Контрольная работа: Система социального страхования в Германии
Введение
Мировой опыт социальной работы имеет богатую историю и охватывает широкий круг вопросов – от духовного наследия до конкретных практических проявлений. Институт социальной работы является важнейшим элементом, характеризующим современный тип государства и общества.
Конкретные модели социальной работы в различных частях мира формируются в результате духовного, культурного, историко-политического, социально-экономического развития общества.
Исторически значимый шаг в этом направлении был сделан в конце ХIХ века, когда германское правительство, руководимое Отто фон Бисмарком, ввело обязательную систему социального страхования для работающих в промышленности. Она включала обеспечение: в случае болезни (1883 г.), несчастных случаев на производстве (1884 г.), по инвалидности и старости (1889 г.).
Сильной стороной социального страхования явился предложенный алгоритм взаимодействия двух основных субъектов трудовых отношений (работников и работодателей) и государства, который предусматривал финансовое обеспечение за счет хозяйствующих субъектов, а правовое регулирование и контроль – с помощью государства.
Система социальной защиты работающих, построенная по модели О. Бисмарка, оказалась не только жизнеспособной, но и весьма эффективной, поскольку упорядочивала условия найма рабочей силы на системной основе и гарантировала высокие уровни социальной защиты для работающих и членов их семей на протяжении всего периода трудовой и послетрудовой жизни.
С начала ХХ века примеру Германии последовали другие европейские страны (Австрия, Франция, Италия, Россия), столкнувшиеся с серьезными социальными проблемами и растущими требованиями рабочего класса.
Все вышеизложенное обосновывает актуальность выбранной темы.
Цель работы: дать представление об опыте социальной работы в Германии.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы 14 страниц.
1. Система социального страхования в Германии
Стержнем системы социального обеспечения в Германии является обязательное социальное страхование. Согласно немецкому трудовому законодательству, работодатель обязан застраховать наемного работника на случай возникновения ряда социальных ущербов. Под термином «социальное страхование» подразумеваются пять видов различных страховых договоров, разработанных социально-трудовыми ведомствами на базе Кодекса социального права:
- государственное медицинское страхование, представляемое государственными медицинскими кассами;
- государственное обязательное страхование на случай возникновения необходимости в уходе по болезни или старости, предоставляемое государственными медицинскими кассами;
- пенсионное страхование, предоставляемое земельными или федеральными страховыми обществами для наемных работников;
- страхование на случай потери работы, предоставляемое федеральным ведомством по труду;
- государственное обязательное страхование от последствий несчастного случая на производстве, предоставляемое союзом предпринимателей одной или родственной отрасли промышленности.
Все частные предприниматели, как мелкие, представляющие фирму в единственном числе и не имеющие наемных работников, так и владельцы крупных предприятий с правом принятия на работу наемных работников, заключают свои социальные страховые договоры самостоятельно. При этом они законодательно освобождаются от двух обязательных социальных страховок – страхование на случай потери работы и пенсионного страхования.
Финансовой основой являются фонды социального страхования. В основе системы лежит принцип «один за всех и все за одного». Речь идет о взаимопомощи застрахованных, об объединении людей, подвергшихся определенному риску; распределив нагрузку равномерно на всех, они хотят ограничить тяжесть возможных последствий для отдельного человека. Своими взносами они совместно финансируют страховые услуги и тем самым приобретают право на получение услуг при наступлении страхового случая. Размер обязательных взносов зависит от их доходов; пенсия и пособие по безработице (при наступлении страхового случая) зависят от размера их взносов. Выплаты по перечисленным видам страхования производятся по одному принципу с одинаковым объемом услуг для всех застрахованных лиц. Сумма страховых взносов зависит от размера заработной платы наемного работника и определяется процентной ставкой соответствующего страхового фонда.
Что касается совокупной величины налоговой ставки социального страхования, то она зависит от вида выбранной работником больничной кассы и может варьироваться в пределах 43–46% от величины начисленной ему зарплаты.
Страховые взносы выплачиваются совместно наемным работником и его работодателем в равных соотношениях. А вот взносы на страхование от несчастного случая на производстве выплачиваются в полном объеме работодателем. На нем же лежит и ответственность по ежемесячному отчислению всех взносов в больничные кассы, которые перераспределяют поступившие средства в соответствующие социальные фонды и Федеральное агентство по труду.
Социальное страхование в Германии является обязательным и регулируется законом. Отметим, что средства, поступающие в фонды социального страхования за счет взносов, не достаточны для покрытия расходов на выплаты, так что государство регулярно субсидирует сферу обязательного социального страхования весьма крупными суммами.
Далее рассмотрим каждый из видов обязательного социального страхования.
2. Отдельные виды социального страхования
2.1 Медицинское страхование
Система социального обязательного государственного медицинского страхования в Германии, была предложена Канцлером Бисмарком в 1884 г. В основу ее заложен принцип солидарности, при котором все работающие вносят деньги в общую кассу, которая получила название больничной, а из нее оплачивается потом лечение и содержание нуждающихся. Это означает, что взносы, за счет которых осуществляется финансирование, увязываются с размером доходов застрахованных лиц, а вот его услуги одинаковы для всех страхователей.
При заключении трудового договора наемный работник обязан представить работодателю письменное подтверждение наличия медицинского страхования в выбранной им на свое усмотрение государственной медицинской кассе. При этом выбранная медицинская касса автоматически предоставляет страховку на случай возникновения необходимости в уходе по болезни или старости, так как этот вид социального страхования является обязательным для всех лиц, постоянно проживающих на территории Германии.
В случае расторжения трудовых отношений медицинское страхование, а также страхование на случай необходимости в уходе по болезни, инвалидности или старости сохраняется за заключившим страховой договор лицом. Взносы по этому виду страхования перенимает на себя «Agentur für Arbeit» по месту жительства застрахованного лица.
Современная система обязательного социального медицинского страхования в Германии призвана гарантировать заболевшему и членам его семьи сохранение привычного уровня жизни, ею охвачено 92% населения страны. Государство берет на себя только законодательные и контролирующие функции, а исполнителями являются самостоятельные организации – «больничные кассы» и ассоциации врачей. Ежемесячный взнос платится в равных долях работодателем и работающим. «Больничная касса» управляется собранием представителей, включающим 50% работодателей и 50% работников. Размер взноса определяется общим собранием, в среднем он составляет 13% от фонда оплаты труда. Взносы платятся при доходе больше 500 DM в месяц. Предельная сумма, с которой берутся взносы – 6000 DM в месяц.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--