Контрольная работа: Социальная мобильность и циркуляция

Совокупность социальных перемещений людей в обществе, т.е. изменений их статуса, называется социальной мобильностью .

Существуют два основных вида социальной мобильности – межпоколенная и внутрипоколенная и два основных типа – вертикальная и горизонтальная.

Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции, либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители.

Внутрипоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Иначе она называется социальной карьерой.

Первый вид мобильности относится к долговременным, а второй – к кратковременным процессам. В первом случае социологов больше интересует межклассовая мобильность, а во втором – перемещение из сферы физического труда в сферу умственного.

Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты (сословия, классы, касты) в другую.

В зависимости от направления перемещения существуют восходящая мобильность (социальный подъем, движение вверх) и нисходящая мобильность (социальный спуск, движение вниз).

Повышение в должности – пример восходящей мобильности, увольнение, разжалование – пример нисходящей.

Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне.

Например: перемещение из одной религии в другую, смена одного гражданства на другое, смена профессии с одной на другую.

Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность. Она подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса.

Групповая мобильность происходит там и тогда, где и когда повышается или понижается общественная значимость целого класса, сословия, касты, ранга, категории.

Как показала история, причинами групповой мобильности служили следующие факторы: социальная революция, иностранные интервенции, межгосударственные войны, гражданские войны, военные перевороты, смена политических режимов, замена старой конституции новой, крестьянские восстания, создание империи.

Групповая мобильность имеет место там, где происходит изменение самой системы стратификации.

Индивидуальная мобильность – этоперемещение вниз, вверх или по горизонтали, происходит у каждого человека независимо от других. История показала: большинство людей начинает свою трудовую карьеру на одинаковом с родителями социальном уровне, и лишь очень немногим удается значительно продвинуться вперед. К факторам индивидуальной мобильности, т.е. причинам, позволяющим одному человеку достичь больших успехов, чем другому, социологи относят: социальный статус семьи, уровень получения образования, национальность, физические и умственные способности, получение воспитания, место жительства, выгодный брак.

Мобильные индивиды начинают социализацию в одном классе, а заканчивают в другом. Они буквально разрываются между несхожими культурами и стилями жизни. Они не знают как себя вести, одеваться, разговаривать с точки зрения стандартов другого класса. Часто приспособление к новым условиям остается весьма поверхностным.

Дистанция мобильности – это количество ступенек, на которые удалось подняться или пришлось опуститься индивидам.

Нормальной дистанцией считается перемещение на одну-две ступени вверх или вниз. Большинство социальных перемещений происходит именно так. Ненормальная дистанция – неожиданный взлет на вершину социальной лестницы или падение к ее основанию.

Под объемом мобильности понимается число индивидов, которые переместились по социальной лестнице в вертикальном направлении за определенный промежуток времени.

Если объем исчисляется количеством переместившихся индивидов, то он называется абсолютным, а если отношением этого количества ко всему населению, то – относительным и указывается в процентах.

Совокупный объем или масштаб мобильности определяет количество перемещений по всем стратам вместе, дифференцированный – по отдельным стратам, слоям, классам.

Изменение мобильности по отдельным слоям описывается двумя показателями. Первый – это коэффициент мобильности выхода из социального слоя. Второй – коэффициент мобильности входа в социальный слой. Он обнаруживает социальное происхождение людей.

На вертикальную и горизонтальную мобильность влияют пол, возраст, уровень рождаемости, уровень смертности, плотность населения. Перенаселенные страны чаще испытывают последствия эмиграции, чем иммиграции. Там, где высок уровень рождаемости, население более молодое и поэтому более подвижное и наоборот.

Уровень рождаемости неодинаково распределен по классам. У низших классов, как правило, больше детей, а у высших – меньше. Существует закономерность: чем выше человек поднимается по социальной лестнице, тем меньше детей у него рождается.

Высокая и низкая рождаемость в разных классах создает для вертикальной мобильности тот же эффект, какой создает для горизонтальной мобильности плотность населения в разных странах. Страты, как и страны, могут быть перенаселены или недонаселены.

Особый интерес представляют социальные институты – армия, церковь, школа, семья, собственность, которые используются в качестве каналов социальной циркуляции.

Армия наиболее интенсивно функционирует в качестве такого канала не в мирное, а военное время. Крупные потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий из более низких чинов. Повысившись в звании, они используют полученную власть, как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатств.

Церковь , как канал социальной циркуляции, переместила большое число людей с низов к вершинам общества. Помимо восходящего движения, церковь была каналом нисходящего движения. Тысячи еретиков, язычников, врагов церкви были отданы под суд, разорены и уничтожены. Среди них было немало королей, герцогов, князей, аристократов и дворян высокого ранга.

Школа . Институты образования и воспитания, какую бы конкретную форму они не приобретали, во все века служили мощным каналом социальной циркуляции.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 196
Бесплатно скачать Контрольная работа: Социальная мобильность и циркуляция