Контрольная работа: Современное образование в США
Подготовила студентка
1ого курса А-12 факультета иностранных языков
Лонская Владимира
Проверила
Башаркина Е. А
Могилев 2009г.
ОБРАЗОВАНИЕ В США: СОСТОЯНИЕ И ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ
К началу нового века в США сформировалась высокоразвитая система образования, достаточно сложная и многоступенчатая, состоящая из нескольких звеньев.
Система образования в США, особенно система формального образования (средняя школа, профессиональные училища и высшие учебные заведения), доступна самым широким слоям американского населения. Это обусловливается общим высоким уровнем развития системы образования в стране, его многоцелевым и многофункциональным характером
В целом из государственных источников (федерального, штатных и местных бюджетов) финансируется абсолютное большинство - 4/5 всех учреждений сферы образования США (от учреждений дошкольного образования до вузов).; лишь 20% всех учреждений образования поддерживается частным капиталом (корпорациями, частными фондами и отдельными лицами) - Такое соотношение отражает важнейшую особенность американской системы формального образования - преобладающую роль государства в его финансировании.
Немаловажно, что сфера образования располагает многочисленными и хорошо подготовленными педагогическими кадрами.. Весьма велика и численность административного персонала, работающего в системе образования - более 1,2 млн. человек .
Первый базисный элемент американского образования - это система школьного (среднего) обучения, призванная давать как основы специальных профессиональных знаний, так и общие знания гуманитарного характера, ориентированные на общее развитие детей и подростков.
При характеристике американской средней школы следует иметь в виду, что она по многим параметрам заметно отличается от зарубежных систем образования, в том числе и от белорусской. Так, применительно к США вряд ли вообще можно говорить о некоей "системе" среднего образования в стране - столь заметны могут быть различия в программах, требованиях и методах обучения в различных регионах и школах страны. Здесь нет единых образовательных программ и стандартов, нет единых источников финансирования; помимо различных государственных органов на всех уровнях - федеральном, штатном и особенно местном - в принятии решений по финансовым и организационным вопросам, по формированию программ и методов обучения, по оценке качества обучения могут участвовать представители бизнеса и общественных организаций, родители. Формально - по Конституции США - именно штатам делегированы основные полномочия и ответственность за состояние среднего образования в стране. Однако традиционно именно на местном уровне - причем не чиновниками, а общественными организациями родителей и учителей, а также школьными советами - реально принимаются все главные решения о том, чему и как учить американских детей.
Высокая степень контроля местных властей и общественности над деятельностью школ - характерная особенность системы государственного школьного образования США. Этот принцип заложен и в организации школьного дела. На уровне штата вопросами образования занимается министерство образования штата, руководство которого назначается губернатором либо избирается населением.
Территория каждого штата разделена на школьные округа, во главе которых стоят школьные комитеты (называемые также школьными советами, советами школьных попечителей и т.п.), преимущественно избираемые населением. Школьные комитеты, состоящие из представителей педагогической общественности, и определяют школьную политику на местах, назначая для оперативного руководства школами профессионального управляющего - суперинтенданта школ округа. Примерно в половине штатов имеется еще одна, промежуточная ступень в организации среднего образования - отделы образования графств и, соответственно, должности суперинтендантов школ графств.
Таким образом, можно говорить о чрезвычайно многообразной и сложной системе организации среднего и начального образования в США, имеющей как свои несомненные плюсы, так и многочисленные минусы. И если к достоинствам такой системы относится именно ее многообразие и учет местных особенностей и потребностей, то к недостаткам - отсутствие единых образовательных стандартов. Вместе с тем, несомненно, наличие столь масштабной и для 90% детей бесплатной системы школьного образования (бесплатным государственное среднее образование в США стало с начала нынешнего века) является крупным социальным достижением американского общества.
Школьное образование: успехи последнего времени
Высокий уровень развития американского образования отнюдь не означает отсутствие каких бы то ни было проблем. В 1983 г. в США был опубликован доклад группы экспертов, название которого звучало весьма алармистски - "Нация в опасности". Доклад, который был посвящен серьезным проблемам американской системы образования и который констатировал существенное отставание США по ряду ключевых направлений его развития, привлек большое внимание как общественности, так и правительства, стал своего рода катализатором более активных действий общества и государства по улучшению положения в данной сфере.
Особое внимание было обращено на среднее образование, его качество. Например, по оценкам экспертов, выпускники японских школ превосходили по знаниям своих американских сверстников примерно на 4 года обучения. Многие выпускники демонстрировали весьма слабый уровень подготовки: 28% опрошенных школьников не смогли правильно передать содержание прочитанного текста, 10% - грамотно написать заданный текст. Особенно низкий уровень знаний школьников отмечался в области естественных наук и математики.
За 1990-е годы был достигнут прогресс по ряду конкретных показателей, особенно в тех областях образования, где США отставали от других стран. Так, в средней школе стало уделяться гораздо больше внимания преподаванию математики и естественнонаучных дисциплин - объем предоставляемого материала в них возрос соответственно на 49 и 33%.
Несмотря на эти усилия и результаты, американские школьники, по оценке экспертов, все еще уступают в знаниях по математике и естественным наукам многим зарубежным сверстникам.
Закон ориентирован прежде всего на поддержку штатов и местных органов власти, на которые и падает главная ответственность за развитие среднего образования. Он, в частности, предполагает выделение грантов штатам и местным органам власти для разработки стандартов образования и улучшения его инфраструктуры.
Законодательство определило восемь общенациональных целей в области школьного образования:
увеличить долю молодых людей, заканчивающих среднюю школу;
поднять уровень подготовки школьников;
улучшить уровень подготовки школьников в области математики и естественнонаучных дисциплин;
повысить общую грамотность населения;
улучшить подготовку педагогических кадров;
обеспечить безопасность учащихся в школах;
увеличить готовность и оснащенность школ;
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--