Контрольная работа: Социология современных сообществ
Структуры социального взаимодействия, возникающие с использованием новых информационно-коммуникативных технологий, являются предметом изучения уже достаточно длительное время – со второй половины 80-х годов, когда стала развиваться тенденция превращения сети Интернет в массово-доступную коммуникативную среду, не только замещающую традиционные технологии в этой сфере, но и создающую новые аспекты взаимодействия между людьми.
Интернет является неотъемлемой частью современной реальности. Это обуславливает необходимость его всестороннего изучения. Отражением общественного мнения в глобальной сети являются блоги - электронные дневники. Исследуя блогосферу, можно проследить культурную, политическую жизнь общества, составить прогнозы. Согласно результатам исследования, за 2008 год число русскоязычных дневников выросло в 2,6 раза. Их доля в мировом масштабе составляет 3%. Средний возраст владельца составляет 22 года, около 60% авторов — женщины. Один из индикаторов - «Пульс блогосферы» - распределение внимания по темам во времени. Базой данных служат 45 миллионов записей на портале blogs.yandex.ru3.
Особенности изучения общественного мнения блогосферы методом контент-анализа
Эффективный способ исследования СМИ – контент-анализ. Начало использованию метода положил Г. Лассуэл. Сфера электронных дневников сегодня охвачена лишь маркетинговыми исследованиями, хотя контент-анализ применим и к изучению общественного мнения блогосферы.
Цель исследования – выявить особенности использования метода контент-анализа в исследованиях блогосферы. Задачи – разработать механизм применения метода, рассмотреть в качестве примера несколько смысловых единиц и выделить достоинства и недостатки механизма. Основываясь на данных статистического портала и процедуре применения метода контент-анализа, была разработана прикладная схема исследования аспектов мнения авторов электронных дневников в Интернете – блогов – по актуальным вопросам современности.
Разработанный механизм, в соответствии с задачами исследования, был опробован на примере нескольких смысловых переменных. Это позволило проиллюстрировать теоретические аспекты и показать аналитические возможности алгоритма. Результаты исследования выявили негативные и позитивные особенности использования метода контент-анализа в исследованиях блогосферы.
Изучение общественного мнения блогосферы методом контент-анализа слабо освещено в современной научной литературе, что предоставляет широкие возможности для дальнейшей проработки темы. Использованный метод применим к исследованиям во многих сферах социальной действительности. Это обусловлено возможностью обработки и анализа большой базы данных с помощью современных технологий.
Специфика социологических методов сетевых сообществ
О возможности возникновения виртуальных коммуникативных сообществ говорил еще один из основателей кибернетики Винер. Новое социальное пространство уже давно осваивается путем художественной рефлексии – особо в этом преуспели писатели – фантасты и кинематографисты. Первичный опыт отношения (архетип, модус структурирования восприятия) к киберсообществам коренится в культурных событиях 60-70 г.г. двадцатого столетия – прежде всего в становлении социального альтернативизма «новых левых».
Первые реальные Internet-сообщества возникли в 1979 г., в связи с появлением открытых электронных досок объявлений (bulletin board system, сокращено BBS). С возникновением в 80-х годах групп рассылки электронных сообщений и чат-форумов это явление получило дальнейшее развитие.
Возникающие массовые общности в Сети, которые сначала были продолжением традиционных социальных сообществ (пользователи информационно-аналитических, финансовых, коммерческих, научных структур), затем стали возникать нетрадиционные сообщества, которые стали именоваться «киберсоциумами», «виртуальными», или «онлайн-сообществами», применяется также понятие «киберобщина». Естественно, что они стали предметом внимания со стороны социологов.
Однако, существующие в настоящее время методики для исследования Интернет аудитории (такие как КОМКОН-2, Intersurvey и т.д.) напралены преимущественно на выявление мнения по тому или иному вопросу, а не на изучение самих киберсообществ.
Проблема применения традиционных социологических методов для изучения сетевых сообществ заключается в том, что в данном случае они приобретают свою специфику. Можно выделить четыре основных метода, применимых для исследования киберсообществ:
· Implicit poll («латентный опрос»)
· Социолингвистическое наблюдение
· Скрытое включенное наблюдение
· Анализ дневников в Интернете
Остановимся на первых двух из них поподробнее. Implicit poll («латентный опрос») – новая техника on-line опросов, разработанная нами для изучения сетевых сообществ и была апробирована путем пилотажного исследования (на примере сайта знакомств).
Суть данной методики заключается в том, что респондент не знает о своем участии в опросе. Данный опрос проводится следующим образом: исследователь регистрируется на сайте знакомств, а затем рассылает попавшим в выборку членам данного сообщества так называемый «тест на совместимость», который им и предлагается пройти, и отправить обратно для получения результатов. Соответственно тоже самое делают и их «вторые половинки» по их просьбе. Для этого присваивается определенный код. За генеральную совокупность принимаются все посетители сайта, их число указывается на самом сайте. В отличие от других видов on – line опросов в данном исследовании можно использовать квотную выборку (по полу, по возрасту, и частоте посещения сайта). Анкета состояла из трех вопросов, касающихся личностных качеств посетителей сайта. Из 100 отосланных анкет, процент возврата составил 60%.
Так как цель исследования заключалась в проверке инструментария, то можно сделать вывод, что данная методика может применяться на практике. В рамках данной методики возможны различные модификации (различные вопросы), отличительной чертой данной методики является заинтересованность респондентов в опросе.
Второй метод, который можно использовать для изучения киберсообществ - социолингвистическое наблюдение. Общение в Интернет представляет собой новый вид социальной коммуникации. Специфика такого общения состоит в том, что письменная речь совпадает с устной, т.е. слово предстает здесь как единство звука и формы. Суть данного метода состоит в анализе речи респондента и выявлении различных характеристик. Исследователь фиксирует наблюдаемый речевой материал. В обычном социолингвистическом наблюдении фиксация может осуществляться двумя основными способами: вручную и инструментально. В режиме on-line необходимо фиксировать информацию только вручную, также возможно только включенное наблюдение, ввиду незаинтересованности в различных исследованиях.
Итак, нами были названы только некоторые методы исследования сетевых сообществ. Для исследования их необходимо применять не только количественные , но и качественные методы социологического исследования, однако необходимо будет выявить их специфику для изучения сетевых сообществ.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что социологические методы применимы к исследованию киберсообществ, однако при их применении следует учитывать специфику сетевых сообществ.
Методики измерения отчуждения в современной социологии
Проблема отчуждения не является новой для современной российской социологии, вместе с тем, в социологической литературе наблюдается нехватка эмпирических исследований по данной проблеме. Все разговоры об отчуждении ведутся на уровне абстрактных философских категорий и понятий, либо ограничиваются обсуждениями отдельных аспектов данной проблемы, не учитывая тот аспект, что социология это, прежде всего эмпирическая наука. В связи с эти встаёт вопрос – как измерить уровень отчуждения? Следует признать, что на данный вопрос российская социология на сегодняшний день не может дать адекватного ответа, а западными учёными накоплен богатый опыт в решении данного вопроса.
Признанным авторитетом в западной социологии по проблеме отчуждения является Р. Блаунер. Его методика измерения отчуждения в сфере труда заключается в следующем. Он выделяет 4 типа отрасли промышленности в зависимости от степени автоматизации: 1) отрасли с доминированием ручного труда, с небольшим числом стандартов на продукцию, в качестве примера приводится полиграфическая промышленность; 2) отрасли, ориентированные на применение машинных технологий (в большей степени, чем полиграфическая промышленность), с доминированием стандартизированных производственных процессов, например текстильная промышленность; 3) технология сборочного конвейера, свойственная для автомобилестроительной отрасли, где массовое производство и «высокорациональная организация работы» с поточными линиями и полуавтоматами; 4) непрерывный технологический процесс, характеризующийся непрерывным типом производства, например химическое производство, работа электростанции. Р. Блаунер измеряет отчуждение, испытываемое рабочими в этих четырех производственных ситуациях, и выделяет 4 типа отчуждения:
1) Бессилие. Личность испытывает отчуждение данного типа, когда является не субъектом, а объектом, управляемым людьми или какой-нибудь иной внешней системой.
2) Бессмысленность. Отчуждение данного типа возникает тогда, когда работник, не чувствует, что его собственные действия и деятельность, которую он выполняет, не приводит к достижению жизненно важных целей, не является заметным вкладом в деятельность его коллектива, организации и общества в целом.
3) Изоляция. Данный тип отчуждения возникает при условиях разрыва личных связей, когда работник, находясь в обществе, не чувствует себя его членом. Рабочий может испытывать данный тип отчуждения даже вследствие таких причин как неудачно оборудованное рабочее место или неудобный график работы.
4) Самоотчуждение. Данный тип отчуждения возникает в условиях, когда работа становится самоцелью, когда трудовая деятельность не способствует проявлению индивидуальности и изобретательства и негативно влияет на чувство собственного достоинства.
Иной взгляд на отчуждение демонстрирует социальный психолог Дж. Рэй, разработавший методику для измерения общего уровня отчуждения. Его опросник получен путём факторного анализа 168 утверждений. Итоговая версия опросника состоит из 20 утверждений и измеряет общий уровень отчуждения по 6 шкалам: отсутствие норм, бессилие, утрата смысла, социальная изоляция, неудовлетворённость, цинизм. Шкалы представляют собой примерно равное количество прямых и обратных пунктов, с которыми респондент должен выразить степень своего согласия (от полностью согласен до полностью не согласен). Но методика Дж. Рэя обладает существенными ограничениями:
1) шкалы являются очень короткими, поэтому возникает проблема точности измеряемого явления;
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--