Контрольная работа: Смыслоопределяющая функция религии в социальной жизни человека
2. Милосердие и благотворительность в традиционных российских конфессиях
Библиографический список
1. Смыслоопределяющая функция религии в социальной жизни человека
Под религией обычно понимается особая духовно-практическая связь между людьми, возникающая на основе общей веры в высшие ценности, которые для них являются основным смыслом жизни. Религия конституирует отношение человека к сверхъестественным, потусторонним силам. Религия предполагает доминирование в душе человека чувства зависимости и долженствования по отношению к дающей опору и достойной поклонения трансцендентной и тайной силе.
Всякое религиозное учение оформляется в процессе ответов на три взаимосвязанных вопроса:
а) есть ли Абсолют (Бог)?
б) как его познать?
в) как к нему практически относиться?
В зависимости от характера ответов на эти вопросы определяется понимание сущности религии. Наиболее известны следующие определения:
а) вера в сверхъестественное (Плотин),
б) восстановление связи с Богом как Полнотой Бытия,
в) особое чувство зависимости человека от бесконечного (Р. Шлеермахер),
г) символика первобытных мифов о природе (М. Мюллер),
д) вера в невидимые духовные существа (Э. Тайлор),
е) олицетворение и умилостливание тех природных сил, перед которыми люди беспомощны (Дж. Фрейзер),
ж) фантастическое отражение в форме неземных сил внешних обстоятельств, господствующих над человеком (Ф. Энгельс),
з) чувство священного (Дж. Хаксли),
и) универсальный невроз навязчивости в форме защиты от чувства внутренней неуверенности и страха (З. Фрейд),
к) ритуальная культивация социально принятых ценностей (Д.Фишер),
л) вера в судьбу (Д.Б. Пратт),
м) система истин, способных переделать характер принимающего их человека (А. Уайтхед),
н) стремление отстоять во что бы то ни стало всеобщую ценность какого-либо идеала (Дж. Дьюи).
Безусловно, одно взятое в отдельности определение не может передать всю полноту сущности религии, как совокупности отношений между человеком и Абсолютом. Каковы бы ни были различия в определении понятия религии, все исследователи согласны с тем, что она выполняет важнейшие функции в общественной жизни. Для отдельно взятых человеческих индивидов, как полагает М. Йингер, религия является средством решения «последних, конечных» проблем жизни, выступает как «отказ капитулировать перед смертью».
Религия отражает стремление человека и общества к непосредственной связи с Абсолютом. В зависимости от направлений поиска Абсолюта религии можно условно подразделить на эгоцентрические, социоцентрические и космоцентрические. Эгоцентрическая религия предполагает в качестве высшей и самодостаточной ценности восстановление духовной связи индивида со своим подлинным «Я» как вселенносоразмерным микрокосмом на основе принципа «Познай самого себя». Подчас индивидуальный микрокосм может пониматься не только как конденсат Вселенной, но и как снятая и вечно пребывающая в «Я» вся историческая смена людей, начиная с Адама и Евы. Этот вид религии способствует духовному совершенствованию, раскрытию творческого потенциала личности.
Социоцентрическая религия отражает стремление родового человека или определенных общественных групп к всеединству своих сущностных сил посредством воплощения искомой духовной целостности в избранном сакральном объекте. Основные разновидности социоцентрической религии – культы личности, государства, партии, избранного народа или социального класса, техники, науки. Процесс совершенствования индивидуальности человека может стимулироваться или тормозиться в зависимости от основных положений этой религии.
Космоцентрическая религия ориентирована на установление (восстановление, воспроизводство) связи людей с Богом, богами, энергетическим центром Вселенной, средоточием всех космических сил. Многие школы буддизма отрицают существование бога. Согласно их учению человек постоянно связан с космическим первоистоком и имеет возможность спастись через приближение к оси «колеса жизни», т.е. достигая состояния полного покоя (нирваны). Космоцентрические религии существуют в формах теизма, пантеизма и атеизма.
Подразделение религий на эгоцентрические, социоцентрические и космоцентрические позволяет применять понятие религии как по отношению к отдельному человеку, так и по отношению к большим социальным группам, обществу.
Религия осмысливает и в различных версиях интерпретирует эволюцию и горизонты духовной связи человека и Абсолюта. Эта связь может полагаться:
а) как изначально непосредственная, впоследствии прерванная и подлежащая восстановлению;
б) как ориентация на достижение (опосредованно через промежуточные уровни) определенного идеала – непосредственной связи;
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--