Контрольная работа: Сравнительная характеристика преобразования заботы о потомстве в филогенезе

Введение

1. Сравнительные исследования онтогенеза человека и высших животных

2. Этапы преобразования заботы о потомстве в филогенезе

Заключение

Литература

Введение

Изучение психики животных и эволюции психики в целом с самого начала своего становления было ориентировано на познание происхождения психики человека и носило сравнительно-психологическую направленность.

История теоретических и конкретно-экспериментальных сравнительно-психологических исследований восходит еще к трудам античных философов и естествоиспытателей, продолжается в русле развития эволюционных воззрений, обобщенных в XIX в. в учении Ч.Дарвина, в котором сформулированы основные закономерности эволюции и, в частности, закон ведущей роли функции поп отношению к органу, в котором и обосновывается роль психики в эволюции животного мира: необходимость изменения поведения на основе отражений новых требований среды и возникновение нового способа регуляции взаимодействия животного с этой изменившейся средой, что и является механизмом появления сначала функционального органа, а затем и морфологического. В работах Ч. Дарвина обосновывается действие общих законов эволюции в филогенезе психики (в сравнительном плане анализ развития инстинктивной регуляции поведения, эмоций и т.п.).

После этого периода идеи преемственности психики человека и других животных в целом стали общепризнанными, хотя до сих пор существуют разногласия, в чем именно проявляется эта преемственность и насколько она выражена в регуляции отношений с миром у человека. Существуют два крайних подхода, которые можно охарактеризовать как:

1) размывание грани между психикой человека и других животных

2) углубление пропасти между психикой человека и другими животными.

В этих подходах в первую очередь различаются задачи, которые ставят перед собой исследователи: выявить общие черты в психике человека и других животных или показать их качественное различие. Разумеется, при сравнительном изучении уровней развития эволюционирующей системы в ней должны быть обнаружены общие особенности, которые характеризуют это развитие как развитие именно данной системы, и различные, которые характеризуют качественные особенности каждого уровня развития данной системы.

Развитие теоретических сравнительно-психологических представлений в конце XIX и XX в. происходило в трех направлениях: в русле общей теории эволюции психики и происхождения человеческого сознания; на базе сравнительно-психологических исследований в ведущих психологических направлениях; как теоретические представления относительно развития частных психологических структур.

Экспериментальные исследования, которые, конечно же, укладываются в определенные теоретические концепции, можно объединить в следующие направления:

- Сравнительное изучение отдельных психических процессов на разных уровнях эволюционного развития.

- Сравнительные исследования онтогенеза человека и высших животных.

- Сравнительные исследования антропогенетически значимых особенностей психики на разных эволюционных уровнях (особенностей психики животных, которые рассматриваются как предпосылки возникновения психики человека).

- Палеопсихология (изучение развития психики в антропогенезе).

1. Сравнительные исследования онтогенеза человека и высших животных

Сравнительные исследования онтогенеза человека и высших животных имеют давнюю историю. Особенности развития ребенка на довербальной стадии онтогенеза во многом сопоставимы с таковыми у высших млекопитающих. Обоснование биогенетических закономерностей развития и популярность этих взглядов в начале прошлого века не могли не сказаться на этих исследованиях. Позднее биогенетический закон в применении к онтогенезу психики человека неоднократно критиковался.

В онтогенезе с самого начала происходит формирование видотипичных особенностей психики, на каждой стадии развития появляются новые онтогенетические механизмы развития психики, которых не было на предыдущих стадиях, что не позволяет механически переносить закономерности филогенеза на онтогенез. При некоторой внешней аналогии сами процессы развития в онто – и филогенезе имеют разную направленность: развитие в филогенезе осуществляется на основе ведущей роли функции и резервов психики. Антиципирующий эффект развития достигается за счет закономерностей естественного отбора в условиях сохраняющейся общей тенденции эволюционных изменений организмов и среды. Онтогенетическое развитие является направленным на цель развитием – как реализация определенной видотипичной программы.

Тенденция к применению биогенетического закона к развитию психики в онтогенезе человека в начале XX в. выражена в периодизации онтогенетического развития В. Штерн.: ребенок сначала проходит стадию млекопитающего, затем – обезьяны («шимпанзеподобный» возраст), затем проходит основные стадии антропогенеза и с начала школьного возраста до зрелости повторяет в своем развитии основные эпохи становления культуры от античности до нового времени.

В дальнейшем идеи сходства в развитии человеческого ребенка и высших животных (в основном понгид) высказывались по отношению не ко всему онтогенезу в целом, а к отдельным его сторонам. Наиболее популярным было сравнение интеллектуального развития, которое рассматривалось как построение связей субъекта с предметной средой. В определении Ж.Пиаже интеллект рассматривается как «способ структурирования отношений субъекта со средой», т.е. практически расширяется до общих функций психики. Сходные взгляды обнаруживаются у Х.Вегнера, который также рассматривает онтогенез как построение связей со средой, но при этом выделяет новый уровень таких взаимосвязей, который появляется на определенном этапе и в филогенезе, и в онтогенезе: субъект, первоначально «подчиняющийся» в своем развитии закономерностям, диктуемым средой, начинает сам организовывать процесс взаимодействия, подчиняя себе, своим задачам и возможностям эту среду.

В подходах Ж. Пиаже и Х. Вернера содержится представление о том, что на каждом уровне развития достигается относительно стабилизированное отношение «субъект – среда», которое обеспечивается имеющимися на данной стадии развития механизмами регуляции со стороны субъекта. На каждом генетическом этапе, во-первых, будет свой специфический механизм (система психических процессов и способ их организации), а во-вторых, эта система не «полуфабрикат», она достаточно адаптивна и полноценно регулирует взаимоотношение субъекта со средой на данной стадии развития, но не является адаптивной для следующих, более поздних стадий. В онтогенезе психика находится в стадии неустойчивого адаптивного равновесия со средой, а во взрослом состоянии достигает устойчивой структуры, типичной для данного филогенетического уровня. Таким образом, особенности онтогенетической стадии на высших уровнях филогенеза никак не могут механически повторять особенности тех же самых или других онтогенетических стадий (а тем более «взрослого» уровня развития других филогенетических стадий).

В отечественной психологии развитие ребенка традиционно рассматривалось в русле культурно-исторического подхода. В середине XX в. критиковался «биологизаторский» подход, и развитие психики человека принято было интерпретировать как радикально отличающиеся от онтогенеза животных. Л.С. Выготский и его последователи признавали ведущую роль общения и усвоения культурных способов взаимодействия с миром как механизмов развития психики в онтогенезе человека.

В настоящее время с позиций эволюционно-системного подхода активно исследуются различные стороны и интерпретируются феномены раннего сенсомоторного развития, коммуникативной функции, эмоционального развития, компонентов и уровней самосознания и других психических структур у человека в сравнении с таковыми у высших животных.

В первой половине ХХ в. Были осуществлены фундаментальные экспериментальные сравнительные исследования онтогенеза человека и высших приматов. Все эти исследования показывают, что перцептивные и сенсомоторные процессы, не требующие включения искусственных знаковых средств, имеют у высших антропоидов и человека единую линию и сходную динамику развития. Манипуляции в первые месяцы онтогенеза развиваются практически одинаково (с несколько большей скоростью у понгид). В освоении рисования детеныши понгид и человеческий ребенок проходят сходные стадии (до этапа узнавания по ассоциации объекта в своем рисунке). Освоение пассивного языка и даже использование коммуникативных жестов также во многом сходно, как и формирование физического и эмоционального компонентов отношений привязанности. Качественные различия наблюдаются в развитии общения и коммуникативных средств, которые у ребенка уже во втором полугодии жизни приобретают семиотическую (знаковую) функцию.

Уже в первые месяцы у человеческого ребенка появляется «комплекс оживления» как первое комплексное средство общения со взрослым. У детенышей понгид есть сходная реакция, но в ней нет тех компонентов, которые становятся ведущими в развитии общения у ребенка: обмен взглядами и улыбкой со взрослым. В дальнейшем коммуникативные средства включаются в освоение ребенком предметного мира и в само развитие его интеллекта, а детеныши приматов осваивают этот мир индивидуально. Коммуникативные средства не переходят у них в средство организации интеллекта и не становятся речь (и не появляется речевого мышления).

Эти выводы в разных аспектах и в разной интерпретации содержаться практически у всех исследователей. Большинство ученых подчеркивают, что одним из важнейших отличий онтогенеза человека является усиление и качественное изменение роля взрослого в развитии ребенка. Эти исследования позволяют сформулировать основные этапы преобразования онтогенеза в филогенезе как преобразование изменений субъекта со средой в процессе индивидуального развития и изменение роли родительских особей в обеспечении условий развития потомства.

2. Этапы преобразования заботы о потомстве в филогенезе

Первоначально родительские особи не имеют специального поведения, обеспечивающего сохранение и поддержание условий развития для оплодотворенных яйцеклеток и развивающегося потомства. Выделение полового материала (или размножение делением у одноклеточных) происходит на основе гормональной регуляции, создающий эндогенный фактор инстинктивного поведения, в результате чего готовые к размножению особи одинаково реагируют на внешние ключевые стимулы и оказываются «в нужный момент в нужном месте», причем ориентируясь не друг на друга, а на эти ключевые стимулы. Далее происходит одновременное помещение полового материала во внешнюю среду, что ведет к оплодотворению (с большей или меньшей вероятностью). Никакой заботы о потомстве нет. Такая стратегия размножения требует производства большого количество половых клеток и предполагает малый процент успешности выживания потомства (R– стратегия размножения – стратегия количества).

Появление заботы о потомстве повышает выживаемость, но требует больших ресурсных затрат родителей (К – стратегия – стратегия качества). С появлением специального поведения родительских особей, направленного на обеспечение условий развития потомства, можно говорить о возникновении внутри репродуктивной сферы ее новой части – родительской. Эволюцию родительской сферы следует рассматривать как эволюцию тех форм поведения, которые обеспечивают успешное развитие уже появившейся в результате оплодотворения особи. Такое поведение может появляться на самом деле и до оплодотворения как обеспечение необходимых для этого условий. В этом случае речь идет не о половом поведении, в результате которого родительские особи выделяют половые клетки в нужный момент и в подходящих условиях, а о поведении, подготавливающем условия для сохранения оплодотворенных яйцеклеток. Следует учесть, что такое разделение может быть проведено только как научная абстракция, так как само поведение является единым. Поскольку внутреннее оплодотворение является достаточно поздним достижением эволюции, то подготовка условий для развития потомства предполагается в некоторых случаях еще до самого оплодотворения. В таком случае это прямо относится к заботе о потомстве. С этого момента можно говорить о наличии такого поведения и выделять следующие этапы его развития.

--> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ <--

К-во Просмотров: 136
Бесплатно скачать Контрольная работа: Сравнительная характеристика преобразования заботы о потомстве в филогенезе