Контрольная работа: Социально-психологическая и профориентационная адаптация молодёжи
Студент-испонитель:
Литвиненко О.О.
ПС-2000, И/зо, А-1,V курс
Экономико-юридический факультет
Преподаватель:
Ручица Т.С.
г. Донецк, 2004 год
ПЛАН
1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ АДАПТАЦИЯ МОЛОДЁЖИ: ЗАДАЧИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ
2. МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ЦЕЛЯХ ПРОФОРИЕНТАЦИИ И ПРОФОТБОРА
3. СОСТАВЛЕНИЕ И ЗАПОЛНЕНИЕ КАРТЫ ПЕРВИЧНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОФКОНСУЛЬТАЦИИ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ АДАПТАЦИЯ МОЛОДЁЖИ: ЗАДАЧИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ
В целях достижения эффективных результатов профориентации молодёжи необходимо сбалансированное функционирование всех компонентов сложившейся системы профориентационной работы. Успех в профориентационной работе может быть достигнут только в результате системного подхода в её осуществлении. При этом следует реализовывать все компоненты (звенья) системы профориентации. Она включает профессиональное просвещение, предварительную профессиональную диагностику, профессиональную консультацию, профессиональный отбор (подбор), социально-профессиональную адаптацию и профессиональное воспитание.
Социально-профессиональная адаптация способствует дальнейшему утверждению молодежи в своем профессиональном выборе. Вместе с тем она выявляет недостатки предшествующей работы по профессиональному самоопределению учащихся и активизирует формирование новых установок, потребностей, ценностных ориентации, интересов и профессиональной направленности молодого человека в сфере труда. Поэтому адаптация (в переводе с латинского означает "приспособление") является своеобразным критерием эффективности профориентационной работы с молодежью.
Социально-профессиональная адаптация — процесс приспособления учащихся к будущей профессии в общеобразовательных школах, профтехучилищах, техникумах, вузах и т. д.
Процесс социально-профессиональной адаптации, можно подразделить на четыре этапа: подготовка к труду в семье и школе, выбор профессии, профессиональна подготовка, начало трудовой деятельности. Этот процесс также можно разделить на два периода: допроизводственный (в школе, СПТУ, техникуме, вузе) и производственный (уже непосредственно на работе).
Социально-профессиональная адаптация как процесс приобщения к труду начинается с раннего детского возраста, когда ребенок выращивает растения дома на приусадебном участке, ухаживает за животными и птицей в личном хозяйстве или в школьном живом уголке, участвует в шефской, тимуровской работе. В ходе изучения основ наук, на уроках трудового обучения, а затем профессионального обучения, во внеклассной и внешкольной работе, в трудовых объединениях школьников этот процесс углубляется и расширяется.
Для выпускников IX классов, изъявивших желание учиться в СПТУ, процесс адаптации продолжается в этом учебном заведении, для учащихся, поступивших в X класс, — в школе, УПК, в трудовых объединениях, после окончания школы (или среднего специального учебного заведения) — непосредственно на работе в производственных условиях или во время учебы в вузе, а после окончания вуза — на предприятии, в организации, учреждении.
Под социально-профессиональной адаптацией понимают также социально-экономический процесс приспособления человека к осваиваемой профессии. В ходе приспособления к конкретной профессии окончательно выясняется, правильно ли ответил человек на "кем быть?" и "каким быть?". В этот период не только профессиональная адаптация на своем рабочем месте, но и включение личности в ту или иную социальную профессиональную группу, трудовой коллектив, освоение социально-психологических, социально-экономических, производственных отношений в этой группе (коллективе), следовательно, в компоненте адаптации к профессии можно выделить три взаимосвязанные стороны: социально-психологическую, социально-экономическую и непосредственно профессиональную.
Социально-профессиональная адаптация предполагает овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками, умением быстро ориентироваться в различных производственных ситуациях, производственных отношениях, контролировать и программировать свои действия. В этом отношении большую роль может сыграть включение учащихся в трудовой процесс на рабочих местах, выделенных для профессионального обучения базовым предприятием.
Социально-психологическая адаптация заключается в приспособлении молодого работника к правилам поведения, действующим в трудовом коллективе. Сюда входит ознакомление с целями и задачами коллектива, его традициями, отношениями между руководителями и подчиненными в условиях демократии и гласности, между смежными подразделениями, с критериями оценки действий работника в коллективных формах организации труда.
Успешность адаптации молодого человека на производстве во многом зависит от того, как его встретят, каковы будут его первые впечатления о взаимоотношениях в коллективе, о своем рабочем месте. Поэтому особую важность приобретают установившиеся во многих коллективах традиции торжественного посвящения в рабочие, вручение трудовой книжки, первой зарплаты, принятие молодыми (колхозниками, рабочими, служащими) торжественной присяги и т. д.
На предприятиях, где работа с молодежью поставлена на высоком уровне, разработан определенный порядок приема подростков и юношей на работу. С ними беседуют в отделе кадров выясняют их интересы, жизненные планы знакомят с целями и задачами коллектива предприятия, его традициями, возможностями для повышения общеобразовательного и профессионального уровня. Затем с каждым молодым человеком беседует начальник цеха, мастер. Далее новичка направляют в кабинет или лабораторию профориентации, в музей трудовой славы. И, наконец, мастер ведет рабочего на место его работы знакомит с бригадой, оборудованием, наставником.
Как правило, человек быстрее осваивается с работой и входит в жизнь трудового коллектива, если чувствует доброжелательное, внимательное отношение к себе, если общественная жизнь коллектива полнокровна и насыщена интересными делами. В нравственно здоровых коллективах с высоким уровнем социальных отношений степень удовлетворенности работой и избранной специальностью значительно выше.
С первых дней работы профсоюзная организации должны привлекать молодого работника к участию в общественной жизни, художественной самодеятельности, спортивно-массовой работе и т. д.
Особого внимания требуют юноши и девушки, пришедшие на предприятие сразу после окончания средней школы, имеющие еще слабые производственные умения и навыки. Лучших результатов в их организации достигают на предприятиях, где рабочих ставят сначала на рабочее место, на котором можно быстро приобрести опыт и необходимые знания, умения, навыки, хорошо освоить профессию. Затем молодому человеку предлагают или остаться на этом рабочем месте, или перейти на другое место в бригаде.
Быстрее и успешнее протекает процесс адаптации молодых рабочих, которые оканчивают профессионально-техническое училище. У них более высокий уровень теоретической подготовки, выше разряд, и работают они, как правило, с большим интересом.
Заслуживает внимание опыт предприятий, имеющих тесный контакт со школами и СПТУ, выпускники которых приходят к ним на работу.
Успешно решаются проблемы социально-профессиональной адаптации на предприятиях, формирующих бригады на единый наряд с учетом возраста рабочих. Молодых рабочих направляют в молодежные бригады. В этих бригадах общность интересов всех членов бригады, взаимопонимание между ними, возможность совместного труда и отдыха становятся важным моральным стимулом трудовой активности, способствуют возникновению увлеченности, удовлетворенности избранной профессией. Все это положительно сказывается на повышении производительности труда и выполняемой работы.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--