Контрольная работа: Совершенствование социального страхования
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Совершенствование социального страхования
Выводы
Литература
Введение
Тема работы «Совершенствование социального страхования».
В работе проанализированы фундаментальные основы государственной системы общественно-экономических мероприятий, направленных на материальное обеспечение и защиту населения от социальных рисков, приведены предложения по совершенствованию системы социального страхования во время нынешней финансово - экономического кризиса и на перспективу.
Социальное обеспечение (социальная защита) представляет собой систему общественно-экономических мер, направленных на материальное обеспечение населения в случае наступления социальных рисков (болезни, инвалидности, старости, утраты кормильца, безработицы, несчастного случая на производстве и т. д.). Дефицит бюджетных средств не позволяет кардинально решить в ближайшее время проблемы социальной сферы в Украине. А потому назревает необходимость в безотлагательном реформировании как системы социального страхования в целом, так и пенсионной системы, в частности исходя из объективных возможностей нашей экономики. Опыт стран, переживших достаточно сложный экономический период, аналогичный тому, который сегодня проходит Украина, показывает, что общество может решить целый ряд экономических, социальных и политических проблем при помощи личного страхования. Необходимость добровольного личного страхования обусловлена как рискованным характером воспроизводства рабочей силы, так и повышенной степенью риска жизни в связи с урбанизацией, ухудшением состояния окружающей среды, а также ростом доли людей преклонного возраста в общей численности населения. Это усложняет защиту личных интересов граждан со стороны государства и предполагает формирование защитных механизмов посредством распределения индивидуальных доходов. С макроэкономической точки зрения социальное обеспечение - это система управления социальными рисками с целью компенсации вреда, снижения и предотвращения их влияния на процесс расширенного воспроизводства населения. Как социально-экономическая категория социальное обеспечение - это отношения по перераспределению национального дохода для обеспечения установленных социальных стандартов жизни каждому человеку в условиях социальных рисков.
Совершенствование социального страхования
В разных государствах системы социальной защиты формировались с учетом специфики экономического, социального и культурного развития. Однако, вопреки отличиям в путях развития и особенностях организации, качестве и объеме услуг, а также в методах финансирования, все системы социальной защиты функционируют на основе единых принципов. Рассмотрим эти принципы и главные отличия систем социальной защиты в разных развитых странах.
В качестве примера можно привести Германию - демократическое и социальное государство. Целью социального государства является учет индивидуальных правовых возможностей гражданина, полученных в результате собственного труда, а не его всеобщее обеспечение и обслуживание. Весь мир признает эффективность социальной системы Германии, хотя социальные услуги, которые получают только те, кто в них нуждается, составляют свыше 30% в совокупном общественном продукте. Именно для этого было разработано много социальных законов, касающихся денежного обеспечения при болезни, достижении пенсионного возраста или несчастном случае.
Порядок социального страхования в Германии регулируется Социальным кодексом и отдельными законами, большинство которых направлены на социальную защиту определенных групп населения (например, закон о социальной защите художников). Интерес представляет и система пенсионного страхования, в частности, с научной и методологической позиций. В соответствии с Социальным кодексом, лицо может либо быть включено в систему обязательного пенсионного страхования или быть застраховано по другой системе и получать пенсию по старости в полном объеме, либо быть освобождено от обязательного пенсионного страхования и быть застраховано в системе страхования профессиональных групп. Социальное страхование в Германии делится на обязательное и добровольное и осуществляется по 5 основным направлениям: пенсионное, медицинское, от несчастных случаев, по безработице и инвалидности. Германия занимает 4-е место в Европе по размеру выплачиваемых пенсий для лиц старше 60 лет, уступая только Люксембургу, Франции и Дании. При этом система пенсионного страхования Германии предполагает проведение действий, необходимых для избежания досрочного выхода на пенсию и направленных на сохранение, улучшение и восстановление трудоспособности, а также содействие профессиональному развитию и переквалификации физических лиц. Страхование состоит из 3 элементов, являющихся отдельными системами: обязательное пенсионное страхование, пенсионное страхование на предприятиях и частное пенсионное страхование.
В Германии предоставляется денежное обеспечение в случае бедности тем гражданам, которые не получают никакой помощи и самостоятельно не способны себя обеспечить. На него имеют право как граждане Германии, так и граждане другого государства, постоянно проживающие на территории страны. Речь идет о денежных средствах на содержание жилья, минимальное обеспечение жизненных потребностей или потребностей, связанных с особыми условиями жизни, например инвалидностью, болезнью или старостью. Около 8,5% населения получают такое социальное пособие. Сегодня значительную финансовую поддержку в Германии имеет семья. Для повышения рождаемости с 2007 г. вместо пособия на воспитание было введено так называемое "родительское пособие", финансируемое из бюджета, размер которого зависит от уровня доходов семьи. Его может получать мать или отец в зависимости от того, кто берет перерыв в работе.
Отметим, что аналогичные меры предпринимаются и в Украине, и с расширением финансовых возможностей размеры такой помощи, безусловно, будут увеличиваться.
Что касается системы медицинского страхования, то она тоже не однородна в разных странах. Так, в Германии она состоит из 5 основных компонентов. Первый - стационарное медицинское обслуживание. В начале XXI в. расходы на стационарное обслуживание составляли 40% всех расходов на медицинскую помощь; почти 60% всех врачей работают в больницах стационарного обслуживания. Второй - амбулаторное обслуживание. Третий - обеспечение медикаментами. Цены на медикаменты для населения равняются третьей части от их рыночной цены. Они продаются только по рецепту, что позволяет контролировать также и их качество. Оплата лекарств осуществляется через больничные кассы, а их полную стоимость покрывает медицинская страховка. Четвертый компонент - финансирование программ для лиц, которые не могут лично участвовать в программах обязательного медицинского страхования. Пятый - медицинское обслуживание на предприятиях, на которое приходится 4,3% всех расходов на здравоохранение.
Совершенно очевидно, что некоторые из этих элементов социальной защиты следует использовать при совершенствовании системы страхования в Украине.
Образцом современной концепции развития Европы является также Швеция. Социальную защиту скандинавская модель понимает как законное право гражданина и содержит широкий перечень разных социальных рисков и жизненных ситуаций, требующих поддержки общества. Получение социальных услуг и выплат, как правило, гарантировано всем жителям страны и не обусловлено занятостью и уплатой страховых взносов. Уровень социальной защищенности, предложенный этой системой, весьма высок, и не последнюю роль в этом играет активная перераспределительная политика, направленная на выравнивание прибылей. Наполнение социальных фондов происходит в основном за счет налогов, хотя страховые взносы тоже важны.
Данная система социальной защиты не может быть использована в Украине в полном объеме в силу намного более низкого уровня государственного развития. Однако отдельные ее положения заслуживают детальной проработки с целью адаптации к украинским реалиям.
В американской модели социальной политики присутствует либерализм. Система основывается на принципе отделения социальной защиты от свободного рынка и ограничения защиты тех, кто не имеет других доходов, кроме социальных выплат. В целом при такой модели обеспечиваются достаточно высокий уровень и качество жизни основной части населения. Социальная поддержка граждан осуществляется за счет развитых систем страхования. Государство использует незначительные трансфертные платежи от уплаты налогов для предоставления пособий и субсидий определенным слоям населения. Материальная помощь носит адресную направленность и предоставляется только после проверки ее необходимости.
Сегодня этот тезис очень актуален и для системы социальной защиты и поддержки малообеспеченного населения Украины.
Рассмотренные примеры систем социальной защиты населения других стран позволяют в целом критически оценить действующую в Украине модель социального страхования, а также предложить меры по совершенствованию ее составляющих -отдельных фондов. Социальное страхование - фундамент государственной системы социальной защиты населения Украины, на основе которого осуществляются материальное обеспечение и поддержка нетрудоспособных граждан за счет фондов, сформированных трудоспособными членами общества.
Фонд социального страхования в связи с временной утратой трудоспособности (далее - Фонд) является органом, осуществляющим руководство и управление всеобщим обязательным государственным социальным страхованием в связи с временной утратой трудоспособности и расходами на похороны, собирающим и аккумулирующим страховые взносы и другие денежные средства, предназначенные для материального обеспечения и предоставления социальных услуг, виды которых предусмотрены ст. 34 Закона Украины "О всеобщем обязательном государственном социальном страховании в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, связанными с рождением и похоронами" № 2240 от 18 января 2001 г. (далее - Закон).
Всеобщее обязательное государственное социальное страхование в связи с утратой трудоспособности и расходами на похороны предполагает материальное обеспечение граждан в случае потери заработной платы (дохода) вследствие временной утраты трудоспособности (включая уход за больным ребенком, ребенком-инвалидом, больным членом семьи), по беременности и родам; частичную компенсацию расходов, связанных со смертью застрахованного лица или членов его семьи, а также предоставление социальных услуг за счет Фонда, средства которого направляются на: выплату застрахованным лицам помощи по временной нетрудоспособности, в связи с беременностью и родами, на похороны; финансирование санаторно-курортного лечения и оздоровления застрахованных лиц и членов их семей; внешкольное обслуживание, в том числе приобретение детских новогодних подарков; создание резерва страховых денежных средств в расчете не менее пяти календарных дней для финансирования материального обеспечения застрахованных лиц; обеспечение текущей деятельности и содержание органов Фонда, развитие его материально-технической базы.
Источниками средств Фонда являются: страховые взносы страхователей-работодателей и застрахованных лиц, уплачиваемые на условиях и в порядке, предусмотренных законодательством; суммы не принятых к начислению расходов страхователя по данному виду государственного социального страхования, пени, штрафов и других финансовых санкций, примененных к страхователю и должностным лицам; благотворительные взносы предприятий, учреждений, организаций и физических лиц; ассигнования из государственного бюджета Украины; прибыль, полученная от временно свободных средств Фонда, в том числе резерва его страховых средств, на депозитном счету; другие поступления в соответствии с законодательством.
В случае несвоевременной или неполной уплаты страховых взносов страхователем (в том числе физическим лицом, не имеющим статуса предпринимателя, но использующим наемный труд, уклонившимся от подачи заявления о взятии на учет как плательщика страховых взносов) он уплачивает сумму доначисленных контролирующим органом страховых взносов (недоимки), штраф и пеню. За несвоевременность уплаты страхователем страховых взносов на него налагается штраф в размере 50% суммы подлежащих уплате страховых взносов за весь период, прошедший после дня, когда страхователь был принят на учет. За неполную уплату страховых взносов на страхователя налагается штраф в размере сокрытой (заниженной) суммы заработной платы, на которую начисляются страховые взносы, а в случае повторного нарушения - в троекратном размере указанной суммы.
За нарушение порядка расходования страховых средств налагается штраф в размере 50% подлежащей выплате суммы страховых взносов. Пеня начисляется исходя из 120% учетной ставки НБУ, действовавшей на момент уплаты суммы, начисленной на полный размер недоимки (без учета штрафов) за весь ее срок. Не уплаченные в срок страховые взносы, пеня и штраф взимаются со страхователя в бесспорном порядке.
Анализируя положения, регламентируемые упомянутым выше Законом, можно сделать вывод, что ревизионная работа органов Фонда была четкой и понятной до того момента, когда Кабинет Министров Украины принял новые постановления, которые, к сожалению, оказались далеко не совершенными. Прежде всего, речь идет о Постановлении КМУ "Об утверждении критериев, по которым оценивается степень риска от проведения хозяйственной деятельности и определяется периодичность проведения плановых мероприятий, связанных с государственным надзором (контролем) в сфере всеобщего обязательного государственного социального страхования по временной утрате трудоспособности и расходами, связанными с похоронами" № 547 от 3 июня 2009 г. Что изменило его принятие? Проверки теперь можно проводить у отдельных страхователей, а именно у тех, у кого фонд оплаты труда за предыдущий год превышал 1 млн. грн.; у тех, у кого средняя дневная сумма расходов превышает среднюю дневную заработную плату; у тех, у кого имеется просроченная задолженность по уплате страховых взносов, и у тех, кто не подает отчетность. Результат - большое и не совсем целесообразное ограничение.
Целью правительства вроде бы было облегчение деятельности малого и среднего бизнеса в период финансового кризиса. Однако помогло ли это? Ответ однозначный - нет. Ведь закончится срок действия данного постановления, и с 1 января 2011 г. тем, кому сейчас "помогают", придется пережить контрольно-ревизионный бум всех контролирующих органов за большой необревизированный период. Целесообразно ли в настоящее время не осуществлять проверки, если организация на протяжении всего рассматриваемого периода ведет финансовую деятельность и допускает ошибки или злоупотребления в использовании средств Фонда? Имеет ли значение, когда их выявят - в 2009 или 2011 г.? Уверенно можно сказать, что такое ограничение излишне и совершенно не помогает предприятиям и учреждениям. Опыт подсказывает, что в перечень организаций, в которых можно проводить проверки, нужно включить, как минимум, тех, у кого независимо от фонда оплаты труда за год суммы расходов на оплату временной нетрудоспособности превышают 10 прожиточных минимумов.
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--