Контрольная работа: Современные технократические концепции развития мировой цивилизации
Кризис эмпирической социологии на рубеже 30-40-х гг.: «теоретическая неопределенность и отсутствие целостного образа современного общества
Концепция единого индустриального общества. Теория конвергенции и деидеологизации: прозападная (Р. Арон, У.Ростоу) и «параллельная» (З, Бзежинский, П.А. Сорокин) – идеи сближения , сглаживания и заимствования двух индустриальных систем – капитализмом и социализмом- сильных сторон и черт друг друга
Споры о путях модернизации: соотношение вестернизации и самостоятельного социального творчества
Концепции массового общества. Опасности тоталитаризма. Идеи Х.Арендт, Р. Арона, К. Манхейма
Альтернативная демократическая теория массового общества Д. Белла, С. Липсета, Э. Шилза и др.
Сравните марксистскую концепцию стадиальности исторического процесса и теорию У.Ростоу
В чем сходство марксистской теории генезиса капитализма и теории глобализации И. Валлерштайна
Можно ли считать, что теория конвергенции себя оправдала в свете распада СССР
Каковы экономические причина становления информационного общества? Каковы его черты
Можно ли согласиться с таким мнением: «В информационном обществе тоталитаризм невозможен, так как на первый план выходит не машина, а человек, человеческий фактор». Обоснуйте или опровергните этот тезис
Литература
Кризис эмпирической социологии на рубеже 30-40-х гг.: «теоретическая неопределенность и отсутствие целостного образа современного общества
На рубеже 30-40-х годов появились первые сомнения в плодотворности эмпиризма, в его правомерности представлять всю социологию как науку. Дело в том, что акцентирование роли методики исследований сопровождалось теоретической неопределенностью: понятия малой группы, человеческих отношений, общественного мнения, роли и т.д. не образуют взаимосвязанного целого, составляющего «теорию общества». Поэтому накопление огромного эмпирического материала без кодификации «повисает в воздухе» и грозит потерей контроля над ним. Обнаружилась неудовлетворенность исследованиями сугубо прикладного характера. О содержательной бедности эмпирической социологии говорили: собирание фактов, тривиальное их сопоставление, отыскание простейших зависимостей между переменными. Стало очевидным, что возможности ее ограничены, а эмпиризм не является целостным научным познанием.
Узость теоретических возможностей, сосредоточение внимания на сюжетах повседневной жизни, автономном функционировании отдельных социальных явлений (безработица, эмигранты, реклама и т.д.) привело к тому, что представители эмпирической социологии не могли связать отношение части и целого. Так как социальные явления можно адекватно интерпретировать лишь как проявления общественной жизни в целом, возникал вопрос, способна ли социология быть средством для решения важных социальных проблем для совершенствования жизни общества.
Возникла необходимость поиска «научно точной» методологии и методики социологического познания. Нужно было ликвидировать образовавшийся разрыв между эмпирическим и теоретическим уровнями научного познания.
Исходя из признания доминации общества в рамках трихотомии «Общество- малая группа- индивид», новая социология возвратилась к изучению общих социальных проблем. Поскольку закономерности природы человека рассматривались в ней как универсальные (неизменные), то и макросоциальные закономерности представлялись едиными для всех времен и народов. Одновременно указывалось на ограниченность психологических изысканий в малых группах и попыток через групповую психологию выйти на умозаключения в социетальных системах. В результате произошло разграничение социологии и социальной психологии, наметился поворот к возрождению к теоретической (академической) социологии.
Концепция единого индустриального общества. Теория конвергенции и деидеологизации: прозападная (Р. Арон, У.Ростоу) и «параллельная» (З, Бзежинский , П.А. Сорокин) – идеи сближения , сглаживания и заимствования двух индустриальных систем – капитализмом и социализмом- сильных сторон и черт друг друга
Единое индустриальное общество выступает в двух вариантах: 1) капитализм и 2) социализм — как формы хозяйствования и специфические системы социальной организации. Социалистическая система представляет собой индустриальное закрытое (тоталитарное) общество, основанное на общественной ответственности и приоритете коллективного над индивидуальным.
В то же время вторая индустриальная революция стимулировала переход капиталистической системы в развитое (открытое, демократическое) индустриальное общество, в котором революция в собственности и доходах создает новую социально-экономическую систему — «государство всеобщего благоденствия», где социальное партнерство ликвидирует политические формы господства и классовой борьбы.
Основополагающие принципы индустриального общества:
1. Частная собственность как основа экономического роста, личной свободы и защиты социального порядка. При этом связь между результатами работы и работниками осуществляется и через владение акциями (диффузия капитала).
2. Бизнес как двигатель социального прогресса (центральная фигура— предприниматель).
3. Менеджеризм как форма управления (центральная фигура— образованный администратор).
4. Плюралистическая демократия, ведущая к политическому консенсусу (отсутствие в обществе доминирующих социально-политических групп как основы диктатуры).
5. Деидеологизация общественной жизнедеятельности.
6. Корпоративизм как наднациональная форма развития общества.
Ориентиры развитого индустриального общества:
—в сфере человеческой деятельности: рост материального производства
—в сфере организации производства: частное предпринимательство, утрачивающее конституирующий принцип власти (меритократия, техноструктура— реальная власть принадлежит не собственникам средств производства, а социальному слою специалистов, согласно профессиональным заслугам);
—в сфере организации обращения: рыночное хозяйство, не обременяющее себя при решении экономических проблем социальной ответственностью,
—в сфере политических отношений: правовое государство и гражданское общество;
--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--