении, ждали Спасителя.
"Откуда он придет, никто не может сказать, - писал в это самое время Курт Гессе, - из королевского дворца или из рабочей хибары. Но все знают: он - вождь, который однажды объявит о себе, и он - тот, кого мы страстно ждем. Тысячи и сотни тысяч рисуют его образ в своем воображении, миллионы голосов зовут его, единая германская душа ищет его".
С помощью магии разговорного слова Гитлер сумел выразить не только чувство ненависти, переполнявшее его соотечественников, - он сумел отразить их желания и надежды. Фюрер отлично знал, кому и что нужно обещать. Националистам он обещал вернуть германское величие. Социалистам - отмену власти финансового капитализма. Бывшим солдатам - возвращение к духу окопного товарищества и новому сражению с врагами отечества. Рабочим - устойчивость заработков и защиту от махинаций работодателей. Оккультистам - надежду на то, что их планы по переустройству мира в эзотерическом духе будут наконец реализованы. Показав немцам, кто виновен в их бедах, нацистская пропаганда одновременно и определила проблему, и продемонстрировала пути ее решения (другой вопрос, что и то, и другое было ложным), а также дала понять, что единственная сила, которая может все это сделать – Гитлер и его партия.
Таким был тон нацистской устной пропаганды, практически не изменившийся с покупкой в 1920 году газеты "Völkischer Beobachter ", главным редактором которой стал Эккарт, а с 1921 года – Розенберг.
Официальная газета партии, "Боевой орган национал-социалистического движения Великой Германии" возник из пригородной газеты "Мюнхенский обозреватель", которая в 1918 году перешла в собственность Общества Туле после того, как 22 июня 1918 года прежний издатель Франц Эер умер. Рудольф фон Зеботтендорф приобрёл за 5 тысяч имперских марок лицензию на издание газеты у вдовы издателя.
В августе 1918 года газета была переименована в "Völkischer Beobachter" ("Народный обозреватель") и стала выходить два раза в неделю, публикуя в основном светскую хронику антисемитского содержания. С 1919 года редактором газеты был Герман Эссер. В 1921 году Гитлер за 100 тысяч марок наличными выкупил газету у магистра своего Ордена Зеботтендорфа.
Сначала тираж газеты составлял примерно 8 тысяч экземпляров, но до осени 1923 года он возрос до 25 тысяч экземпляров. Причиной этому, видимо, была оккупация Рура. C запретом NSDAP (вследствие Пивного путча) 9 ноября 1923 года издание газеты было приостановлено.
В этот период наиболее активными деятелями пропаганды в партии были сам Гитлер, Дитрих Эккарт и Альфред Розенберг.
Дитрих Эккарт (23 марта 1868, Ноймаркт - 26 декабря 1923, Берхтесгаден) – один из основателей DAP, член "Общества Туле", поэт. Был журналистом, активно выступал против революции 1918 года, которую считал инспирированной евреями. Автор поэмы "Jeurjo" (1919), строка из которой "Deutschland, erwache!" ("Германия, проснись!") стала позднее боевым кличем нацистского движения. Сблизившись с националистически настроенными кругами, Эккарт познакомился с Гитлером и Эрихом Людендорфом.
Принимал участие в Капповском путче. На собранные Эккартом средства в декабре 1920-го была приобретена газета "Voelkischer Beobachter", соредактором которой (с Альфредом Розенбергом) он пробыл в течение двух лет. Оккультный и политический наставник Гитлера.
9 ноября 1923 года Эккарт участвовал в неудачном Пивном путче. 13 ноября он был арестован и помещен в Ландсбергскую тюрьму вместе с Гитлером и другими руководителями партии, но из-за болезни был освобождён вскоре после этого (20 декабря). Он умер от сердечного приступа в Берхтесгадене 26 декабря 1923 года.
Помимо многочисленных националистических и антисемитских статей, перу Эккарта принадлежала книга "Большевизм от Моисея до Ленина", где он вел диалог с воображаемым анонимным собеседником, в котором легко узнавался Гитлер. Эккарт приписывал своему собеседнику "открытие", состоявшее в том, что тайной силой, послужившей "причиной нарушения мирового исторического порядка", являются евреи. Согласно Эккарту, Гитлер перенял фатальный пессимизм Артура де Гобино и превратил его в агрессивный оптимизм. Гитлер, по мнению Эккарта, оказался первым человеком, осознавшим, что исход евреев из Египта произошел "с целью совершить кровавый революционный штурм устоявшегося порядка, а Моисей был не кто иной, как лидер большевизма". Изложенные в книге антисемитские идеи Гитлер постоянно использовал в своих выступлениях. Эти идеи во многом повторяли концепцию Геббельса "ложь должна быть грандиозной" и представляли собой характерное для нацистской пропаганды вообще сочетание фантастического апломба со столь же фантастической нелепостью – как, например, этот абзац: "Подобным же образом, влияние евреев при императоре Августе было настолько большим, что они так запугали Понтия Пилата, посланника Римского императора, и который олицетворял его власть, что Понтий Пилат сказал: " Ради всего святого, давайте закончим с этим тухлым еврейским делом!" Это было тогда, когда он подошёл к тазу, чтобы омыть руки и приговорить к смерти Христа, которого сам он, заметьте – считал полностью невиновным!"
Столь же последовательно проводил в пропаганде NSDAP антисемитскую политику и второй редактор "Voelkischer Beobachter " - Розенберг.
Альфред Розенберг (12 января 1893, Ревель, ныне Таллин - 16 октября 1946 года, Нюрнберг) - немецкий государственный и политический деятель, один из наиболее влиятельных членов и идеолог Национал-социалистической немецкой рабочей партии (НСДАП). Считается автором таких ключевых понятий нацистской идеологии, как "расовая теория", "окончательное решение еврейского вопроса", отказ от Версальского договора и борьба против "вырождения искусства".
Первым крупным успехом Розенберга в пропаганде стали "Протоколы сионских мудрецов", вывезенные им в 1919 году из Ревеля (Таллин). Описывая, как "Протоколы" попали к нему в руки, Розенберг рассказывал довольно нелепую историю: "Человек, которого я ранее никогда не видел, вошел ко мне без стука, положил книгу на стол и вышел, не произнеся ни слова".
По всей видимости, "Протоколы сионских мудрецов" имеют следующее происхождение.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--